Языческие корни культа Богородицы
ЯзычествоКульт богородицы – один из древнейших культов на планете.
Еще за две тысячи лет до новой эры язычники пели в своих храмах: “пресвятая
богородица, спаси нас”, обращаясь к главной богине древнего Шумера – Инанне (это
имя в переводе с древнешумерского звучит “царица небесная”, “владычица небес”).
Саргон – основатель первой на земле могущественной империи
Шумера и Аккады (примерно 2350 лет до н.э.), ставшей затем великой Вавилонией,
насаждал культ “царицы небесной”, и его мать играла роль “высокой жрицы” Инанны
или Иштар (Астарта).
В древности культ Матери носил почти универсальный характер. Археология дает свидетельства широкого распространения культа Матери в каменном веке. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири: в доарийской Индии, в доизраильской Палестине, в Финикии, в Шумере, и сегодня находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Такие статуэтки называют палеолитическими «Венерами».
Легенда о богоматери и младенце была хорошо известна в
древнем Вавилоне и в свое время развилась в установившийся культ. Множество
памятников Вавилона отображают мать-богиню Серамиду, держащую на своих руках
ребенка Таммуза. В различных странах, где был распространен это культ, мать и ребенок назывались по-разному.
Древние немцы поклонялись деве Герте с младенцем на руках. Скандинавы называли
ее Дизой, которая также изображалась с младенцем. Этруски называли ее Нутрией, а
среди друидов Вирго-Патитура почиталась как “матерь Божия”. В Индии она была
известна как Индрани, которая таже изоражалась с младенцем на руках.
Китайцы называли свою мать-богиню Шингму, что значит “святая мать”. Она
изображалась с младенцем на руках и лучами славы вокруг головы.
Когда католические монахи-миссионеры в средние века проникли в Китай, к огромному
своему удивлению они обнаружили огромное количество изваяний, идентичных статуям
Девы Марии. Они объяснили этот факт по-своему: якобы Мария, мать Иисуса,
приходила с проповедью в древний Китай и китайцы сохранили память о ней и
поклонялись ее изображению. Однако историки и археологи разоблачили этот миф еще
в 19-ом веке: оказалось, что эти изображения “богородицы” были изготовленны еще
за тысячу лет до Рождества Христова.
Мать-богиня была известна грекам как Афродита или Церера, шумерам – как Нана, а
древним римлянам – как Венера или Фортуна, а ее младенца называли Юритером. В
Индии также поклоняются матери и младенцу, именуемым как Деваки и Кришна. В этой
стране воздвигнуто множество храмов в честь Изи – “великой богини” и ее сына
Исвары, где им поклоняются уже много веков.
В Азии мать была известна как Кибела, а ее сын как Дионис. Ее называли женой
Ваала – девственной царицей неба, которая родила без зачатия.
В Ефесе “великая мать-богородица” были известна под именем Артемида (Диана).
Храм, повсященный ей в этом городе, был одним из семи чудес света древнего мира.
В Библии говорится, что в этом городе апостол Павел столкнулся с сильнейшим
противлением сторонников культа Артемиды (Деян.19 гл.). Они собрали против
христиан огромную толпу и “около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!”
(Деян.19:34).
Интересной является, конечно, тема почитания женского начала в религии наших предков. У славян постоянным эпитетом высшего женского божества был "Мать Сыра Земля". В народных верованиях божество, ассоциируемое с "Мать Сырой Землей", с плодоносящей силой земли, жило и в языческой, и в христианской среде (богородица, "матушка-владычица") как главный персонаж аграрного культа вплоть до 20 в.
В языческой религии славян очень древним был культ двух рожениц, часто представляемых в образе двух лосих, двух хозяек мира. Этот культ возник в охотничьем обществе и затем перешел в земледельческое. Позднее роженицы уступили место единовластному патриархальному Роду, с которым они одновременно стали связываться, став его гендерным коррелятом. Они представлялись как богини плодородия и изобилия, защитницы матерей и маленьких детей. После принятия христианства образ рожениц также слился частично с образом богородицы, но сведения о них будут встречаться вплоть до конца 19 в.
