Система обучения детей музыке Судзуки - что это такое?
Музыкальное развитиеНикто из современных родителей не спорит с тем, что занятия музыкой развивают ребенка. Далеко ходить не надо, у нас множество примеров великих, игравших на разных музыкальных инструментах в свободное от науки время. Зарубежные ученые Эйнштейн, Планк, Борн, российский физик Яков Френкель, ученый химик и композитор Александр Бородин, конструктор-изобретатель Лев Термен, великий шахматист и пианист Марк Тайманов.
Сегодня и многочисленные научные исследования доказали, что занятия музыкой серьезно влияют на мозг человека. Развиваются математические способности и речь, активизируются мыслительные процессы и улучшаются кратковременная память и интуиция. Это кроме стандартных навыков: развития музыкального слуха и голоса, координации движений и слухового восприятия. Но на этом список не заканчивается. Под влиянием занятий музыкой улучшается психо-эмоциональное состояние, развивается хороший эстетический вкус и формируются эстетические представления у ребенка. Конечно, чтобы добиться таких фантастических результатов необходимо чтобы совпали 3 основных фактора: родители, учитель и система обучения.
Почему же тогда мы редко видим положительные результаты у детей, прилежно играющих гаммы и этюды в музыкальных школах? И почему дети, после 7 лет обучения, выходят в этот мир со стойким отвращением к классической музыке на долгие годы? Почему обучение детей прекрасному искусству происходит порой не благодаря, а вопреки? Вывод напрашивается сам собой: происходит сбой в одной их 3х составляющих. Либо родители не поддерживают свое чадо в его занятиях, объясняя это своей «музыкальной неграмотностью», либо невнимательный к потребностям ученика преподаватель, занимается сухой муштрой, либо неэффективна сама система обучения, нацеленная лишь на воспитание профессионалов.
Я ,как педагог, тоже пыталась найти выход из этой ситуации. Искала и пробовала различные системы в работе с детьми. И неожиданно наткнулась на методику японского скрипача-педагога Синити Судзуки. И что называется: душа откликнулась! Метод оказался далеко не новый, а давно уже испытанный и опробованный во многих странах мира (с 1954 года). Дети с одного года начинают заниматься музыкой и учатся играть на музыкальных инструментах так же естественно, как и учатся говорить на родном языке! Метод так и называется - метод родного языка. В этом и состоит открытие Судзуки: каждый ребенок может! Любой может говорить на языке своей мамы, каким бы сложным этот язык не был. Этому способствует сама жизнь: ребенок находится в окружении любимых людей, говорящих на этом языке постоянно, чувствует себя защищенным, постоянно слушает и имитирует. Вот собственно и все!
Судзуки перенес эти условия на почву музыкального воспитания.
- Ребенок находится в позитивном окружении, родители обязательно присутствуют на занятиях и поддерживают свое чадо,
- Музыку в лучшем исполнении дети слушают постоянно и дома, и на занятиях.
- Обязательные постоянные повторения разучиваемого и уже пройденного материала. Повторения, как мать учения, никто не отменял.
- Каждый развивается по собственному плану, в зависимости от скорости усвоения материала.
- Нет никаких обязательных экзаменов, которые нужно сдавать 2 раза в год. Нет нервотрепки по подготовке и сдаче этих экзаменов, вызывающих у детей и у родителей сумасшедший стресс.
- Но зато есть регулярные концерты, на которых абсолютно все дети демонстрируют выученный материал. Даже если ребенок еще ничего не играет, или играет только одним пальцем он показывает это с большим удовольствием и гордостью. Страх сцены при этом отсутствует напрочь!
- Ежегодные международные летние лагеря, где дети, родители и преподаватели из разных стран делятся своим опытом, общаются на языке музыки и с удовольствием играют вместе, потому что программа обучения едина для всех обучающихся.
Сейчас у нас еще довольно мало преподавателей этого метода, так как обучение довольно дорогостоящее и ведется только с западными педагогами. Но уже есть классы по скрипке и фортепиано с 3х лет и группы раннего музыкального развития с 1 года.