Методика С.Лупан и мы!
Методика Сесиль ЛупанЯ вообще-то вовсе не за раннее развитие (я имею ввиду читать-считать в 2 года). Мне кажется, что все должно идти в своем ритме и прийти в свое время. Это умение читать-писать должно созреть, быть результатом какой-то работы внутренней. Все навыки и науки познаются постепенно, в своих знаниях мы продвигаемся от простого к сложному. Поэтому я сейчас с ребенком стараюсь заниматься самыми простыми вещами - помогать ему понимать самого себя (больно, холодно, горячо) и окружающий мир (цвета, формы, шершавый-гладкий, длинный-короткий, далеко-близко...). Причем важно, чтобы все это было в радость, в удовольствие, чтоб он любил получать знания, чтоб ему хотелось знать все больше и больше))
Книгу Сесиль Лупан я прочла давно, когда Саше было чуть больше года. Тогда она мне очень понравилась, я решила, что буду делать всё по ней. Но потом все больше углублялась в своего малыша, в тему воспитания и развития... Много пробовала, стала лучше чувствовать, что идет, а что нет, что попробовать, а с чем еще подождать. В общем, книгу эту не забраковала, конечно, методы ее мне по-прежнему симпатичны своей легкостью и естественностью, но вот сроки такие не для нас. Вот решила написать о том, что мы уже пробовали и что это нам дало))
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Самое лучшее время для этого - дневная прогулка. Выберите для вашего путешествия цель, например квартал, где находится ваш дом. Сначала пройдите 50 метров, потом понемногу увеличивайте расстояние. Вы должны все время держаться оживленно и уверенно. Это должно придать смелости малышу. Воспользуйтесь прогулкой, чтобы петь песенки, говорить считалки, рассказывать разные истории. Часто ребенок начинает проситься на руки, возьмите его, но пронесите немного, сказав: "Хорошо, я понесу тебя, но только вон до того дерева!" Пронеся его на руках метров десять, вы иногда добьетесь, чтобы он прошел потом сам 50 метров. Домой малыш должен возвращаться пешком, так как в этом случае он скорее запомнит свои самостоятельные подвиги, чем, то время, когда он "ехал" на руках.
Если есть хоть какая-то возможность, совершайте с ребенком длительные прогулки. Достаточно тренированный малыш может пройти пять-шесть километров по сложным дорогам уже в возрасте полутора-двух лет.
Мы начали топать без коляски прошлой весной, когда Саше было год и 3. сначала выходили гулять около дома, до ближайшей площадки. Потом постепенно прогулки удлиннялись, летом уже выходили на дневную прогулку совсем без коляски, на 2 часа. Во время продолжительной ходьбы пели, рассказывали стишки, играли в разные подвижные игры. Зимой стали меньше ходить, но вот сейчас совсем отказались от коляски, шлепаем до занятий наших пёхом. В километрах не берусь говорить, но идти минут 30, для такого карапуза, мне кажется, это супер!!
Чтобы научить ребенка бегать, нужно заставлять его ходить все быстрее и быстрее, пока он не побежит сам и не обрадуется этому новому ощущению. Когда он поймет, что для него означает бег, устраивайте во время прогулок одну или две пробежки.
Бегать – весело))) бегаем от дерева к дереву, кто быстрее, в догонялки, в кошки-мышки, а иногда и просто так))
Есть два вида прыжков: первый, чтобы победить страх (например, кинуться с какой-то высоты к вам в руки), второй - при котором ребенок должен просто научиться прыгать (например, через пороги в квартире). Показав малышу, как это надо делать, станьте лицом к нему, возьмите его за руки и заставьте спрыгнуть к вам вниз со ступеньки. Дети обожают такие прыжки! Когда малыш научится хорошо прыгать, покажите ему, как можно прыгнуть на верхнюю ступеньку, потом прыгать на одной ножке и т.п.
Никогда не думала, что ребенок сначала не умеет прыгать, я думала, они все такие мячики-попрыгунчики)) было очень весело и радостно наблюдать, как Саша научился спрыгивать на обе ножки, потом подпрыгивать, а щас уже и перепрыгивать. Осталось только научиться запрыгивать))
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОЭЗИЯ
Придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своем носе, из которого течет, как из крана; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов, и т. п.
Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это.
детская речь и взрослая речь - Разговаривая с ребенком, пользуйтесь и той, и другой - по вашему желанию. Малышу необходимы оба типа речи.
Мы очень много болтаем. Обо всем на свете. Живая беседа – это просто прекрасно))
Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты
напевать песенки, считалки, стишки, повторяющиеся куплеты, сочинять самостоятельно
Как учить стихи
Первый этап: ребенок дополняет ваши фразы
Если вы станете повторять ему короткие стишки нараспев, то очень скоро он научится заканчивать начатые вами фразы. Заниматься этим нужно каждый день, хотя бы понемногу.
