Итоги нашего первого года по программе 1-3
Система 1-3Итак, это безумие закончилось - дети перешли в 3 класс, пройдя за 1 года 1 и 2 классы.
Я хотела чуть позже написать свой "отзыв"-историю, но сегодня моя коллега радостно рассказывала как ее сын прошел диагностику в 1-3, она очень им гордилась! Спрашивала, есть ли кто-то из окружающих, у кого дети учатся по такой же программе. Мои коллеги, с которыми мы иногда совместно делали домашку/доклады/проекты детям (да-да, ниже расскажу), судорожно сглотнули и выдвинули меня - бледную, дрожащую, с бутылкой успокоительного.
Рассказала, как есть, показала что есть. Коллега очень сильно засомневалась и решила еще подумать.
Если наша история заставит еще кого-то задуматься еще раз - будет замечательно.
Итак, вводные:
Дети пошли на программу 1-3 по стечению обстоятельств.
Во-первых, их не брали в школу у дома, т.к. "нету мест". Несмотря на то, что мы ходили в садик при школе, что живем через дорогу (от подъезда до школы ровно 160 метров с учетом перехода дороги) нам сказали, что в корпус у дома мы не попадаем, т.к. класс 1-4 полностью набран из 2 и следующих детей и льготников, под завязку - 33 человека. Идите в другой корпус (их у школы 4, ближайший к нам, после того, то у дома - 2 остановки на трамвае). Или в класс по программе 1-3 (в 2021 школа набирала 2 первых класса в нужный корпус - обычный и 1-3).
Я промолчу, что, познакомившись с "составом" параллельного класса я поняла, что 40% детей даже не москвичи. Но да, вторые дети, братьев/сестер которых каким-то образом пропихнули - тоже не москвичей.
Прошли диагностику. Как оказалось, нас "диагностировала" наша будущая классная руководительница. Она прям сразу вышла и сказала мне, что детки очень зрелые - она не сомневается, что их возьмут. Как потом рассказал директор на собрании, диагностировалось всего 96 детей, из них смогли набрать только 2 класса (в разные корпуса) по 24 и 26(у нас) человек.
Что знали дети на момент поступления:
1. Уверенный счет до 100 (и дальше) и обратно.
2. Сложение/вычитание: в пределах 20 уверенно, в пределах 50 - с бумажкой и временем на подумать.
3. Читали по нормам конца 2 класса. Сами, в слух и про себя, понимали прочитанное, могли свободно пересказать своими словами. Делали выводы о прочитанном, размышляли в ответ на вопросы, которые требовали не однозначного ответа.
4. Решали простые логические задачки самостоятельно, более сложные - с помощью, наведением на размышление.
5. Писали печатными буквами, с ошибками.
1 полугодие = 1 класс.
Тут все было достаточно легко, но очень быстро.
В день 5 уроков, хотя в ЭЖД в некоторые дни было 4, но у нас было "свое" расписание. Д/з каждый день, по каждому уроку.
В неделю было: математика 4 урока+1 доп; русский 4 + 1 доп, литература 4 (чтение), физра, окружающий мир и английский язык по 2, риторика, музыка, труд, изо, РПС (развитие познавательных способностей), родной язык - по 1.
Каждый день д/з по всем предметам на следующий урок. Много писали (прописи, которые параллельный класс проходил весь год - наш класс прошел чуть больше, чем за четверть, в декабре уже писали в обычных тетрадях в косую линейку).
Много читали - список литературы огромный, спасло то, что большую часть составляли сказки, которые мы и так с детьми читали.
Полностью прошли тему по фонетическому разбору слов.
Каждую неделю учили новое стихотворение не менее 2 четверостиший, если они большие, и 3х - если они небольшие.
Оценок не было, только печатки: Отлично, хорошо, молодец, которые заменяли оценки.
Также были проекты: раз в 3 месяца детей делили на группы, давали какое-то произведение (в тот момент были русские сказки) и нужно было поставить сценку, украсить стол (например, сделать диораму, или слепить героев и проч), подготовить угощения для всего класса, загадки по мотивам сказки, костюмы и т.д. Делалось все, в основном, родителями, но детям весело.
К новому году создалось впечатление, что все легко и просто, что мы сделали верный выбор, особенно когда после проверочных работ дети радостно сказали, что они набрали почти максимум.
Ад нас ждал дальше.
2 полугодие = 2 класс.
