Пытаюсь разобраться с поведением дочери
Вопрос - ответЗдравствуйте, девочки! Очень нужна ваша помощь и помощь психолога. Буду благодарна, если прочтете до конца и дадите совет.
Начну с начала, чтобы дать полную картину. Моей дочери Лизе 3 года и 1 месяц. Она родилась в срок, ЕР, без паталогий и тд. Долгожданный ребенок (за два года до нее была потеря ребенка, тяжелая для меня).
Мой муж работает и строит дом, поэтому его пребывание дома выглядит так - будние дни - он до вечера на работе и потом либо дома, либо на стройке до поздна (через день) и один выходной стабильно на стройке целый день.
То есть общение с ним у Лизы происходило редко с самого начала. Его она очень любит, ждет, но по факту он с ней мало времени проводит.
Лиза с младенчества хорошо знала мою маму и без проблем мы могли оставить ее с моими родителями. Свекры в ее жизни участия, можно сказать, не принимали. За первый год ее жизни свекровь была у нас два раза. Мы сами к ним ездили в гости каждые выходные, но это такое короткое общение, что она их быстро забывала, пугалась. Свекра боится до сих пор.
Вот собственно и подошла к проблеме. Ее страхи. Я не могу припомнить момента, когда начались ее страхи людей. Помню, в 1,3 мы ездили на юг к родственникам. Их приняла хорошо, а вот детей где-то на площадках чуток побаивалась. Сложно шла на горку, если там был малыш, но шла! Но это были еще цветочки.
По приезду стали ходить в развивашку. Боялась детей жутко. жалась ко мне, от меня не отходила, хотя любила занятия, выполняла задания. Не могла даже на метр отойти от меня без руки.
Она очень умненькая девочка, правда. Это я к тому, что отсталости умственной точно нет. Я с ней много читала, играла, рисовала, лепила и занималась с нею по максимуму. но не давила на нее! это не было какой-то гонкой. просто было интересно читать стишки, разглядывать картинки, вкладыши собирать.В два года собирала пазлы из 60 элементов, сказки мне рассказывала достаточно длинные. потом ей, похоже, надоело. и мы не стали наседать (про пазлы). Разговаривает хорошо. словарный запас богатый. Обо всем рассуждает, мы на самые разные темы можем с ней поговорить. Интересуется всем, дома и с родственниками не замкнутая (ну это только бабы и деды). Память просто отменная. Помнит, что было на море в 2015 году (всякие подробности, мелочи), помнит события зимы и т.д.
В начале 2016 я родила сына (дочь оставалась с мужем и моей мамой), мы ее задолго до рождения готовили к его появлению. Купили ей отдельную кровать, разговаривали о братике. Сначала Лиза его боялась, когда он плакал, просила унести его в спальню. Сама начинала плакать. Через месяц успокоилась. Относится к нему очень нежно, гладит, обнимает, целует, разговаривает ласково. После пробуждения первый вопрос - где папа и где Вовочка. Агрессии к нему я не вижу. В сад Лизок не ходит.
Так вот к проблеме. Она жутко боится людей. Поясню. Вот к примеру, идем гулять. Если выходим из лифта и видим соседей, у нее паника. Прижимается ко мне, пытается зайти за ногу, прячется, без руки не идет. Если ее что-то спрашивает посторонний - никогда не ответит (будто немая). Хотя дома и с нашими родными рот не закрывается. В магазине на кассе сама может дать свой йогурт, например, продавцу и забрать его.
Боится потерять меня из вида. Далеко не отходит. На горку, в песочницу не идет, так как там другие дети. Озирается, смотрит, есть ли кто поблизости от горки. Если все чисто в радиусе 2 метров, сядет, прокатится.
И бесполезно объяснять, что мальчик тоже хочет просто прокатиться. Я уже что только не придумывала. Давай познакомимся с детками и будем дружить, смотри, какая у девочки красивая заколочка, знаешь, как вам будет вместе весело, сама сажусь в песочницу, играю, с детьми разговариваю. все без толку.((
При этом, она хорошо играет со своей двоюродной сестрой. Но ей уже 12.И на дне рождения у сестры она не пошла к ней в комнату играть, тк там были подружки сестры. Просидела с нами.
На площадке недавно каким-то чудом познакомилась с семилетней девочкой. Играла с ней и убегала далеко от меня. Хорошо с ней общалась. Это было таким счастьем для меня! А на следующий день все по-новой. Потому что появились другие детки, которых она не знала. И эту подружку она сразу проигнорировала, и с новыми не познакомилась. Так и ушли с площадки, все попытки были тщетны. В день, когда девочка была снова одна, подошла к ней.Играли вместе, веселились, не хотела с площадки уходить.
Специально садится на качели и просит раскачать ее посильнее, если видит рядом детей. Я думаю, она так знает, что к ней не подойдут, чувствует себя в безопасности. Или сразу на подножку для второго ребенка на коляске встает, если кто-то идет ей навстречу.
Я не знаю, что с ней творится!!! Мне тяжело это видеть. И ей ведь тоже тяжело.
Ее никто никогда не оставлял одну, с чужими людьми, в ситуации, где она была бы обижена. Ее никто никогда не обижал!!! Правда, есть один мальчик. сын наших знакомых. он старше на год. видит она его редко. ведет себя с ней он грубо, она его сторонится.Последний раз при встрече бросался камнем в нее.
Когда я была беременная, она и у моих родителей не хотела оставаться. Мы не заставляли, или тоже оставались, или забирали с собой. Муж считает, что я ее в какой-то момент стала слишком контролировать. Не иди сюда, будь аккуратна и тд. ВОзможно, это было. Но я от этого давно избавилась. Дома она прекрасно может играть сама. Ролевые игры (врачи, продавцы, семья, любит мелкие игрушки -мышей Сильваниан. целый дом у нее с ними). Сама находит занятие.
Я уже к психологу ходила. посоветовали рассказывать сказки и играть так, чтоб проблемы ее проговаривать. Так есть ли в этом смысл, если ребенок знает, понимает, КАК надо себя вести. Пример. играем в детский садик. Моя куколка говорит - я не буду с вами играть, я стесняюсь. я тут посижу в уголке. А Лиза мне говорит, держа своих кукол, - ты что! Пойдем с нами, у нас так весело, будет здорово вместе играть. То есть она все это знает, а в жизнь не воплощает.
Что мне делать?