Сенсорным коробкам – БЫТЬ!
Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)По роду своей деятельности я часто общаюсь с мамочками малышей, и волей-неволей затрагиваем темы раннего развития, обсуждаем наш проект (проект Divasik box совместно с Jolene ), вступаем в дискуссии о надобности проведения тематических занятий и так далее.
Сегодня я решила написать пост о сенсорных коробках и высказать свое мнение о надобности их создания. Вопросов поступает настолько много, что порой кажется, мамулички пытаются сами себя уговорить или переубедить, что занятие это неблагодарное и трудоемкое.
Постараюсь через часто задаваемые вопросы изложить свое виденье об одном из главных этапов раннего развития - сенсорике.
- Зачем делать сенсорные коробки, если сенсорика нас окружает везде? Дайте манку, насыпьте гречку… Зачем тратить время, которого и так нет?
- Начну с того, что лишнего времени нет ни у кого и никогда. Но есть желание, а значит и возможность. Желание - развивать своего ребенка есть у большинства мам. Говорить о том, насколько важен сенсорный опыт для деток в первые года жизни, думаю, не имеет смысла. Игра с крупами подходит больше для малышей 1 года, когда мы можем попросить его пересыпать манку или гречку из одной емкости в другую, сортировать макароны или другие предметы. Для деток старшего возраста создаются так называемые «тематические сенсорные коробки», в которых мы имитируем, воспроизводим маленький мир с его составляющими. Здесь как никогда оправдывает себя название «сенсорная» коробка, т.к. задействуются почти все органы чувств, которые реагируют на содержимое, на внешние раздражители. Согласна, что сенсорика окружает нас везде, но цель таких сенсорных игр сводится не только к тактильному-зрительному контакту, а к развитию фантазии у малыша, образного мышления, памяти, способности играть и проводить время наедине. Часто слышу жалобы родителей, что дети не умеют играть без взрослого. Ответ очевиден - ребенка нужно учить играть самостоятельно. Вы, ведь не зная, как управлять машиной, не сядете за руль? Почему требуете тогда это от малыша? В этом смысле сенсорные коробки выступают помощником для родителя, т.к. не видела я еще ребенка, у которого бы не возникало желания поиграть с созданным для него миром, рассмотреть самому, что лежит на дне, или что спрятано за камешками…
- Для создания сенсорных коробок нужно много чего покупать, а на это нет ни средств, ни времени.
- Про время мы уже поговорили. Теперь про средства… Создать тематическую сенсорную коробку может любой взрослый (а лучше с помощью своего маленького чада) за несколько минут. Мы не говорим сейчас о высшем пилотаже, о коробках, которые и коробками неудобно назвать - некоторые мамочки просто создают произведения искусств! Мы говорим о самой простой, но самой красивой для вас коробке, куда можно разместить по теме все, что у вас есть дома или что вы можете найти на улице. Никогда не поверю, что у ребенка нет фигурок зверей или человечков, кукол, динозаврика и так далее. Предположим, у кого-то и нет, но это можно всегда сделать - нарисовать, слепить из пластилина, распечатать. У каждой хозяйки есть крупы, бусины, пайетки, пряжа - задействуйте все. Вы гуляете каждый день с малышом - выполните вместе задание: соберите листочки, палочки, шишки, цветы, камешки. По возвращению вместе скомпонуйте все в коробку. Поверьте, как показывает практика, детям для таких игр больше нравится природный материал, чем дорогие, модные игрушки. Вопрос не, сколько стоит сделать сенсорную коробку, а сколько у вас есть желания.
- После таких игр много уборки.
Давайте будем честными: не только после сенсорных коробок у нас с вами прибавляется уборки. Дети - это вообще «ходячие катастрофы», требующие после себя постоянной уборки, и это, опять же, очередной этап их развития и взросления. Не разрешая играть, вы не позволяете малышу увлекаться, уходить с головой в игру, фантазировать. Ребенок разбрасывает игрушки именно в этом состоянии, как мы говорим, «заигрался». Прерывая его своими требованиями к порядку, вы вмешиваетесь в самостоятельную игровую деятельность, о которой я говорила выше, и которую нужно взращивать, а не мешать в первых шагах к любознательности и самостоятельности.
- Для моего ребенка это не подходит, более 5 минут он играть не будет.
- Если ваш малыш будет играть с коробкой 5 минут, вы будете самой счастливой мамой, честно! Способность концентрироваться у малышей еще настолько маленькая, что указанное время считается нормой. Поздравляю, ваш малыш нормально развивается! Но я уверена, что он не один раз за день подойдет к коробке и будет играть. Проблема не в усидчивости, как я часто слышу от родителей, что их дети совсем неусидчивые. Такими не рождаются, усидчивость прививается и воспитывается. Поэтому давайте не будем требовать от деток сразу всего и сразу же. Ребенок будет усидчив настолько, насколько он будет мотивирован в происходящем и заинтересован в выполнении того или другого задания.
Подводя итог, хотелось бы сказать, создавая тематические сенсорные коробки для своих детей, мы в первую очередь хотим объединить полученные ранее знания и закрепить новые через игровую форму по конкретно изучаемой теме. Имитируя так называемые маленькие миры, мы даем возможность ребенку попутешествовать во времени, побывать на разных континентах, под водой и над землей, увидеть и пощупать мир изнутри. Мы развиваем его сенсорное восприятие, учим играть, фантазировать, предполагать, логически мыслить, развиваем и обогащаем речь и расширяем кругозор. На ребенка не может не хватать времени, т.к. он и есть наш основной мир, вокруг которого все вертится. Занимайтесь и развивайтесь с удовольствием!
P.S. Данная статья является выражением моего личного мнения и не преследует цели повлиять на чьи-либо убеждения.
Всем спасибо за внимание!