Программа Гармония
Учебная литератураМеня предупреждали о Гармонии. Мне говорили, что это ад. Что это сложно и для ребенка непосильно.
Я сказала, что мы не дураки, а ребенок мой особенно, и потому с любой школьной программой справится на раз. И пойдем мы на самую сложную, читай, самую лучшую и сильную образовательную программу.
Конечно, чего там все эти тетьки-дядьки в интернетах понимают? Они -тся и -ться до сих освоить не могу. «А я не такой, а я не такой, а я не такой, они все такие, они все такие, а я не такой!» (с)
И вот мы на Гармонии. Начиналось все на редкость поэтично. Букварь до февраля месяца - молодцы какие, долго, обстоятельно.
Немного смущало то, что в прописи строки для написания букв широкие, а в тетради - тонкие. Строки скакали и не давали ребенку привыкнуть к определенной высоте. Немного смущало. Зря, что немного. Это должно было смущать много и очень много! Неустановившийся детский почерк скакал вместе с высотой строк. На данный момент имеем кривые буквы ПТУшника в тетради по ОБЖ.
Параллельно, вместо того, чтобы отрабатывать буквы и доводить до автоматизма написание слов, мы начали искать во всем опасные места. А опасно в словах ВСЕ! Все, кроме гласных под ударением. Опасны заглавные буквы, безударные гласные, парные согласные, согласные перед другими согласными, ударные гласные после Ш, Щ, Ч, Щ. Опасны пробелы между словами. Кругом опасность! Повсюду война! И каждую опасность нужно усилить, подать сигнал мозгу, что опасность не просто опасная, а нешуточная! Под опасными местами мы ярко-красным карандашом ставили ярко-красные жирные точки! Вся пропись и вся тетрадь превратились в сплошное кроваво-красное месиво опасности! Ребенок не думал о написании букв и орфографии, ребенок слюнявил красный карандаш и боялся пропустить поставить опасную точку под очередной безударной гласной. Вместо отработки письма мы получили точечный невроз.
Красные точки чередовались с подчеркиваниями. Одни опасные места мы выделяли красными точками, другие - подчеркивали простым карандашом. Невроз усиливался. Как бы не перепутать! Безударную гласную красной точкой, заглавную букву, пробелы и жи-ши одной чертой! Потом появились словарные слова. Девочка, собака, Москва. В этих словах тоже сплошные опасности. И эти опасности выделяются троекратным подчеркиванием. Точки, тире, три тире…. Они заполонили ум и память. Спокойное письмо и внимание к словам превращалось в морзянку. Мой левый глаз вторил морзянке и дергался ей в такт. Ребенок стал нервным, подглазия посинели, щеки ввалились. Точка, тире, троетирие, точка, тире троетирие. SOS.
Следующий укол смущения я ощутила в момент выдачи нам учебника русского языка в феврале месяце.
На 61 странице нам наконец-то рассказали, что такое алфавит.
На 93 странице - что такое ошибка.
Для особо непонятливых - закрепили это понятие.
А уж на 99 странице - чтобы наверняка, видимо.
А для самых понятливых - контрольный в голову на сотой странице.
Это для чего столько страниц потратили невесть на что?
И почти молчу о том, что детям 21 века подробно рассказали о телеграмме и правилах ее написания. Не в порядке истории-информации, а в порядке очередного правила для заучивания и усвоения.
На сегодняшний момент, не изучив ни правописания безударных гласных, ни парных согласных на конце слова, наши давно и бегло читающие дети учатся неправильному написанию слов. Стараясь быть максимально лояльной к авторам этого лингвистического безумия, я могу предположить, что людей каменного века можно было бы для начала обучить письму по принципу: «Что слышу - то пишу». Потому что никак бедняги писать не умеют, хоть бы уж буквы в какие-никакие слова сложили, чтобы понять, мамонта они пришибли намедни или папонта. Но бегло читающих детей, которые слова узнают по написанию и уже стопроцентно знают, что верблюд пишется именно так, заставлять писать «в'ирбл'ут» - это ПРЕСТУПЛЕНИЕ!!! Вирблут, римень, паот (поет, если что), каралок (королёк).