Предчувствие жести закралось, когда на НГ каникулы нам выкатили ДЗ размером с неделю обучения. Математика, русский, литература, английский - куча заданий, которые нужно было не просто прочитать/ознакомиться, а пройти, написать в тетрадях.
Плюс презентацию о том, как я провел НГ-праздники: в powerpoint несколько фотографий и рассказ. Причем презентацию ЖЕЛАТЕЛЬНО бы должны были сделать сами дети. Ну, возможно сейчас для чих-то детей 7 лет это не доставит проблем, но мои с гаджетами на Вы, и уж с офисным пакетом программ - тем более.
После НГ праздников сразу понеслись оценки. Причем у моих - в основном 2 и 3. Я уже писала в этом сообществе, что к концу января (т.е. через 2 недели после каникул) дети впервые мне сказали, что не хотят в школу, т.к. все равно будет двойка.
Я сходила в школу, поговорила с учителем, мне дали рекомендации (ниже напишу).
И стали мы с горем и слезами пополам учиться во 2 классе.
Я уже тоже писала, что очень много ребят из школы ходили в 1 полугодии на разные кружки. Во втором полугодии большая часть бросила эти занятия, потому что просто не успевали. Очень часто глубоко за 11 часов ночи в родительском чате обсуждалось как сделать то или иное задание.
И нет, не потому что дети не знали как сделать. Они не знали как оформить!
Не дай Боже подчеркнуть орфограмму 1 чертой вместо 2х - перечеркивалось все и ставилась двойка. Не дай Бог написать условие задачи не так, а сяк - еще двойка.
Причем, потрясающая была и избирательность в оценках: почти все 2-3 ставились в ЭЖД, а 4-5 (особенно 5) - только в бумажный дневник.
Грязь? Минус балл. Не смотря на правильное решение и то, что зачёркнуто аккуратно карандашом. Не успел что-то - двойка. А уж забыл тетрадь - ваще двойка.
И пошли проверочные на проверочной и контрольные за контрольными. МЦКО, ЖЦКО, ИГОГО, МУМУМ и все остальное с подобными же названиями. Из-за того, что темы проходили очень быстро (часто бывало, что на одном уроке проходили 2 темы, вместо 2 уроков на 1 тему, как у параллельного класса), то и проверочные от всех подобных "проверяльщиков" (чтоб им в аду гореть) были иногда по пару раз за неделю по разным предметам. В понедельник математика, вторник - русский, четверг - литература. Дети прямо-таки натаскиваются на контрольные, решая варианты-примеры и/или прошлогодние подобные проверочные. Причем, подается все под соусом "да вы не беспокойтесь, это же проверка учителя, его профессионализма" и - херак двойку с весом 3 в ЭЖД. Проверили учителя, блин. На этой почве все чаще стали случаться истерики у детей из класса. Через день либо кто-то в дверей школы висел на родителе с криком "мамочка, забери меня отсюда", либо просто не приходили дети, а в родительский чат писалось "мы сегодня отдыхаем, не смогли заставить идти в школу".
Возможно, кому-то покажется, что сильно сгущаю краски. Возможно. Потому что у меня это больное. Как мы с коллегами срочно печатали какие-то там тексты про природу, потому что "задали на пятницу, но расписание поменялось, поэтому завтра", а уж про шишки/листья//скорлупу орехов и говорить не приходится - собирали всем миром.
Дополнительной обязательной нагрузкой был яндекс.учебник и яндекс.класс, где нам тоже давали проверочные работы, задания и проч.учебное.
Но мы закончили. Дотянули. Дочка закончила без троек (слава арифметическому округлению оценок), сын с тройкой по математике. Желание учиться отбито почти полностью. На лето задано пройти учебник по математике за 2 класс, но другого автора, прочитать 70 произведений, поправить почерк большинству класса, сделать презентацию (самостоятельно!!!) о том, как провел лето - с фото и текстом в powerpoint, выучить около 30 новых слов на английском (читать, писать диктанты, понимать на слух). Отдыхайте, детки, летом.
Ну и выводы\советы\мысли\заключения.
1. Подумайте. Потом еще раз подумайте. И на последочек еще разочек. Надо ли оно вам? Всего один год "лишний". Но за этот год маленький детенок спокойно вкатится в школу, познакомиться с ребятами, правилами и всем остальным. А не будет на износ с 2 часов дня без прогулок и игр писать/решать/читать каждый день. Многие говорят "будет скучно, мой все умеет". Не будет. Они будут привыкать, у них будет много других занятий, свободное время, и отсутствие обреченности в виде "школа-дом-уроки-спать-школа".
