Не работа, не отдых, не жизнь
Библиотека. Статьи, очерки, полезная информация.Сегодня хочется поделиться своими наблюдениями явления, что в народе иронично называют «имитацией бурной деятельности». Поражает эта хворь каждого третьего и практически никогда не осознается человеком. Поэтому ее трудно лечить.
Зато просто диагностировать. Наверняка, у каждого есть знакомый, вечно ноющий «за жизнь». На ваши конструктивные советы по выходу из унылости бытия ссылаются на крайнюю занятость: сегодня генеральная уборка, завтра плановый забег по инстанциям, послезавтра судьбоносная встреча - и так 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Заниматься своей жизнью, карьерой, отношениями - критически НЕКОГДА.
Тем не менее, КПД от их бурной деятельности равен нулю. Или почти нулю. Мама, ссылающаяся на ужасную занятость воспитанием ребенка (причина невозможности работать), не находит времени и сил полчаса в день попеть с ним и поиграть в «ку-ку». В доме у «поглощенной бытом» домохозяйки не всегда чисто убрано и вовремя приготовлено. Отец семейства, «отдающий себя работе», откровенно зевает и халтурит. Он оправдывает себя тем, что «как платят, так и работаю». Но искать что-то другое нет времени: надо кормить семью. В результате, и семья не особо накормлена, и папа в ней появляется эпизодами, и жизнь проходит зря.
Каждый вроде и занят чем-то, но…
Берн назвал это «структурированием времени». По его мнению, человек склонен придумывать себе ритуалы времяпровождения - они зачастую не несут никой ценной нагрузки, но создают иллюзию насыщенной жизни.
Зачем? На это ответил другой представитель гуманистического течения психологии - Франкл. Если сильно упростить, то в финале останется мысль о том, что человек заполняет свои дни всякой фигней, чтобы не ощущать экзистенциальную пустоту - отсутствие смысла жизни.
Алкоголизм, наркомания, многие виды неврозов, гиперопека над повзрослевшими детьми, непомерные нагрузки на работе, застревание в бесперспективных отношениях, бесплодные, длящиеся годами размышления о «духовном саморазвитии», бесконечный самоанализ и т.д. Каждый выбирает свой любимый способ НЕ ЖИТЬ.
А что делать? - спросит большинство таких людей. Куда мне деть ребенка: сдать в интернат? Оставлять мужа по вечерам голодным? Месяцами не мыть посуду? Бросить единственную работу, приносящую хоть какой-нибудь доход? Пойти грабить, чтобы вложить что-то в свой бизнес? Переспать с ректором, чтобы поступить на бесплатное отделение и получить образование?
Такие вопросы мне задавали на каждом тренинге в течение 3 лет, но только сейчас созрел твердый ответ. То есть, ответ что ни на есть банальный. Просто только сейчас до меня в полной мере дошло его содержание. Фигня это все. Кто действительно чего-то хочет - возможность он найдет. Конечно, если цель реальная (но не будем углубляться в коучинг).
Какая мотивация? О чем вы? Мотивировать надо детей и наемных работников. А если человек ищет, как мотивировать себя, чтобы начать хоть что-то, наконец, делать, - он просто не хочет. Ему и так хорошо.
Помните пример с туалетом? Вам надо мотивировать себя, чтобы помочиться? Или, может, вы читаете мантры самонастройки над тарелкой с отбивной, когда голодны? Представьте себе первобытного мужика с копьем, смотрящего в небеса и рассуждающего: «Не знаю, готов ли я… А не пойти ка мне лучше…».
Показатель действительно наполненной жизни - активная, осознанная, целенаправленная и целесообразная деятельность. Тех, кто владеет неподдельным смыслом жизни, заметно сразу. Они знают, чего хотят и что для этого нужно делать. И делают. И получают желаемое.
Вот и весь секрет. Вот и все отличие. Неудовлетворенный своей жизнью:
- либо не знает, чего хочет,
- либо хочет чего-то чисто гипотетически, в стиле «хотелось бы», «было бы не плохо». Следовательно, путей достижения не ищет.
- либо очень даже хочет, но не готов для этого что-то делать. Это инфантильная, пассивная позиция «хотельщика», в глубине души надеющегося на снисхождение благодати и помощь посторонних.
- либо хочет и знает, как действовать правильно, но… Возвращаемся к п.1 - хочет не настолько сильно.
К сожалению, именно первый пункт и становится ступором. Глобально человек хочет делать то, к чему его тянет. А тянет его к тому, к чему он расположен. А так как советская и постсоветская мудрость воспитания детей гласит: «Перехочешь», мы с детства приучены не обращать внимания на собственные желания.
Сначала ребенка кормят строго по режиму (когда на самом деле малышу хочется кушать или просто пососать ради удовольствия) - никого не интересует. То же со сном: ребенок должен быть приучен к порядку. Есть, когда мама сказала. Спать, когда мама сказала. На горшок тоже мама усадит в удобное для себя время. Дурачится и шуметь можно, когда у родителей снисходительно-расслабленное состояние. Набирать должен столько-то в месяц, хоть начать ровно в столько-то, говорить не ранее… В школе нужно слушаться и уважать учительницу, даже если она буйно помешанная. Писать надо красиво, приносить только хорошие оценки. Математику нужно любить, стихи декламировать артистично, на физкультуре стыдно не сдать норматив. В вуз поступить надо обязательно, причем - без глупостей. К выбору профессии надо отнестись серьезно - никаких «танцулек-рисовалок», вот экономика - самое то. На экзаменах отвечать, как положено, как написано в конспектах и учебниках. Как положено, работать во взрослой жизни - как написано в предписаниях и инструкциях. Чтоб без самодеятельности. Да и когда ею заниматься? После работы нужно еще до ночи писать простыни отчетов, и силы где-то еще взять на «левак» - чтобы домой лишнюю копейку принести.
А в 40 лет человек приходит на прием и не может ответить на вопрос - чего же он хочет. Естественно. Подавляющее большинство населения никто никогда не спрашивал о желаниях.
Наша общая работа начинается из разгребания завалов накопившегося хлама, называющегося ранее «жизненными делами». Ложные цели, поверхностные эмоции, суетливая и хаотичная деятельность… Когда клиент начинает понимать иллюзорность своей занятости - он как будто возвращается к себе, открывая собственное жизненное предназначение. Он всегда смутно чувствовал тягу к чему-то, не придавая ей особого значения.
Кто-то, сидя в офисе финансовой компании, часами «разруливает» эмоциональные неурядицы сотрудников. Он не отдает себе отчет в своем таланте, но товарищи по работе чувствуют дар психолога и неосознанно тянутся за советом. А кто-то конструирует вместо сына поделки в школу, не подозревая, что мог бы своими инженерными проектами сослужить хорошую службу обществу.
Как замечательно видеть вновь загоревшуюся искру в глазах взрослых! Как вдохновляет вера в то, что еще один человек нашел себя в этом мире - а значит, он счастлив.
И как тоскливо вновь и вновь наблюдать метания, суету, бессмысленность и «тотальную занятость» несчастных, «довольных жизнью» людей.
Ольга Савицкая