ТН: овощные игры
Развитие детей третьего года жизниНа этой неделе главными персонажами наших игр-занятий были выбраны "Овощи".
1. Пластилиновые овощи с сюрпризом (кукуруза, горох, тыква)
Овощи я слепила заранее, Лёне такое пока не по возрасту. Детям постарше и поусидчивее наверно будет интересно мастерить самим. Т.к любая игра у нас переходит в свободное творчество и затягивается, то я предлагала Лёне в день только по одному такому заданию.
1.1 Из пластилиновых стручков вытаскивали все горошины.
Думала потом совместно спрятать горошины обратно в стручок, но Лёня лепить отказался и увлекся своими любимыми горошинами-пульками (катал, сортировал, кидал в узкую баночку). И конечно же мы дружно ползали по полу, находя горошины во всех труднодоступных местах.
1.2 Кукуруза-карандаш. Восковый карандаш обмазала пластилином и прилепила горошинки. Не знала, что Лёне больше понравится отлеплять горошинки или приклеивать, поэтому сделала вторую заготовку только с пластилином. Лёне оказалось интереснее ломать, но все же второй карандаш он тоже вниманием не обделил.
Чуточку порисовал сделанной кукурузой. И опять долго играл горошинами.
1.3 Тыква-каштан. Каштан я облепила тонкими пластилиновыми колбасками.
Лёня быстро разобрал поделку и приступил к выдавливанию таких же жгутиков прессом. Это он очень любит.
Наигравшись прессом, решили вновь превратить каштан в тыкву и даже приступили, НО тут произошла поломка нашего инструмента. Ремонт оказался, конечно, важнее. Занятие интересное, мы к нему вернемся. А то раньше всё лепили котлеты да пирожки.
Из трех овощей карандаш-кукуруза был самым долгоиграющим.
2. Вкусные овощные самоделки
2.1 Морковная ложка. Про ложку из моркови я писала здесь. Но т.к. проходил полдник все же в рамках овощной недели, то повторюсь. А может кто-то ее еще не видел, и идея пригодится. Приятного аппетита!
2.2 Картофельная машина. Вот такую машинку я приготовила Лёне на ужин. Ингредиенты: картофельное пюре, огурцы, помидор черри, листья салата, укроп.
Придумала сама, т.к. книгу с украшением блюд для детей еще купить не успела. Книга была в планах, но временно вычеркиваю. Пока Лёня до таких украшательств не дорос. Он начал трогать машину, но при этом переживал, что пачкаются ручки. Любимый огурец оказался не чистеньким, а в картофельным пюре.
Да и вообще Лёня не понял, как можно съесть машину!
2.3 Кабачковый туннель-сортер + мотоцикл из редиски. Из кабачка вырезаем сердцевину, оставляя только тонкие стенки. Сверху делаем прорези в виде фигур. Фигуры для сортера мастерим из редиски. Туннель-сортер готов. В туннеле, как я думала, должен быть транспорт, поэтому две редиски соединила зубочистками - и вот он мотоцикл.
Лёня сортерами играл всегда плохо, кабачковый туннель не стал исключением. Его он не оценил. Сунул несколько раз фигуры, сам подкрепился редиской.
Потом попросил принести Винни-Пуха и всунул его в туннель. Пух конечно же застрял и совместно с Лёней все разрушил. Лёня его в благодарность за работу накормил медом из горшка-редиски.
Кстати из кабачка + печеного яблочка получилось вкусное пюре. Его Лёня съел с удовольствием.
3. Свекольные игры
В холодильнике было найдена половинка свеклы и пущена в дело.
3.1 Красим воду. Изучили, что свекла окрашивает воду в розовый цвет.
3.2 Рисуем свеклой. Я предложила Лёне баночку пальчиковых красок. По задумке мы макаем и рисуем. Вышла размазня, наверно нужна гуашь. А потом Лёня вообще отпечатки ставит редко, ему нужно замалевать все белое пространство.
Затем он сообразил: свекла - это мыло. Моем руки
3.3. Свекольный конструктор. Я нарезала свеклу на кусочки и добавила к имеющимся аксессуарам зубочистки. Хотела сделать человечка, но Лёня смастерил шлагбаум и затребовал машины.
Машины он мыл остатками краски, подмазывал свеклой. А потом изобрел продуктового ТР-ТР МИТЮ. В крошечный багажник машинки еле-еле утрамбовал кусочек свеклы и сказал, что это "бигин" (бензин).
Игра оказалась очень удачной.
4. Полоса препятствий
Из коробки с пластмассовыми фруктами и овощами Лёне нужно было выбрать овощи и пронести их на ложке, преодолевая все препятствия. На его пути ребристая травка-коврик и кочки-кубики...
туннель и лошадь (обратная дорога):
5. Обед из разрезных овощей
Вдоволь набегавшись, мы приступили к приготовлению обеда. Я предложила Лёне разрезать овощи ножиком, но ведь Лёня мужчина - сила есть. Он решил их просто разламывать.
Разложили половинки, пригласили Антошку и Карлсона и покормили.