Второй этап: предложите ребенку начинать стихотворные фразы первым
Когда малыш уже сможет заканчивать начатые вами стихотворные строчки, перемените тактику. Просите, чтобы он начинал фразу, вы повторяете ее, а ребенок затем говорит следующую строчку. Конечно, этот прием можно применять только в случае, когда вы уверены, что ребенок знает стихотворение наизусть, но еще не может сам рассказать его.
Мы сейчас на втором этапе. Саша отлично заканчивает стишки, вот учимся рассказывать целиком. Иногда вдруг выдает сам, но пока сложновато ему это. Слишком много слов надо сразу выдать.
Первая басня
Вы выучиваете басню наизусть сами и делаете к ней рисунки, не требующие никакого особого таланта, так как они просто отражают развитие сюжета. Выберите момент, когда вы в хорошем состоянии духа и ваш ребенок расположен к восприятию нового, и прочтите ему, например, "Ворону и Лисицу", но возможно более выразительно. Разрешайте себе любую напыщенность и преувеличения, которые вы обычно не допускаете. Если ребенку это понравится, возьмите рисунки, разложите их по порядку и расскажите басню, как сказку. Затем вернитесь к тексту басни и объясните сложные для ребенка выражения.
Басню кстати сразу полюбил)) просит многократно рассказывать. Наверное привлекает ритм
Каждый раз, когда вы рассказываете ребенку, например, о каком-нибудь животном или птице, не забудьте упомянуть о том, как называется звук, который они издают. Когда малыш выучит весь составленный вами список, затейте с ним игру: "Какая птичка так поет?" и "Как лает собачка?" + пчела-жужжит, осел-ревет, утка-крякает...
Так часто играем на прогулке – «как мычит корова? А кто квакает?...» словарный запас расширяется
ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Первая книга - книга (без непосредственной цели чтения)
В первой книге ребенка, который только что заговорил, должно быть не более двух слов на странице: "Камилла спит. Папа ест. Камилла смеется. Мама упала. Камилла идет. Бабушка прыгает. Дедушка читает". Воспользуйтесь моментом и познакомьте малыша с именами членов семьи. Эта книжка должна состоять не более чем из десяти страниц. Прослужит она вам долго. Не нужно обрушивать на ребенка лавину слов. На данном этапе надо, главным образом, привить малышу вкус к чтению, а также научить его радоваться тому, что такой книги, как у него, нет ни у кого в мире!
Вторая книга
должна иметь на каждой странице три-шесть слов. В ней уже может быть сюжет.
Наша первая книга Семья Саши. Вторая - Сашин день. В обычных маленьких фотоальбомах, фотка, а на другой страничке поодпись крупными буквами. На слова внимания не обращаю, просто смотрим, сам от пока не интересуется тем, что там что-то написано
Имя ребенка
Как только малыш начнет выговаривать свое имя, напишите его на картонной табличке, которую можно прикрепить с внутренней стороны кроватки так, чтобы он видел ее лежа. Не забывайте напоминать ребенку, что написано на табличке, когда он просыпается и когда ложится спать
Мы сделали такой плакат с отпечатками наших ладоней (мама, папа, саша), наклеили около фотки и сделали подписи
Для подготовки к самостоятельным занятиям письмом
ребенку нужно дать бумагу и карандаш, а также выделить место, где бы он мог рисовать и писать. Поощряйте его, если, оставшись в одиночестве, он рисует. Научите его рисовать человечков, домики и т.п. Если малыш увидит, как рисуют и пишут дети постарше, он станет им подражать.
Столик имеется, творит там с удовольствием. Один, правда, редко рисует
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Приучайте ухо малыша к различию в звучании двух языков.
Прежде чем начать говорить с ним на другом языке, пойте ему песенки на этом языке, давайте слушать записи.
Ритуал перехода с одного языка на другой
После того как ребенок уже достаточно привык к родному языку, в возрасте от восьми месяцев до года введите в свой ежедневный обиход моменты, когда вы будете говорить с малышом на другом языке. Не забудьте сопроводить переход на иностранный язык специальным ритуалом.
Книжки с картинками
Если он хорошо знает содержание книги на родном языке, попробуйте пересказать ему то же самое на иностранном. Во время "урока" после обычного ритуала и вашего монолога на иностранном языке скажите малышу: сейчас произойдет что-то особенное. Возьмите книгу и продемонстрируйте, что ее можно перевести на другой язык.
