Воспитание: границы для родителей или свобода детей
Разное (если затрудняетесь с выбором)На днях завершила чтение очередной книги под названием «Родители без границ», автора Кристины Гросс-Ло. И пока свежа память, хочу рассказать, что же она собой представляет и стоит ли ее читать.
Эту книгу я приобрела по чистой случайности, бороздя просторы интернета в поисках свежей литературы по воспитанию и психологии детей. Не взглянув ни на один отзыв, она смогла меня чем-то зацепить и я твердо решила, что хочу прочесть ее.
Открыв книгу и пробежав по первым 10 страницам, я поняла, что она мне чем-то напоминает книгу автора Карлоса Гонсалеса, отзыв который я писала в недавнем посте. Я уже было начала разочаровываться, поскольку суть была идентичной, но форма изложения отличалась (авторы то, как-никак разные). Поэтому, если вы решите ее прочесть, после книги «Целуйте меня! Как воспитывать детей с любовью?», не удивляйтесь, если в начала она покажется вам «скучной», ведь эти прописные истины, которые и без того многим известны, были описаны в другой книге.
Но чем дальше вы начинаете погружаться, тем любопытнее становится «сюжет». Автор рассматривает не только такие важные вопросы как сон, еда и игрушки детей, но также затрагивает темы воспитания личности, воспитание к образованию/учебе и воспитания характера детей. И все это делается не на основе какой-то определенной нации, например, про французов, как в серии книг «французские дети ….», а на опыте родителей, педагогов и детей из таких стран как Америка, Япония, Корея, Франция, Италия, Швеция и Финляндия (возможно, там фигурировали и другие страны, но это именно те, которые мне запомнились больше всего). В этой книге вы не найдете четких инструкций на интересующие вас вопросы, но зато вы сможете взглянуть как эти вопросы решают родители в других странах и, возможно, захотите перенять опыт, адаптировав это под своего ребенка, ведь все дети разные. Уже только поэтому мне захотелось дочитать ее до конца, потому что автор не призывает делать так или так. Но это описание книги в двух словах =)
А если «копнуть глубже», что же цепляет в этой книге?! Для себя я открыла много интересного, и лишний раз смогла убедиться в правильности некоторых вещей, а также обнаружила много ошибок, которые либо уже успела совершить, либо «планировала».
Меня зацепила глава «Малышу мы купим все: как утонуть в вещах». В преддверии нового года, я, как и большинство мам, задумываюсь о том, что же еще можно подарить ребенку, чем же его еще порадовать (хотя дома игрушек итак очень много). Причем вопрос игрушек волновал меня еще задолго до прочтения этой книги, потому что они приобретаются, производители придумывают еще что-то более оригинальное и «полезное для развития», а мы/я на это покупаемся. И для меня здесь очень последовательно автор, проводя аналогию с другими странами, смогла донести, что же именно не так, откуда «растут корни». При этом она не дает ответа, как решить этот вопрос, ты сам, начиная размышлять и приходишь к своему решению (причем нет единого для всех, у каждого оно будет свое). И снова очень вовремя прочитанная глава, которая заставила призадуматься и не наделать в будущем ошибок (ошибки, я так это называю для себя, не хочу никого обидеть, если для других это покажется полной ерундой)
Так же, я не смогла пройти мимо и со спокойной душой, такие темы как развитие самооценки (высокой самооценки, сейчас без нее вроде бы никуда) и опека родителей над детьми. Я почему-то всегда думала, что ребенка необходимо хвалить, говорить ему, что она со всем справится и все в этом духе. Но здесь ты начинаешь понимать, к чему это все может привести в будущем. Казалось бы, похвалить ребенка и захваливать его - очень тонкая грань. Полагаю, следует знать многим! И вопрос с опекой … поскольку ребенок первый, желанный, любимый, да еще и маленький (на мой взгляд, до 3 лет, как минимум он маленький), как можно доверить ему самостоятельно «разруливать» какие-то ситуации, если он еще совсем не опытен в тех или иных вопросах?! Оказывается, прочитав опыт себе подобных, можно что-то перенять от родителей из других стран.
Меня вдохновили некоторые страны в вопросах воспитание детей к теме образования, но поразмыслив, я поняла, что нашей стране до этого еще очень далеко. Например, «В младших классах преподаватели внимательно относятся к каждому ученику и стараются предупредить возможные проблемы, вместо того, чтобы бороться с последствиями» (очень близко с выражением, запавшим мне когда-то в память: «не создавайте для ребенка такие условия, которые заставят вас, потом ругаться на него»). Поэтому, если взять немного там, немного там и еще чуток в другой стране, можно будет дать нечто среднее своему ребенку, чтобы он мог добиться бОльшего. Мне понравилось, мне близко это по духу, как и многим в наше время (надеюсь), следующее выражение: «научить учиться детей не менее важно, чем вкладывать в голову необходимые знания и воспитывать слепую покорность». Ведь многие твердят, что лучше дать максимум знаний малышу, расширить его внутренний мир … но не лучше ли позволить ему самому решить, хочет ли он этим заниматься или его интересую другие вещи, идущие в разрез с теми, которые предлагают взрослые и настаивают на их изучении. В этой главе вам также будет над чем поразмыслить.
И еще одна немаловажная тема - воспитание доброты у детей и их честность. Я как-то поднимала этот вопрос (воспитание личностных качеств), но это лишь малая часть «айсберга», которую я еще «не покорила».
Процитирую некоторые выражения из книги: «За последние 30 лет сопереживание уступило место эгоцентризму, и сегодня многие сталкиваются с «серьезным недостатком вежливости»». И ведь действительно, на первом месте сейчас стоит «личное счастье каждого» и почти единицы стремятся быть неравнодушным членом общества.
«Обесценив вежливость и поставив индивидуальное выше общего, мы забыли научить наших детей доброте». Мы учим детей уважать свои чувства и не стесняться их выражать, казалось бы, все правильно.
«Родители опускаются до уровня детей, общаются с ними как с ровесники, позволяют им грубить взрослым, не думать о последствиях, оскорблять друзей, вести себя прилично, только если самим хочется, - и думают, что таким образом научат их быть искренними и правдивыми. В результате дети считают себя центром вселенной и свят свои желания превыше всего. А мы усугубляем проблему, оправдывая их поведение: объясняем, что сегодня у ребенка плохой день или что он просто честный и говорит то, что думает. Вот к чему привела ошибочная тактика - позволять детям делать что вздумается, в надежде, что рано или поздно они сами захотят поступать как надо. Малыши, которым взрослые не обозначают рамок, настойчиво проверяют мир и окружающих на прочность. Именно родители должны установить для детей правила и научить взаимодействовать с окружающими, принимая во внимание не только собственные, но и чужие чувства и потребности. Это поможет детям стать счастливее.»
Кто-то, конечно, скажет - простые истины, и они всем известны. Но для кого-то это будет открытием или натолкнёт на ряд размышлений. Ведь все, казалось бы, элементарно, но какая тонкая грань, которую так легко переступить =))
На мой взгляд, в книге очень много интересных моментов, которые следует знать многим, причем как новичкам, так и опытным родителям. Она не призывает вас следовать прямым инструкциям, она «заставляет» вас написать собственную для воспитания своего ребенка, опираясь на опыт других.