Мой ребенок абсолютно точно знает, как пишутся все эти слова и с ужасом получает замечания за правильное их написание.
Изучению заглавных букв и предлогов с существительными было посвящено полтора месяца. Следующие два месяца мы будем учиться неправильно писать слова. ДВА МЕСЯЦА! Изо дня в день! Варабей, лигушка, сабака! Мы получим либо детей-невротиков, либо безграмотных невежд.
Да, у нас в школе тоже был фонетический разбор слова. В 5 или 6 классе. Когда мы уже освоили все основные правила русского языка. И выглядело это приблизительно так:
В - [в']
Е - [и]
Р - [р]
Б - [б]
Л - [л']
Ю - [у]
Д - [т]
Согласитесь, это отличается от целикового написания слова [в'ирбл'ут]. В нашем случае мы анализировали каждую букву. Соловейчик же предлагает записывать неправильное написание слова в строку так, чтобы оно в таком виде отпечаталось в сознании и запомнилось на веки вечные.
Кстати, существительных, глаголов и прилагательных у Соловейчик тоже не существует. Название предмета, название действия, название признака. Предлоги и союзы - это у нас слова-помощники, а местоимения - слова-указатели. Дочь долго не могла понять, почему слово «около» - это не слово-указатель, оно же указывает, где. Вот эти длинные определения, с точки зрения Соловейчик, детям легко запомнить, а слово «местоимение» - то есть то, что можно поставить вместо имени: он, она, они - это тяжело.
Ну и прибавьте к этому отсутствие упражнений для отработки правил в учебнике и полностью бесполезную тетрадь на печатной основе. Для чего нужна эта тетрадь, понять не удалось. Были бы в ней упражнения на закрепление материала - вопросов бы не возникло. Но она лишь дублирует учебник и предлагает вставить пропущенные слова в безумные правила.
Жи-ши пиши с буквой И. Предлоги с существительными пишутся отдельно. Одушевленные существительные отвечают на вопрос «Кто?», неодушевленные на вопрос «Что?». Куда проще и понятнее? Соловейчик так не считает. Соловейчик считает, что правило в первом классе - это цитата из ее диссертации.
А теперь то, как эти простейшие правила видит госпожа Соловейчик.
Одушевленные и неодушевленные:
Раздельное написание предлогов и существительных:
Я читала отзывы в интернете. Эту мадам проклинают несколько поколений родителей. Встречаются редкие хвалебные отзывы с обвинением родителей в тупости и невозможности понять такую замечательную программу. Написаны такие отзывы, чаще всего, с кучей ошибок и безграмотным языком. Либо сама «птичка-певчая» писала, либо ее друзья-собутыльники, с которыми она поделилась деньгами за разработку замечательной анти-образовательной программы.
Первые плоды получили уже сегодня. Без преувеличения скажу, что у моей дочери необыкновенная врожденная грамотность. Она начала писать раньше, чем читать. И писала, на удивление, практически без ошибок. Собака, хорошо, молодец. Она искренне пыталась бороться:
Но система взяла свое. И вот что мы имеем сегодня после двух недель изучения транскрипции. Про почерк я уже говорила.
Попросила переписать без ошибок:
Вы, неуважаемая Соловейчик, будете нести ответственность за нервные срывы наших детей сейчас и за их безграмотность в будущем? Вам вообще нормально живется с сознанием того, что вас проклинают практически все, кто столкнулся с вашими опусами, и что ежедневно тысячи родителей произносят ваше имя по соседству с непечатными словами? Мне очень хочется познакомиться с вами лично. И просто понять, почему и за что вы решили так поступить с нашими детьми.
На данный момент с неуважением к вам,
Главный редактор детского литературно-познавательного журнала.