Вальдорфский детский сад.
Вальдорфская система
Я думаю, многих, кто "в теме", волнует этот вопрос... Меня очень волнует. Ну, из книг всё понятно, из форумов, сайтов - тоже, но хотелось бы "пощупать". Я всё присматривалась к Московским садам, выстраивала маршруты, куда ближе ездить, хоть пару раз в неделю, как вдруг, совершенно случайно познакомилась с женщиной, которая рассказала мне про нужный нам сад, находится он не в шаговой доступности, но и не так далеко от нас. И вот, собрались мы с подругой и поехали с детьми на пробный день.
В деревне, хотя, какая уже деревня в 10 км от Москвы, в коттеджном посёлке, стоит такой премиленький деревянный дом, не скажу, что в русском стиле, современный, больше напоминает что-то эстонское, литовское. Как только нам открыли калитку, первое, что не могло не броситься в глаза - огромный пёс! Он особо не обратил на нас внимания, так что, как ни странно, детьми остался незамеченным. Далее, заходим в дом. И вот тут-то , как мне показалось, самое главное отличие от обычного садика, мы зашли не в специальное учреждение, не просто в помещение наполненное самодельными игрушками, мы зашли В ДОМ: кто-то из взрослых готовил, кто-то из детей помогал, кто играл, кто рисовал - сложилось ощущение, что мы зашли в гости, в семью, где каждый занят своим делом. Подбежала беспокойная такса, обнюхала нас всех, заявила о себе, подав голос, нас предупредили, что это самый серьёзный питомец, но на этом вся серьёзность закончилась, дальше её почти не было ни видно, ни слышно. Потом всё пошло как-то само собой, подруга моя села к одной из садовниц, помогала делать бутерброды, резать фрукты, я с детьми отправилась изучать пространство, пробовать игрушки, знакомиться с кошкой, птичками и рыбками.
По сути, игровая комната и кухня - одно пространство, но всё так чётко разделено, что за полдня, что мы там провели, я не видела ни одной игрушки в кухонной зоне, равно, как и в игровой зоне ненужных предметов не было. Я думаю, лишним будет описывать интерьер, как на фотографиях типичного вальдорфского сада: просто и стильно, рукотворно, дерево, пряжа, шерсть, лоскутки. Одна вещь мне особенно понравилась - стол. Разборный стол, из нескольких секторов, которые дети переставляют на свой лад, что позволяет им создавать разные декорации для своих игр. Когда мы вошли, дети играли "в зверей". Кто-то обитал на столе, кто-то под ним, в столах такие интересные отверстия, сначала я подумала, что это сделана специальная такая игровая пещера. Ещё, есть правило, что если хочешь забраться на стол, то должен постелить на него ткань, разного рода тряпочек там много.
Вообще, дети очень дисциплинированные, но каким образом это достигается? Всё в игровой, а чаще в песенной форме, если, например, пришло время ставить стульчики в полукруг для пальчиковой зарядки, то садовница начинает петь песенку, призывая детей к конкретному действию, дети быстро приводят комнату в идеальный порядок, сами всё расставляют, как нужно, подсказывают нам, новичкам. Всё как-то очень гармонично.
Моя подруга ещё не так хорошо знакома с особенностями такого воспитания. По её словам, иногда её напрягали такие вещи, как эти песенки, не ритмичные, весёлые, типа наших мультиковских, а полуколыбельные, полуцерковные, или, например, когда ей стали рассказывать про эпохи Гномов и т.д. Но, как она сама же говорит, что на первый взгляд, это кажется диким и странным, потому что это непривычно и незнакомо, но общаешься с людьми и понимаешь, что они вполне себе адекватные, обычные. И через какое-то время тебе самой уже хочется спеть эту тихую мелодичную песню, чтобы позвать детей к столу или на улицу.
Группа детей разновозрастная, некоторые занятия у них проходят вместе, а некоторые раздельно. В тот день, когда были мы, общее занятие было предусмотрено на вечер - дети пекут по понедельникам печенье, готовое несут домой. Днём же, старшие ребята уходили в комнату для занятий на втором этаже, там они готовили сказку, играли на музыкальных инструментах.
Кроме занятий есть ещё обязательная пальчиковая гимнастика и хоровод. Я думала, ну «хоровод» - понятно, споём что-то, станцуем, на пару минут! Эта была такая «считалочка» с разученными движениями, словами, элементами игр, минут так на 10-12.
Прогулка. С детьми вышла одна из садовниц, развела такой маленький костёрчик из сухих веточек... Лично для меня это была бы просто мечта в детстве - развести маленький костёрчик… Дети, конечно, скучились вокруг, к сожалению, не могу рассказать подробно, что там происходило, потому что Егор качелеман, а тут ещё и гамак оказался рядом… Поэтому я могла только наблюдать издалека. Дети носились, кричали, добегали до костра, опять куда-то разлетались. К этому времени подъехал за нами муж подруги, которого тоже вовлекли в «костровые игры». Вообще, родители там бывают, как я поняла, часто. Помогают, что-то делают, ещё из этого возникает ощущение семьи, там рады не только ребёнку, но и взрослому.
На прогулке наши дети познакомились с большим пёсиком, он, как и ожидалось, жуткий добряк, Егор даже позволил лизнуть себя в щёку)))
Мы старались дать объективную оценку саду для себя, для родных, не романтизировать образ такого вот «вальдорфского» садика. По сути, как сказала моя подруга, приходишь в сад и возникает только один вопрос: смогу ли я оставить здесь ребёнка? Так, чтобы не думать, что у него стресс, ему плохо… Да, смогу, здесь смогу. Это всё равно, что привести его в гости к друзьям, которым ты доверяешь. Нам есть, с чем сравнить, помимо наших садов, где мы выросли, весь прошлый год мы отходили в ЦИПР (Центр игровой поддержки ребёнка), нам нравилась там физкультура, немного странной казалась художественная деятельность (творили родители, конечно), а от музыкальных занятий мы лично отказались, для чего полуторогодовалым детям ставить турецкий дискач и называть это музыкой, мы не поняли.
Итак, Вальдорфский сад. Что смущает. Цена… Я бы не сказала, что она прямо Огромная!... Но для нас ощутимая… Раз в неделю ходить пока потянем, о большем пока речи не идёт.
Ну, ещё возраст. Егору 2 года и 1 месяц, компания ему пока не особо нужна, Варе (дочка друзей) 2 года 9 месяцев ей уже там было более интересно, она готова уже играть с кем-то из ребят, я смотрела на неё и понимала, что пара посещений - и она освоится здесь, про Егора такого пока нельзя сказать. Но я всё же хочу водить его туда, всё равно он напитывается этой атмосферой, нет-нет, да и тоже начинает что-то повторять, включаться. Посещение раз в неделю - это с 9 утра до 14 часов, вместе с мамой, так называемый, гостевой визит.
Конечно, это только первое впечатление, но ведь оно самое важное!