Словарь
Лучше всего для этого подходят словари, в которых на каждой странице есть несколько иллюстраций. Покажите малышу изображение, соответствующее произнесенному вами слову; потом попросите его, чтобы он сам нашел нужный рисунок. Вставьте слово в различные фразы, выделяя его голосом. Попросите ребенка сказать это слово еще раз. Позже он сможет воспроизводить уже целые фразы. Выработайте у себя привычку обязательно повторять то, что вы прошли накануне. Прочитав книгу до конца, начните читать ее с начала, если, конечно, она нравится малышу. Работа со словарем - наилучшее средство расширить словарный запас ребенка и сделать употребление слов более точным.
Кассеты.
Предложите ребенку послушать кассеты, с которыми он уже знаком с самого раннего детства. Помогите ему понять, о чем там говорится. Песни и короткие стихотворения - прекрасный способ, чтобы ребенок начал произносить слова на иностранном языке. Не забудьте, что вы добьетесь большего успеха, если покажете пример своему ребенку: учите песни вместе с ним!
Раньше болтали на английском частенько, без особого напора на обучение. Просто на какое-то время переходили на другой язык после определенного ритуала. Ничего не переводила, разговаривала, пела, читала, рассказывала. Всё так же, как и всегда, только на английском. Саше нравилось, одно время постоянно таскал мне книги на языке. Он говорит кое-какие слова, понимает простые указания. Щас как-то мы оба поостыли, занимаемся раз 10-14 дней. Но всегда с удовольствием, для меня это главное)))
ЛОГИКА И СЧЕТ
Пять чувств
Малыш должен осознать разницу между понятиями "видеть", "слышать", "осязать", "обонять" и "воспринимать на вкус". Выберите несколько разных предметов и попросите ребенка определить с помощью пяти органов чувств, чем они отличаются.
Пробуем оперировать этими понятиями. Предлагаю закрывать глазки или ушки, чтоб почувствовать их ценность.
Положение в пространстве
слева, справа, вверху, внизу, над, под, на, в, и т.д. Что касается понятия "слева" и "справа", выработайте у себя привычку говорить об этом во время одевания малыша. Говоря "справа", сожмите его правую руку или ногу; произнося "слева", дотрагивайтесь пальцем до тех частей его тела, которые расположены слева. Позже, если ребенок будет заниматься гимнастикой или танцами, завяжите ему ленточку на правой щиколотке и правом запястье. Когда он хорошо запомнит, с какой стороны находится левая, а с какой - правая сторона его тела, покажите ему, что, когда вы стоите напротив него, ваша левая сторона находится против его правой. Чтобы объяснить ему другие случаи расположения предметов в пространстве, возьмите небольшую игрушку, которая ему нравится, и положите ее на стол, под стол, в коробку и т.д.
право-лево замечаю еще, когда дорогу переходим – куда надо посмотреть сначала, куда потом
со счетом пока особо ничего не делаем, слишком абстрактное понятие. Понимает вроде 1 – много, считаем части тела (1 нос, 2 ноги, 2 руки…)
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И РИСОВАНИЕ
знакомство с живописью
Если это альбом, на каждой странице должна быть только одна репродукция. Изображение на другой странице, о котором вы в данный момент не говорите, закройте листом чистой бумаги. Прежде чем показать ребенку открытку, положите ее на кусочек белого картона размером 30*30 см. Выберите пять репродукций, усадите ребенка около себя и начинайте:
Я хочу показать тебе несколько прекрасных картин. Их нарисовал господин, которого звали Антуан Ватто. Все эти картины имеют разные названия: вот "Жиль", а вот "Отплытие на остров Любви". Теперь посмотри-ка на эту: она называется "Лавка Жерсена". А эти две - "Урок пения" и "Две сестры"[?].
Сначала делайте все быстро. Покажите малышу первую картинку, уберите ее и сразу же достаньте вторую. Это займет у вас несколько секунд. Окончив занятие, возьмите ребенка на руки, поиграйте с ним в "разглядывание картинок", добейтесь, чтобы он сам ощутил, как это интересно. Малыш должен почувствовать всю гамму цветов и осознать, что смотреть картинки - очень увлекательное дело. На следующий день повторите пройденное, а через три дня добавьте еще одну репродукцию.
Вскоре ребенок не захочет, чтобы вы так быстро меняли картинки, у него появится желание изучать их подольше: тогда вы можете попытаться объяснить малышу, что же именно изображено на картинке, обратить его внимание на отдельные занятные детали. Когда вы "проработали" таким образом, десяток репродукций, отправьтесь с ребенком в музей или на выставку, чтобы увидеть картины в оригинале. Предупредите ребенка о походе в музей заранее, обставьте это с торжественностью и идите в музей в приподнятом настроении. В залах возьмите ребенка на руки и подойдите сразу к тем картинам, которые вы вместе с ним рассматривали дома. Сделайте так, чтобы малыш сам их узнал.
