Альбом по развитию речи - нужен ли?
Развитие речиПост-мотивация для всех мам, которые беспокоятся, что ребенок не говорит в два года. Или для мам, которые только-только от невролога с непонятными (и необоснованными) диагнозами. Мы были в числе вторых. Никого не учу, просто рассказываю о нашем опыте по просьбам некоторых страждущих
В два года невролог намекнула, что пора бы и говорить предложениями. Я напряглась и заказала "Большой Альбом по развитию речи для самых маленьких" Новиковской. Батяевой в тот момент просто не было в наличии. Говорят, Альбом Батяевой более красочный.
Сейчас могу сказать, покупка была удачной! Заниматься речью с ребенком в любом случае нужно, но большинство из нам - мам - не логопеды и не психологи. В этом случае "Альбом" - огромная помощь. Ниже информация для всех, кто недоволен речью ребенка или её отсутствием, и кто хочет подробнее узнать об Альбоме.
Что нам особенно помогло? Помогли игры в слоги и краткие тексты в Альбоме, я ниже их опубликовываю. У Евы как будто прошёл какой-то правильный импульс из мозга на язык. Словно тоненькая ниточка соединила нервные клетки и мышцы языка.
Отмечу, что пассивный словарь у неё к двум годам был внушительный. Всё понимала, выполняла просьбы и показывала. С рождения любим читать книги. Как приучить к книгам? Да никак. Просто любите сами читать.
Активный словарь у дочери к двум годам был на уровне "ляля бух", "мама, дай", "папа, на".
Итак, содержание. Там все очень грамотно выстроено с точки зрения эволюции речи. В повседневной речи мы - мамы и папы - очень сложно говорим. Мне кажется, иногда ребенок затрудняется говорить именно по этой причине. Он просто теряется в объеме произнесенных слов (слогов).
Альбом - как инструкция. От простого к сложному. Поэтапно.
Раздел "Учимся понимать речь". Это на развитие пассивной речи. Здесь Вы все сами озвучиваете (это машина, это дом и пр), а ребенок потом показывает, где машина, где дом. Этот раздел нам был не интересен, мы пропустили его. Там есть хорошие игры на общую моторику (стихи и движения - ПОЛЕЗНО проигрывать их вместе!) и пальчиковые игры. Пальчиковые игры я сама не очень-то люблю, просто лень. В результате ребенок тоже не знает их.
Раздел "Первые слова". Здесь ребенку предлагается начинать говорить первые слова по слогам: ма-ма, па-па. Идет блок с животными, необходимо их озвучить. Как говорит эхо? Как фыркает ежик? Раздел не для нас, но в этом разделе я узнала про мега-игру. Она очень эффективная.
Телефон. Вы имитируете телефон, говорите два слога (па-ма, да-та, ма-мо и пр.). Ребенок должен эти слоги в точности повторять. Еве очень понравилась эта игра. Правда, мы модифицировали ее. Я шептала громко на ушко ей слоги, а она озвучивала. Необязательно это делать с Альбомом. Можно где угодно заниматься: дома, на улице, в машине. До сих пор играем. Думаю, эта игра позволила дочке расслабить язык. (Пардон за телефоно-фото)
Далее в разделе предлагаются картинки людей, нужно придумать имена им и озвучить всю семью (тетя Нина, дядя Паша, Маша, Глаша, Петя, Вова), а ребенок должен повторить, как зовут тётю, мальчика, девочку. Здесь получается тоже элементарные слоги, и разработка памяти. Еве нравилась это задание. Я ей каждый раз придумывала новую семью, она повторяла. Само собой, не всегда запоминала всех, но с каждым разом результат был лучше.
Раздел "Первые фразы". Простецкие фразы из двух слов. Это был наш уровень, с него и начали интенсивно. Короткий текст. Вам (и мне ) кажется - фу, элементарщина какая. А для ребенка это "Песнь льда и пламени"! Так воспринимала Ева.
Пример текста.
"Это Оля. Это Коля. Вот мама. Мама Катя. Вот папа. Папа Петя. Тут баба. Баба Даша. Тут деда. Деда Паша". Ну прямо жизнеописание какое-то!
Еве такие тексты очень нравились. Безусловно, заниматься нужно тогда, когда у ребенка есть настроение внимать и говорить. После сна, например. Уставший ребенок ничего не будет выполнять, это ежу понятно.
Вот еще любимые Евины тексты.
Следующий текст - просто хит. Не знаю, чем он взял Еву. Ей очень понравилась "Нюша" и "Чичи". И особенно, что Чичи в конце "бух".
Я эту Нату с Нюшей и Чичи буду помнить до гробовой доски. Потому что через недели две-три Ева пересказала его САМА! Это такая радость! Ведь сначала она вставляла лишь слова. А тут как выдала целиком во время скайпной сессии с бабушкой! Меня посетил экстаз.
Там еще есть сказка про курочку рябу. Но мы эту сказку рассказывали до Альбома. Ева вставляла последние слова в предложении.
Раздел "Говорим правильно".
Здесь картинки и простые фразы. Таня, иди. Даша, неси. Еве тоже очень нравилось наказывать, кому что делать.
Здесь же мы учим ребенка падежам. "Нет кого?" "Нет мишки". Чем девочка нарисовала? Что нарисовал мальчик? И прочее.
Задачи на один - много. Много чашек. Много кукол.
Еще один любимый текст.
Ева сначала вставляла только "мы тут!" с восторгом. Постепенно начала дополнять мой рассказ своими репликами. Тук-тук. Кто там. Там мама.
Раздел "Учимся рассказывать".
Автор предлагает рассказать вместе сказку "Репка". В отличие от простых книжек со сказками, здесь пошагово даны картинки. Ребенку легче вспомнить текст.
Есть блок с картинками, где нужно уточнять: пид-жак но-вый, цве-ток крас-ный.
Следующий уровень - коротенькие предложения. Егор варит суп. Кран поднимает груз.
Ну и уровень "Бог" - рассказ про Вову. Пошагово даны картинки с сюжетом. Сначала я рассказываю Еве, потом она мне. Сначала она вставляла просто слова. Потом фразы. Сейчас она пересказывает, конечно на свой манер, не дословно. Но это и не нужно, я считаю. Главное - говорит!
Последний раздел - логопедические стишки, задания. Наверное мы не доросли до него. Еве это пока не интересно. Ну не понимает она, зачем говорить звук О и рисовать на губах овал. Думаю, к трем годам заинтересуется.
Хочется посоветовать от души всем: перед ноотропами позанимайтесь месяцок с ребенком плотно. А там решите, может лекарства и не пригодятся!