2. Учтите, ребенок НЕ ДОЛЖЕН (прям вот так вот крупно, жирно) БОЛЕТЬ. Парадоксально, правда? Потому что в этом классе болеть и пропускать времени нет. Вообще. Вы должны будете заниматься параллельно с классом, никаких скидок на самочувствие. Проболев неделю - ребенок пропустит по 2-3 темы по каждому уроку. Ему возвращаться и разжёвывать никто не будет - надо бежать вперед.
3. Тренируйте почерк. В идеале, когда ребенок придет в школу - лучше бы чтобы он писал уже письменно, пусть и кривенько. Мои не писали вообще, а почерк никто в таком темпе не ставит. Будем вот летом каллиграфией заниматься, потому что большинство "ошибок" и снижения баллов по русскому у моих детей - неправильно написанные буквы.
4. Будьте готовы делать уроки вместе с ребенком. Именно этот совет мне дал наш классный руководитель. "Я вижу, что вы их отпустили, они делают самостоятельно. Так не пойдет". Так вот. Вы должны сидеть с ребёнком и делать с ним ДЗ. Моих вообще пришлось перевести на черновики, потому что они не могут сразу написать все правильно. А любое исправление - минус балл, как я уже писала. Даже с черновиками они портачат (что для меня лично норма - они же учатся, но не для учителя), и получают за идеальный с моей т.з. текст с одной помаркой в лучшем случае 4, а то и "4-. Грязно!".
5. Будьте готовы сами объяснять темы ребенку. Многие темы проходились мельком, упоминаниям, но вопросы по ним были в проверочных работах.
6. Решайте примеры на время. Не знаю - прихоть ли это учителя, или нет, но каждую неделю у детей был математический диктант: сначала это были простые примеры (20 штук на 1,5 минут) типа 10-5, 17-2 и т.д., потом пошли примеры "на слух" (т.е. учитель диктует 2 раза, а ребенок должен только ответ записать). И вот мои впадали в стресс именно из-за того, что боялись не успеть. Мы так до конца и не победили эту боязнь, хот если им не говорить, что "время пошло", они часто даже быстрее решают и все верно. Но как только "время пошло" - все: в глазах паника и ужас, 10-5=6.
7. Разговаривайте с детьми на английском. Да-да, иначе они (ну мои так уж точно) начинают забывать, что они прошли на английском буквально неделю назад. Т.е. прошли они, например, тему семьи со всеми словами, через неделю у них уже игрушки, а про семью - ни слова. И если не проговаривать дома эти слова - забывают.
8. Приучайте ребенка к оценкам. Во втором полугодии оценок было гипер-много, потому что их надо было поставить как за весь год (к вопросу об адекватности программы), поэтому в ход шло все - ДЗ, классные, устные ответы и проч, в день по некоторым предметам даже не по одной ставили.
9. Дружите с родителями! Вместе вы сила, как бы пафосно это не звучало. Вам не до дрязг, вам нужно сплотиться и тащить своих детей. У нас (т-т-т) очень дружные родители в чате. Сразу кто-то дает ответ на любой вопрос о школе: что принести завтра на труд, какую страницу читать по риторике, а дайте классную работу за позавчера - мы проболели - и т.д. Поверьте, это огромное подспорье.
Ну вот и накатала простыню. Наверняка что-то забыла, поэтому если вдруг есть вопросы - с удовольствием отвечу.
И повторюсь: очень сильно подумайте, надо ли это вашему ребенку и вам. У нас из 26 человек в классе никто не остался доволен этой программой. 2 полугодие было просто адом во всех смыслах и для детей, и для родителей.
Возможно, у нас такой учитель, не спорю. Но то, что программа "кривая" (это даже учителя признают), и не просто адаптирована, как при СССР, с которым так любят сравнивать эту программ (сколько раз слышала "ой да лааааадно, мы все учились 1-3, все было хорошо"), а тупо впихнута программа 4 лет в 3 года.
Если вы действительно видите, что ваш ребенок выше среднего к началу школы - и читает, и пишет, и считает (а лучше уже и таблицу умножения знает) - то да, вам действительно стоит попробовать. В остальных случаях, особенно если ребенок неусидчив еще - категорически не рекомендую.