Смотрим просто альбомы великих художников. Иногда озвучиваю названия, если короткие, иногда нет (просто описываю – лес, море, дядя, тетя, малыш…). Сашке нравится. Вот все хотим в музей сходить))
МУЗЫКА
Пойте!
Что петь?
Детские песенки. Традиционный репертуар очень богат. (Если вы не помните ни одной песни, купите пластинку и слушайте ее до тех пор, пока не запомните слова.) Важно, чтобы ребенок постепенно усвоил серию простых мелодий, которые станут для него первой точкой отсчета.
Как петь?
Выберите песню, которая вам больше всего нравится, и пойте ее ребенку на сон грядущий. Делайте это хотя бы раз в день. Пойте ее со словами и без слов. Не забывайте, что слова есть всего лишь дополнение к музыке. Нужно, чтобы ребенок слышал, как вы поете без слов. Это очень важно.
Пребывайте в аритмическом состоянии.
Так Мартено называет состояние концентрации, при котором тело в любой момент готово к совершению какого-либо быстрого движения. Если вы вялы, то ваша музыка будет невыразительна и не представит для ребенка ни малейшего интереса.
Поем и очень часто)) кстати, замечаю, что у меня самой даже стало лучше получаться))
Ксилофон
Купите ксилофон, правильно настроенный. Почему именно ксилофон? Потому что это единственный инструмент, одновременно и мелодический, и ударный, который не расстраивается со временем. Играйте на нем простую песенку, фразу за фразой. Но не пойте. Потом сыграйте первую фразу и одновременно спойте соответствующие ноты: "до", "ре", "ми", "до" (если вы фальшивите, не надо петь, говорите).
Играйте не отдельные ноты (по сути дела, они эквивалентны отдельным буквам), а короткие музыкальные фразы (которые есть своего рода слова). Вы можете также играть малышу гамму, аккорд в арпеджио, хроматическую гамму (со всеми полутонами, диезами и т.д.).
Я сама далека от игры на каких-либо музыкальных инструментах. На ксилофоне могу сыграть простейшие песенки. Сын их даже узнает иногда)))
Кассеты
Давайте вашему ребенку возможность слушать музыку. Как я уже сказала, хорошо бы купить ребенку, когда ему исполнится года два (или даже раньше), кассетный магнитофон. Записывайте для него на кассеты различную музыку. Приучайте ухо малыша к музыке всех жанров (классической музыке различных периодов, джазу, песням, народной музыке) и звучанию простейших инструментов. Поскольку купленный для ребенка магнитофон, скорее всего, будет давать воспроизведение не особенно хорошего качества, пусть малыш слушает записи на вашем стереомагнитофоне.
Слушаем очень разную музыку – детские песенки, диски Железновых, классику, джаз, советские песни, хоровое пение, просто инструментальные мелодии… не одновременно, конечно, и не в один день. Когда надоедает, меняю тот диск, который включаем пару раз в день на какой-нибудь другой. Саша очень любит музыку
Ребенок начинает петь
Не волнуйтесь, если этот момент наступит не сразу. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку (если возможно, в вокальном и инструментальном вариантах), прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным и полным ошибок исполнением. Не заставляйте ребенка петь, ему вполне достаточно пока одного вашего примера. Обласкайте младенца, когда он начнет петь.
Поем разные детские песенки. Коротенькие, простенькие песенки Железновых. Мне очень нравятся. Летом на улице часто пели вместе, но вот сам стал напевать совсем недавно
ПЛАВАНИЕ
В книге подробно описано обучение плаванью грудничков. Мы занимались по-другому, наверное, именно поэтому не лежим на воде. Пробуем иногда плавать на спинке вот так:
Плавание на спинке.
Существует хорошее упражнение, позволяющее приучить ребенка лежать на спинке: малыш, повернувшись к вам лицом, цепляется за вас, как обезьянка; крепко возьмите его так, чтобы пальцы одной руки зажимали ему уши, а другая рука поддерживала спинку, затем согните ноги в коленях и наклонитесь вперед, но так, чтобы вода не попадала на лицо малыша. В результате ребенок, крепко прижатый к вам, окажется лежащим спиной на воде. Успокойте его и похвалите за то, что он уже лежит на спинке, но не оставайтесь в этой позе долго. Повторите несколько раз эту позу, подобно утке, когда она погружает голову в воду (только не вздумайте опускать в воду головку малыша!) Когда вы увидите, что это ему нравится, заставьте развести руки (при этом вы должны все время разговаривать с ребенком, мягко и успокаивающе); дайте ему возможность тихонько двигаться в воде. Когда он и это будет делать с удовольствием, предложите развести и вытянуть ноги. В это время он уже действительно плавает на спине, и вы можете поддерживать его только сбоку и под головкой. Однако без его согласия ни в коем случае не делайте этого.
продолжение следует...