ТН с "Умницей". "Весна пришла". День 2.
Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)День 2. Расширяем кругозор и проводим эксперименты
1. Расскажите ребёнку факты о весне:
-Не во всем мире весна наступает в марте/апреле/мае. Например, в Австралии, Аргентине и на Мадагаскаре она приходит в сентябре.
-В старину считалось, что весна пришла тогда, когда из леса начинает раздаваться «ку-ку».
-Напомните или расскажите, что весной зайцы, белки и другие животные меняют цвет своих шубок со светлого на более темный.
-Почему грачи прилетают первыми? В отличие от других птиц, грачу достаточно первой проталины, чтобы разыскать себе корм. В марте нет ни комаров, ни мошек, но грач выкапывает личинки из земли клювом.
- Во время весенних заморозков. Если на стволе березы есть царапины, то березовый сок вытекает и замерзает, превращаясь в сладкие сосульки.
2. Проведите эксперименты из комплекта «100 экспериментов»:
-«Как распускаются цветы?»
-«Какой снег тает быстрее?»
-«Где живут букашки?»
-«Почему исчезают лужи?»
3. Проведите другие эксперименты:
-«Почему происходит смена времен года?». Необходимо: настольная лампа, глобус. Предложите ребёнку представить, что свет лампы - это свет солнца. Направьте свет лампы на одну сторону глобуса. Через некоторое время предложите ребёнку потрогать эту сторону - она тёплая, «прогретая солнцем». Расскажите, что Земля все время вращается вокруг солнца. На той из сторон Земли, куда в настоящий момент будет попадать большее количество солнечных лучей будет теплее.
Аналогичным образом можно провести эксперимент «Как происходит смена дня и ночи?».
-«Почему снег ноздреватый?»
Обратите внимание малыша на прогулке, как выглядит снег весной: на поверхности ледяная корка с углублениями, а под ней снег рыхлый.
Принесите с прогулки домой немного снега и положите его в прозрачную неглубокую ёмкость. Предложите ребёнку потихоньку налить в приготовленную ёмкость воды из лейки. На снеге появятся углубления. Расскажите ребёнку, что днем солнце нагревает снег, медленно превращая его в воду, в снегу получаются углубления. Когда солнце заходит, температура воздуха становится ниже, и на поверхности начинает образовываться ледяная корочка, а под ней - рыхлый снег.
-«Где снег растает быстрее?»
Положите немного снега малышу (или себе) на ладошку, немного - на варежку или полотенце, а ещё немного - поставьте в ёмкости на радиатор (горячую батарею). Посмотрите, где снег растает быстрее?
-«Можно ли пить талую воду?»
Приготовьте две белые тарелки, в одну положите снег, в другую налейте водопроводную воду. Через некоторое время рассмотрите воду в тарелках. На дне тарелки, в которой растаял снег, обнаружится осадок, мусор. Расскажите малышу, что талая вода не пригодная для питья человеку. Талую воду используют для поливки растений, ее можно давать животным.
-«Из чего птицы строят гнёзда?»
Рассмотреть с ребёнком гнезда на деревьях (насколько это возможно). Обсудите с ребёнком, что необходимо птице для его постройки. Вынесите из дома, найдите на улице и поместите вблизи гнезда разнообразные материалы: нитки, лоскутки, вату, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки и тп. В течение нескольких дней понаблюдайте, какой материал пригодится птице.
-«Как на реке тает лёд?»
Расскажите малышу, что весной водоёмы освобождаются ото льда (предварительно можно дома рассмотреть репродукции картин из блока «Весна» (комплект «100 шедевров. Времена года в искусстве», а также можно совершить прогулку до ближайшего водоёма).
Проведите эксперимент: поместить в воду большую и маленькую «льдину» (замороженный предварительно в формочках лёд). Понаблюдайте, какая льдина растает быстрее. Расскажите, что чем больше льдина, тем медленнее она тает, и наоборот.