Важную роль в религии славян играли также Макошь (Мокошь), богиня изобилия и покровительница женских работ (непосредственным продолжением ее образа после крещения Руси стала Параскева Пятница), и Лада, богиня растительного плодородия, а также покровительница брака и семейной жизни.
Первоначально в христианской вере не было места культу Марии.
Известно, что Мария, мать Иисуса, была прекрасной, посвященной и благочестивой,
особо избранной для воплощения нашего Спасителя. Тем не менее, ни один апостол,
ни Сам Иисус никогда даже не намекали на идею поклонения Марии. Как утверждает
Британская Энциклопедия: “В течение первых столетий церкви не придавали никакого
значения Марии вообще”.
Различные фантастические рассказы о матери Христа начали появляться с конца 2 в., ибо чем шире рапространялось христианство, чем больше оно включало традиционных обычаев и верований, тем больше божественных черт приписывалось Марии.
Однако, спустя немного лет, поклонение Марии не только поощрялось официальной
церковью Римской Империи, но еще и было признано официальной доктриной на
Вселенском Соборе в Ефесе в 431 году. К ней начинают применять названия
"богородица" и "богоматерь" - бывшие эпитетами великих
языческих богинь (например, великая матерь богов Кибела). Это
произошло в “родном” городе Артемиды, где ей поклонялись с первобытных Времен. Один из исследователей раннего
христианства справедливо отмечал, что культ древней богини-матери "снова
ожил в культе Марии, переменив только имя и получив христианскую окраску".
Влияние язычества на решение Собора совершенно очевидно. Церковные
лидеры Ефеса прикинули, что если позволить людям придерживаться поверий и
“традиций отцов” поклоняться богине-матери, то можно будет приобрести больше
последователей. Только имя богини было изменено на Марию. Таким образом, спустя
три столетия культ богоматери был узаконен официально.
Христиан отныне принуждали поклоняться богине-матери вместо Бога-Отца, а
язычники продолжали поклоняться Артемиде-Марие, думая, что стали христианами.
То, о чем до этого проповедовал на этом месте апостол Павел, утратило всякий
смысл. Те, кто в его бытность по-настоящему обращались в христианство, разбивали
изваяния своей богини.
В Египте мать-богиню называли Исидой, а ее младенца – Гором. Общим для
религиозных памятников Египта было изображение младенца Гора, сидящего на
коленях своей матери. Один из титулом, которым величали богиню Исиду – это
“матерь божия”. Позже этот титул был приписан Марии александрийскими
“христианскими” теологами. Образ матери-богини с младенцем на руках настолько
сильно укоренился в языческом сознании, что, как свидетельствуют историки,
древний образ Исиды с младенцем был окончательно утвержден руководством церкви
как изображение Девы Марии и Иисуса.
Различными путями церковные лидеры пытались
сделать Марию похожей на языческую богиню. Статуи Марии и Исиды практически не
отличались. Более того, чтобы не утруждать себя производством новых статуй,
изваяния Исиды просто переименовывались Марией.
Исиду обычно изображали стоящей на полумесяце со звездами вокруг головы. Именно
такую “Марию” теперь можно увидеть в храмах современной Европы.
Молитвы деве Марии играют важную роль в религиозном обряде. Писание не дает
никакого основания для этого, однако, подобные идеи не чужды традициям,
связанным с языческой богоматерью.
Таким образом, совершенно очевидна языческая природа культа Богородицы, сохраняющего преемственность от культа древней Богини Матери Прародительницы.
Что из этого следует? Объявлять ли христиан многобожниками? Клеймить ли само христианство как религию с засильем языческих верований?
Ясно только одно - не все мы готовы отказаться от своей Матери, а Она в свою очередь никогда не сможет отвернуться от своих многочисленных и любимых чад...