Внимание детей
От теории к практикеВнимание-это выделение чего-то и сосредоточенности на этом. Избирательность внимания-выделение нужного объекта из ряда других. Первоначальная форма внимания-ориентировочный рефлекс ( по Павлову). Павлов называл этот рефлекс: "Что такое?" Мы переключаем свое внимание на другой объект, задавая, в уме, вопрос : что это такое? Что случилось? Что это?
Внимание-это не обычный психической процесс, типо мышления, это особая форма психической активности, это условие для всякой деятельности.
ВНЕШНЕЕ ВНИМАНИЕ-направлено на внешние объекты, предметы. ВНУТРЕННЕЕ ВНИМАНИЕ-направлено на внутреннее состояние, на мысли, чувства. Любое внимание имеет внешние проявления, человек как бы замирает, устанавливая все, что мешает ему сосредоточиться -поза, замедление дыхания, но если ребенок выглядит внимательным, не значит, что он сосредоточен на вашем вопросе!
С физиологической точки зрения, в коре головного мозга возбуждается одни нервные центры и тормозятся другие. Для этого в коре должна быть область оптимального возбуждения и торможения . При твердых жизненных установках и большом интересе в коре возникает сильный оптимальный центр возбуждения, который называют доминантой. Он не только сильнее, но и устойчивое других центров, не просто сильнее, а питается за счет других ( игра в шахматы может стать приоритетом перед едой и сном, игра в компьютерные игры, причем ,в подростковом возрасте, особенно, можно наблюдать негативную реакцию на различные раздражители).
Развитие внимания в раннем детстве. Пики его развития приходятся на периоды освоения ползания, освоения прямохождения, речи. Кругозор ребенка расширяется и малыш самостоятельно научается задерживать внимание на неожиданно найденном предмете. Внимание пока поверхностно и он еще долго будет способен выполнять только короткие и четко сформулированные просьбы: возьми ложку, принеси ведерко. Причем, состоящие исключительно из знакомых ему слов. До 4 лет , ребенок не способен удержать внимание на чем то больше 5-7 мин, далее промежуток увеличивается до 10 мин, вплоть до 7-8 лет.
Лучший способ привлечь внимание ребенка, заинтересовать и добиться выполнения просьбы, это яркость образа и новизна фразы или наиграность фразы ( говорить как котик), ну и куда же нам, без зрительного контакта, который необходимо установить в начале беседы, иначе, ребенок может вас даже не заметить.
У детей 4-7 лет, внимание более устойчивое . Социум тренирует внимание ребенка, благодаря ему ( родителям,воспитателям, репетиторам), ребенок начинает доводить дело до конца, расставлять приоритеты, ставить цель ( долго следить за рыбками, что б узнать, как они спят). К 5,5 -6 годам, отдых между действиями ребенка сокращается, психика ребенка готовится переходить к другому виду деятельности -обучению. Внимание претерпевает изменение , оно из непроизвольного( рефлекса) трансформируется в произвольное, ребенок вручается им управлять.
завтра напишу игры на развитие внимания ;)