Вдогонку дискуссии о гаджетах в школе.
Новости образованияСтатья не совсем об этом. Гораздо глубже, чем просто гаджеты в школе. Статья о ГРАНИЦАХ , о времени, в которое учатся наши дети...
Мне очень понравился подход этого автора нейропсихолога Анны Высотской:
"Сегодня хочется поговорить о правилах игры и границах в школе. Как заметила одна мама, в российских школах они непрозрачны и непостоянны. Не отличаются они и взаимностью, увы. Все, о чем я пишу, применимо к любой организованной деятельности, собственно.
Мы все выросли в советских реалиях, где школа диктовала очень жесткие правила игры, которые так же жестко поддерживались родителями, а вот границы семьи и отдельно взятой личности ребенка зачастую грубо нарушались. Но… пришел воздух 90-х, время перемен. С каждым годом уже выросшие дети того времени стали отвоевывать свое право у системы диктовать условия.
Сегодняшнюю школу многие ругают, но если посмотреть здраво - у нас гораздо больше свободы, чем у тех же европейских школьников. Начнем с того, что российский школьник может вовсе не ходить в школу, может зимовать на Гоа, а аттестации сдавать заочно. Может ходить в школу раз в неделю или посещать только избранные предметы. Да, это все так, хотя многие родители до сих пор не умеют всеми этими свободами пользоваться. Учителя можно уволить коллективом родителей - было бы желание писать жалобы в Управление образования. Отчислить за неуспеваемость ученика из районной школы практически невозможно.
Если кто и продавливает в этих отношениях - то именно мы, родители, систему, а никак не наоборот. Сегодняшний учитель, как бы его ни демонизировали - наемник, зажатый в тисках бюрократии. У него фактически нет прав - прежде всего, на воспитывающую роль, а лишь многочисленные обязанности. Особенно это касается началки. Поколение молодых безликих учителей, которые не смеют привнести себя в работу - закономерный отклик на желание общества быть потребителем « образовательной услуги», а не находиться в каких либо более интимных отношениях со школой. Школе показали ее место.
Собственно, странно иметь при этом какие-то притязания на атмосферу и среду развития - ведь это никак не коррелирует с индексами успешности оказанной «образовательной услуги».
Впрочем, после той роли, которую играло государство в жизни нашего общества десятки лет, такой мощный возврат к ценностям семьи и порицание всего «системного» - логичен. Если раньше школа приходила в семью - буквально, ногами, то сегодня родители приходят в школу, порой меняя ее облик до неузнаваемости.
Совсем иначе обстоит дело в школах «сильных», элитных… тех, кто держат высшие строки рейтинга минобра. Удивительно, но демократический дух, если и царит в этих школах, то касается скорее отношений между учителями и учениками, но далеко не границ. Границы здесь чтят, уважают и всячески охраняют, в том числе, именно родители поступивших детей. Границы называют «традициями». А школы с «традициями» - нынче большая редкость. Дети в такие школы уходят в буквальном смысле «с головой», а все несогласные радостно отправляются на выход. Именно правила игры и те самые пресловутые границы, в том числе, по отношению к родителям - гарантия в хорошем смысле элитарности этих школ.
Так что же есть эти границы, и нужны ли они современной школе? Я приведу лишь пару простых примеров, которые для меня - иллюстрируют наше родительское отношение к сегодняшней школе. И отчасти являются для меня ответом на то, почему школа разваливается. Она разваливается не только сверху, но и снизу - нами, настолько рьяно защищающими свои границы и забывающими о границах школы, о том, что отношение ребенка к школе, его мотивация, да и в целом атмосфера ТАМ творятся и в семье.
На днях я была праздничном чаепитии в школе сына. Несколько первоклашек сидели за общим столом с гаджетами. Они играли в игры, не участвуя в процессе общения. В нашей школе есть некий свод правил, в котором однозначно прописан запрет на пользование гаджетами в стенах этой самой школы. И это о границах. О границах и традициях, об уважении права учителя на комфортные условия работы и права других родителей воспитывать своих детей вне компьютерных игр. Нарушают границы не дети. Границы нарушают родители - сначала эти границы не выстроены в семье, ребенок не управляем, в методах воспитания используются шантаж и манипуляции. Затем все это выливается в школу - в ту самую школу, которая не имеет границ сегодня. Никакой свод правил не работает, если он не уважается родителями. И никакой учитель (подчеркну, сегодняшний учитель) в здравом уме не будет вставать между ребенком и его родителями в вопросах воспитания.
