Я сейчас отдам тебя тёте
Эмоциональное развитиеЯ думала, что страшилки подобного рода остались в арсенале лишь "совковых бабушек", но нет, я ошибалась. Вчера гуляя на площадке наблюдала за молоденькой мамочкой и её дочкой Вероникой, девчушка очень любопытная, все время хотела экспериментировать, чем несказанно раздражала мамочку. Девочке было где-то года 1,5 или чуть больше. На все "эксперименты" дочки (например, она ерзала на качелях) мама повторяла: -Сейчас пойдем домой! Мамочка была явно раздраженной и в очередной раз непослушания она устало сказала: -Сейчас отдам тебя тёте. Девочка тут же захныкала после чего мама просто посадила ее в коляску и повезла домой под начинающийся рёв.
Конечно плохо, когда ребенок не слушается и к примеру пытается вставать на качелях во время раскачивания, но причем тут страшилки типа отдам вот той тете или дяде милиционеру (пардон, полицейскому)? Этот метод не воспитывает послушание, он рождает в ребенке СТРАХ, и в дальнейшем при частом использовании превращает ребенка в неврастеника с "беспричинными" неврозами. Простой пример: дети не боятся темноты, и только если мы будем их пугать различными бабайками, то появятся необоснованные страхи, в том числе и страх темноты.
Чтобы оценить более детально негативные последствия запугивания предлагаю прочитать статью с советами психологов и ещё одну статью психолога Е.Лепешевой приведу полностью:
"Запугивание в воспитании.
Малышей пугают Бабой-Ягой и бабайкой, которые «придут и заберут, если будешь плохо себя вести». Среди «грозных фигур» также часто можно встретить «милиционера, который заберет в тюрьму» и "врача, который ставит укол". Другие распространенные приемы запугивания - «Я ухожу, а ты оставайся!», «Будешь так себя вести, отдам тебя вон той тетеньке, мне такой ребенок не нужен». Ребенка постарше, с которым не удается справиться, нередко запугивают самими же родителями: «А вот придет отец, он тебе покажет!»
Метод этот часто достаточно эффективен в конкретных ситуациях, однако по большому счету приносит больше вреда, чем пользы. Напуганный ребенок зачастую перестает вести себя плохо, но делает он это только потому, что страх по-настоящему парализует. Не делая нежелательного, он не в состоянии выполнять и желательное, и уж точно не в состоянии сознательно управлять своим поведением.
По существу, действуя через страх, мы эксплуатируем инстинкты ребенка, тогда как цель воспитания - развивать сознательное поведение. В итоге ребенок ведет себя как надо не потому, что понимает, что это правильно, осознает смысл этого и не только потому, чтобы порадовать маму. Он просто боится.
Безусловно, использование запугивания способствует развитию серьезных страхов у ребенка и повышенной тревожности.Дети начинают бояться темноты, панически боятся оставаться одни дома, у них может проявиться целый букет самых разных страхов, не связанных напрямую с родительскими «страшилками». Не говоря уже о том, что дети, которых периодически пугают милиционерами и врачами, не доверяют людям этих профессий, что может негативно сказаться в критической ситуации.
Можно ли совсем обойтись без запугивания и есть ли этому какая-то «здоровая» альтернатива? Ведь в нашей реальной жизни действительно много опасностей, особенно для неопытного малыша. Поэтому без предостережений в воспитании, безусловно, не обойтись. Страх - это охранный механизм нашей психики, призванный предупреждать нас об опасностях и рисках.
Отличается предостережение от запугивания тем, что предостережение касается реальных опасностей, а запугивая ребенка, родитель добавляет в его мир новые, мнимые страхи и опасности. Бояться переходить оживленную дорогу и бояться Бабу-Ягу - это не одно и то же.
Важно говорить об объективных негативных последствиях поведения ребенка. Так, например, фраза «Если будешь баловаться, я отдам тебя вон тому милиционеру» - это запугивание. А фраза «Если будешь баловаться на лестнице, можешь упасть с высоты и сломать себе руку» - это предостережение.
Предостережение тоже играет на чувстве страха ребенка, поэтому важно отдавать себе отчет, что делается это исключительно в целях сохранения жизни и здоровья, а не ради нашего собственного удобства в воспитании. Просто задайте себе вопрос: «Я сейчас пугаю ребенка, потому что ему действительно грозит опасность, или потому, что мне надо, чтобы он послушался?» В случае второго ответа стоит поискать другие методы воздействия.
Однако, даже используя предостережения, будьте очень чувствительны к состоянию и особенностям ребенка. Ранимые, тревожные дети очень близко к сердцу принимают различные страшные картинки возможных последствий. И если вы в красках распишите такому ребенку, что можно повредить себе, упав с высоты, он может наотрез отказаться вообще приближаться к лесенкам на детской площадке.
Будьте внимательны в выборе слов при общении с ребенком и не пугайте малыша. Ведь его богатая фантазия может породить в сознании чудовищные образы, которые будут усложнять ему жизнь в дальнейшем."