Авторитет и как далеко мы готовы пойти, исполняя свои роли. Конформизм
РазноеХочу поделиться с вами двумя экспериментами, проведенными в США на базе лучших университетов. Честно скажу, я полагала, что люди гуманнее (вот так наивно).
1. Стэнли Милгрэм, Йельский университет
Очень коротко суть. Человеку (испытуемому) предлагалось выполнять роль Учителя и спрашивать у "Ученика" (второго испытуемого) пары слов, которые тот предварительно запомнил. При каждой ошибке наказывать Ученика ударом тока. Диапазон от 15 до 450В, с постепенным увеличением. "Учитель" был предупрежден о силе каждого разряда. Самые высокие разряды смертельны!
Экспериментатор - ученый с высоким авторитетом - стимулировал Учителя только фразами, типа "эксперимент должен быть продолжен". Никаких угроз, насилия и тд. Только авторитет!
В результате, 65% дошли до 450В. Зная, что убивают. Вдумайтесь, как один человек может влиять на другого!
Изначально идея была в исследовании природы нацизма: как граждане могли добровольно участвовать в массовых убийствах. Теперь вопросов на эту тему у меня нет.
Испытуемые - обычные люди, не садисты, с семьей и детьми. Как сказал сам Милгрэм: "Это мы с вами".
p.s. Ученики были, конечно, подставные. Но Учитель об этом не знал.
2. Тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо, Стэнфордский университет.
Суть состояла в инсценировке тюрьмы. Группу испытуемых поделили на надзирателей и заключенных. Никаких указаний о применении насилия не было. Но! За шесть дней инсценировка превратилась в реальность: бунты, физический и моральные унижения. И тюремщики, и заключенные вжились в свои роли так, что жестокость с одной стороны и моральный упадок и шок с другой зашкаливали. Эксперимент был прекращен.
Наше общество построено на подчинении. И необходимость следовать за авторитетом, исполнять свои роли прочно укоренилась в нашем сознании - таков вывод.
Думаю про свою крошку и надеюсь, что авторитетными для нее будут по-настоящему Настоящие люди.
Кому интересна тема - в интернете есть статьи с ссылками на фильмы и книги по данным экспериментам.
Также на тему конформизма, расизма советую почитать про эксперимент Джейн Эллиот "голубоглазые/кареглазые". А также самый гуманный, но не менее эффективный, на мой взгляд - эксперимент "Третья волна".
pchelkairen
да,животную суть никуда не денешь,в определенных ситуациях она выходит наружу...тоже читала про подобные эксперименты...
10.06.2015
Ответить
Ляна
Мне стало немного жутко. Не могу себе представить, что я вот так повела бы себя. Но там были обычные люди, как и я..
10.06.2015
Ответить
pchelkairen
я наоборот легко могу себе это представить.все это происходит вокруг нас в реальной жизни
10.06.2015
Ответить
Аник
Ляна мне кажется эти эксперименты не про гуманность... А про авторитет. Люди могут быть одновременно очень гуманными и очень подвластными действию чужого авторитета. Эти качества могут уживаться в одном человеке. а эксперименты показыват нам как эти качества вступают в противоречие. Потому что, как мне кажется авторитет не такое уж простое понятие. Если кто-то уважаемый нами, по каким-то причинам, неважно каким, говорит нам своё мнение, то мы прислушиваемся к его мнению и мы хотим быть "хорошими" для этого человека. А если кто-то равный или неуважаемый нами, говорит нам свое мнение, то мы можем подвергнуть сомнению его мнение и отнестись к нему, более здраво, то есть включить "фильтры" и пропустить его через них. Я думаю этот механизм заложен в человеке с детства и связано это с родителями. Первые авторитеты в жизни ребенка это родители. Чем более родительскую позицию человек занимает по отношению к нам, тем меньше фильтров мы к нему применяем и тем больше хотим быть для него хорошими. Поэтому чтобы оградить своих детей от влияния других, мы прежде всего можем постараться стать такими родителями, авторитет которых можно подвергать сомнению. То есть когда мы совершаем какую-то ошибку по отношению к ребенку, честно признавать её и просить прощения. Не делать из себя непогрешимых божеств в глазах ребенка. Тогда ребенок усвоит, что родители не боги, а обычные люди, которые тоже могут ошибаться и в своей взрослой жизни не пойдут слепо за авторитетами, а будут прислушиваться к собственным чувствам и руководствоваться своим внутренним компасом. Тогда ничто не помешает гуманности выйти наружу, в подобном эксперименте.
08.06.2015
Ответить
Ляна
Мне кажется, что авторитет относится к архетипическим проблемам. Еще до взаимодействия с родителями ребенок уже имеет это чувство..
08.06.2015
Ответить
Ляна
Суть как раз разная, как я считаю. Родителям по моей позиции не переложить эту страсть к авторитетам...
09.06.2015
Ответить
Аник
Влияние родителей все равно очень большое и непосредственно связано с темой, потому что они всегда авторитеты для ребенка (пока он маленький). Так что, хотя процентно не измерить, но если кто и может повлиять сильно на этот механизм у ребенка, то это родители.
09.06.2015
Ответить
Ляна
Абсолютно согласна. По моему мнению, родители должны направить ребенка в сторону авторитетов — настоящих Личностей. И править им уважение не к насилию, власти и деньгам, а к духовным ценностям. Высокопарно я написала, но, думаю, суть ясна.В общем, есть некое начало, заложенное в человеке, а есть его реализация в жизни. Вот второе — дело родителей Тол ко показывать надо на своем примере. Глупо требовать от ребенка любви к труду, если каждый день он слышит от родителей, как достала эта работа)
09.06.2015
Ответить