Как правильно развивать ребенка? Практическое и сенсорное развитие
Методика Марии МонтессориПервое время я не имела систематизации в развивающих занятиях с ребенком и плана в развитии ребенка. Когда ребенок еще совсем маленький, нужда в этом не так чувствуется, да и недостаток этого тоже. А затем, когда малыш взрослеет, у него появляется больше возможностей и желания в познании, увеличивается разнообразие возможных игр, возникает необходимость сделать занятия с ребенком более целенаправленным. Просто набор развивающих игр на день и месяц, меня уже не устраивали. Да, я занималась с ребенком, играла, предлагала ему какие-то игрушки, но не всегда понимала, что я от этого хочу получить: какие знания развить и какие качества привить своему малышу.
Тогда я начала работать над тем (да и сейчас работаю), чтобы хорошо и качественно развивать своего ребенка. И понимание зон развития ребенка – это один из первых шагов на пути к организации хороших развивающих занятий с ребенком. Так это было для меня.
И я очень бы хотела, чтобы мы, мамы, не просто занимались развивающими занятиями с ребенком, а точно понимали, для чего мы это делаем, и какими навыками овладеет наш малыш в результате этих занятий.
Если Вы уже знакомы с зонами развития, прочтите информацию еще раз, чтобы проверить не упустили вы чего-то. А также обязательно поделитесь с нами Вашим ценным опытом по организации развития Ваших детей в комментариях.
Итак, давайте детально поговорим о том, как правильно развивать ребенка и о каждой зоне развития: дадим им краткое описание, узнаем, какие знания и качества получит ребенок, играя в те или иные развивающие занятия, характерные для каждой зоны.
Мари́я Монтессо́ри – известная основательница одноименной педагогической системы, итальянский врач, педагог, учёный и философ предлагает следующие виды зон развития детей:
1) Практическое развитие
2) Сенсорное развитие
3) Математическое развитие
4) Развитие речи, в т.ч.
- Развития мелкой моторики.
5) Естественнонаучное развитие, в т.ч.
- Спортивное или физическое развитие
- Музыкальное развитие
- Творческое развитие и т.д.
6) Духовное развитие (от автора).
Мне эта квалификация нравится, так как она охватывает широкую область развития ребенка.
И перед тем, как перейти к описанию каждой зоны развития, давайте посмотрим, что говорит Мария Монтессори о том, как правильно развивать ребенка.
Как правильно развивать ребенка?
Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускул рук. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта.
Расширить возможности детей в проявлении и развитии двигательной активности, тренировке в овладении своим телом.
Укреплять здоровье детей, реально осуществляя программу закаливания водой, солнцем, воздухом, фитотерапией, босохождением.
Упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться и раздеваться, причесываться, застегивать и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить и прочие самостоятельные действия по самообслуживанию.Упражнять детей в проявлении заботы об окружающей среде: уборка мусора, подметание пола, накрывание на стол, оранжировка цветов и уход за ними, уход за животными, посадка растении и пр.
Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.
Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.
Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.
Развивать математическое мышление, навыки счета и исчислений в десятичной системе.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой космоса. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, четырех стихий: земли, воды, воздуха, огня, различных явлений природы. Знакомить с богатствами природы своей и других стран.
Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
Предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей детей: работа кистью, красками, мелками, карандашами, резанье ножницами, склеивание, складывание бумаги, работа с тканью, деревом, природным материалом.
Способствовать развитию музыкального слуха детей и ритмике их движений.
Создавать сердечную, доброжелательную атмосферу в группе детей, поддерживать общий ритм жизни и деловой характер отношений.
Способствовать такому состоянию ребенка, когда его внутренняя свобода и дисциплина реально становятся двумя сторонами одной медали и отражаются в его поведении. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми.
Итак,Как правильно развивать ребенка? Зоны развития детей.
1) Практическое развитие
«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей», – говорила М. Монтессори.
Цель этих развивающих занятий – научить малыша заботиться о себе и стать более приспособленным к практической жизни.
В Монтессори-группах ребенок учится обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, ножницами, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Он переливает воду, пересыпает зерно, застегивает и расстегивает одежду, причесывается, чистит зубы, моет руки, ухаживает за одеждой, обувью, стирает, гладит. Детей также учат налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкаться, вытереть лицо салфеткой.
На специальных стендах, где все предметы чуть больше реальных, учат застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки.
Дети учатся заботиться об окружающей их среде. Они протирают пыль, подметают пол, чистят ковер, моют посуду, окно, полируют мебель и металлические предметы, чистят зеркало, оранжируют цветы и ухаживают за ними, работают в саду, кормят животных, учатся чистить и резать овощи, сервировать стол и делать многое другое, чего обычно мама не разрешает дома.
Развивающие занятия в этой зоне также...
Полный вариант статьи на сайте Место встречи счастливых мам!