Установка: кто плохо учится, тот никто.
РазноеЭто я уже как резюмирующую установку написала. Мне так никто никогда не говорил. Но внушали что-то подобное на протяжении многих лет.
Я чертовски страдаю от этого. Привыкла оценивать людей по учебе прошлой или текущей, вообще по способности обучаться, по грамотности и т.п.
Я прекрасно понимаю, осознаю, что учеба, интерес к дисциплинам и особенно оценки не могут и не должны хаоактеризовать человека как личность. В жизни, настоящей, гораздо важнее человеческие качества, уважение, отзывчивость, здоровый эгоизм, находчивость и т.п. Что-то важнее для взаимоотношений с людьми, что-то - для карьерного роста. И эти качества и способности никак не связаны (точнее, не являются следствиями) плохих оценок в школе или отчислений из вуза.
Но у меня где-то на подкорке отложилось примерно следующее: кто плохо учится тот ничего не добьется в жизни, без образовния работают дворником и моют туалеты, они плохо учатся они из плохой компании, не делают уроки и гуляют сидят по подъездам и т.п. Внушалось в основном мамой и ее подругами. Засело очень глубоко. Я всегда оцениваю людей по учебе, если что-то об этом знаю. Отсекаю это не сразу, но даже если заметила, не могу отделить впечатления о человеке "реальные" от "надуманных".
Как же бесят эти ярлыки. Ну нахрена нужно было так мне промывать мозги?!
Я реально делила мысленно однокласников на тех, кто учится хорошо (и мне было интересно узнавать о них что-то), и тех, кто учится плохо, кто видимо не хочет учиться (на тех как будто какой-то крест ставила, ну а что с ними общаться, если они получают двойки и плохо кончат). В универе было что-то похожее. Кто отчислялся, тот лох и неудачник. Ну и что, что зарабатывает, знания ведь важнее, без них в люди не выбиться (я с сарказмом, если чё). Самое ужасное, что за оценками я ничего не видела. Ни личных качеств, ни духовной красоты, ни-че-го. Ну вообще не думала, что нужно смотреть на что-то, кроме оценок.
Ситуация стала меняться (а первые звоночки появились в старших классах, когда я такая супер-пупер отличница вдруг не могу что-то выучить и вообще не понимаю, зачем это в программе, это же скучно), когда в универе вдруг со стабильных пятерок с проблесками четверок перешла на пять/три, что было равно интересно/скучно. И друзья мои оказались далеко не отличниками. Как принцип жизни "надо хорошо учиться" отодвинулось, но как критерий оценивания людей осталось. И совсем потеряла гармонию с собой и с миром, когда бросила учебу. Знаю, что не в этом счастье, но на подкорке высветилось "ты никто".
Мне очень сложно с собой и очень сложно видеть настоящих людей, их души, без их ай-кью (с кем давно общаюсь, уже перестроилась, но боюсь кое-какие представления о них неверные и навязаны критериями "умности").
Как выковырять из подкорки эти ложные домыслы и критерии оценивания по успеваемости в целом?
Из более-менее допустимого - я терпеть не могу ошибки в устной и письменной речи. Я последнее время заставляю себя не исправлять свои ошибки, чтобы доказать себе, что ничего плохого в ошибках нет, главное взаимопонимание (имею ввиду форум, например, а не деловую переписку). А в остальном всё так же ужасно, как и в школе - подсознательное разделение людей на отличник/двоечник, и если двоечник, то будто презрение появляется, еще до того, как появляется мысль разобраться, а кто этот человек в жизни, кто его друзья, как общается с детьми и т.п.
Помогите, пожалуйста, перестать оценивать людей только по уму.