Затем Лёня продолжил игру сам: посадил кукол как положено на горшок и уложил в свою кроватку спать.
6. Настольная игра "Зайчики" (капуста, морковка)
6.1 Соорудили огород с избушкой и деревьями (всё как полагается), тщательно обнесли его забором, и Лёня приступил к посадке моркови и капусты. Обсудили, какие овощи растут под землей и над землей (в игре для разных овощей сделаны соответственно узкие и широкие прорези).
6.2 Поиграли в "Зайчиков" (пр-ль Десятое Королевство). Правила в игре более сложные, но мы упростили. Кидаем два двусторонних кубика и считаем точечки (на одном кубике - пусто и одна точка, на другом - пусто и две точки). Так вот Лёня научился жульничать. Чтобы ни выпало, он переворачивает кубики точками вверх и говорит "Ти" (три).
Зайчики прыгают поочередно нужное количество раз. Если лаза нет, ломают забор на остановившейся клеточке, и тогда волк на них нападает. Зайчик прячется - делает шаг назад и ждет очередного хода. Когда зайчик оказывается напротив дыры в заборе, он может спокойно утащить и съесть овощ. Победил тот зверек, который сделал больше запасов.
6.3 Рамки-вкладыши. В планах не было, но Лёня сам нашел рамку и начал вставлять морковку и капусту в нужные окошечки.
7. Кукольный театр "Репка"
Я рассказывала сказку, останавливаясь на месте появления очередного героя. А Лёня шагал нужным персонажем мимо всей цепи прямиком к репке. В очереди мы не стоим.
8. Овощные прятки
Сортировали на две группы овощи и фрукты. Лёня постоянно путается, вижу что плохо понимает разницу между ними. Делает скорее по памяти. Овощи сложили в корзинку и начали поочередно прятать. Лёня прятал все овощи скопом в одно место. При этом путал меня, водил по комнатам, показывая, где я еще не искала. Мне было очень трудно их найти - ведь оказывались овощи всегда под покрывалом.
Ну а я прятала уж как следует, чтобы повторить заодно побольше предлогов.
9. Пальчиковая гимнастика (капуста)
На этой недели вспомнили пальчиковую игру "Заготавливаем капусту". Выполняем всегда друг напротив друга, но перед Лёней лежит дополнительно книга с картинкой. Ее мы подробно обсуждаем.
10. Бусы для мамы (свекла)
Попросила Лёню сделать для меня бусы из деревянной свеклы. Периодически хожу я по дому этаким аборигеном. Лёня показывает, что это сделал он и следит, чтобы я случайно их не сняла. В этот раз мой мальчик одел на шнурок всего одну свеклу и решил, что бананы будут вкуснее. Но и от бананов отвлекся, привез самосвал и стал играть на свое усмотрение.
Правда, наигравшись, по моей большущей просьбе свекольные бусики Лёня все же смастерил!
11. Овощные наклейки + шуточное разукрашивание
11.1 Сварили суп из овощных наклеек
11.2 Пошалили с разукрашиванием морковки в многоразовой тетрадке. О ней я рассказывала здесь. Лёня нарочно разукрашивает морковку в неправильный цвет, а зайчик переживает и отказывается кушать. Так мы повторяем цвета. В этот раз Лёня дополнительно решил развить свою левую руку. Я только рада, хотя он истинный правша.
11.3 Посмотрели ШСГ. В очередной раз нашли, куда спрятались зайчики. Думала приклеить недостающие картинки, но Лёня решил их закрасить. Сначала искали овощ на цветной вкладке, а потом Лёня сам подбирал карандаш нужного цвета.
12. Карточные игры.
12.1 Четвертый лишний. Выкладываем 4 карточки, из которых одна является лишней в заданном ряду.
12.2 Игры на память. Выкладываем по одной 4-5 карточек картинкой кверху и называем, что на них изображено. Даем еще несколько секунд для запоминания и переворачиваем. Затем спрашиваем, где находится конкретное изображение.
Второй вариант игры. Я выкладывала перед Лёней несколько овощей. Потом он отворачивался, и один из них я убирала. Лёня должен был вспомнить, что пропало (на выбор 3 овоща).
13. Музыкальная пауза
Слушали и танцевали по песенку "Антошка, Антошка, пойдем копать картошку".
Пытались в такт мелодии подыгрывать на маракасах, дудочке и бубне.
14. Книжные странички + воспоминания
Обсуждали картинку с огородом. Параллельно вспоминали как Лёня летом сам собирал с грядки огурцы. В моем воспоминании Лёня огурцы сорвал и съел. Но оказалось все было не так. Лёня меня тут же поправил и сказал, что он с папой их мыл, а уже потом ел. Умничка, всё помнит!
Вот такие овощные игры-занятия мы провели. Хотя целью проведения ТН было не изучение овощей, а использование их в качестве подачи информации (будь то предлоги или цвета), но надеюсь, что-то новое об овощах Лёня тоже почерпнул. Будем творить дальше. Интересно наблюдать, как Лёня воспринимает новый непривычный материал, и как развивается его фантазия. (Лёне 2 года и почти 3 месяца)