Поэтому да, в школу приносятся гаджеты. Поэтому мой другой ребенок первый раз познакомился с понятием порно именно в школе, один из детей с гаджетами показывал всем желающим соответствующее видео в Интернете. Друзья, но это уже, извините, и о моих границах. И я воспринимаю это как насилие - над своим ребенком и над собой. «Ну что вы хотите - это же школа! Что тогда, дома сидеть?» Да, это школа, бессильная перед родителями, которые относятся к ней как к «передержке», месту, где можно «получить услугу», а не как к пространству, в котором творится рост и развитие их детей. Пространству, которое творится, в том числе, уважением к границам других людей.
Картинка номер два. Я постоянно вижу, как уже после первого звонка в школу запихивают заспанных детей - шапка набекрень, портфель расстегнут, на ребенке чуть ли не пижама, мама помята - проспали, бежим. Да, у нас довольно демократичная школа, но, простите, почему мы путаем свободу с нарушением границ опять же? Как должен чувствовать себя хронически опаздывающий ребенок, который вечно вваливается в класс позже всех, который не успевает включиться в занятие, настроиться, подготовить свои вещи? Это же касается и спортивных занятий. В свое время мне стоило огромного труда совершить волевое усилие и сдвинуть все свое планирование ровно настолько, чтобы мои дети не опаздывали. Если мы понимаем, что не справляемся со сборами, в этот день занятия или школа просто отменяются. Если это повторяется хронически как системная ошибка - копаем, что не так и в чем проблема. Но она точно не в ребенке, а как минимум в семье и семейном отношении к границам. Бесполезно кричать на ребенка и ругать его за медленные сборы и поиск вещей по всему дому. Поверьте, если бы для Вас было важным не опоздать на важное собеседование, то и вещи лежали бы с вечера и портфель был бы собран и время рассчитано. А главное, соответствующее отношение к границам чужого времени было бы заложено с годами и у ребенка.
Третья примета времени - соцсети. Школа вышла в люди, школа на виду. Школе давно нужен пиар-менеджер. Обсуждаются учителя, обсуждаются дети и их родители. Обсуждаются конфликты и спорные ситуации. «Люди добрые» всея сети, как правило, обожают такие темы и живо участвуют в обсуждениях в терминах «всех уволить». Ну а здесь как обстоят дела с границами? Почему если мама не довольна тем, как учитель повел себя в отношении ее ребенка, она не идет к учителю или завучу, что было бы взрослой реакцией на проблему, а пишет пост в блоге? Проблема тем самым не решается, а границы учителя, ее самой и ее же ребенка радостно растаптываются. Стоит ли удивляться подросткам, которые выкладывают на Youtube содержимое своих сумочек и косметичек (интимные вещи, по сути)? Количество контента, который хочется «развидеть», зашкаливает. Но пример тому подаем мы сами. Жизнь как шоу. И шоу как отсутствие границ.
Итак, вернемся к тем самым «сильным» школам. Почему же туда так стремятся попасть, как дети, так и родители? Почему радостно соглашаются на строгие «правила игры» и первыми начинают охранять эти правила? Возможно, границы и правила все же связаны с качеством любых процессов и их эффективностью? А, может быть, уважая чужой устав, ты уважаешь, то, зачем и ради чего ты здесь? А подобное отношение естественным образом связано с мотивацией? А как в Вашей школе обстоит дело с правилами игры и границами?
Статья взята со страницы на ФБ Анны Высотской https://www.facebook.com/anna.androshina?hc_ref=ARTJpwYrQQDVbHrxzCvWAgYvSYGRe1Q_pEEp50nhZAnnU1i029hKZVHCBJlVWeuZiqU&fref=nf