Про самооценку ребенка
Библиотека. Статьи, очерки, полезная информация.Есть же у родителей такой страх - как бы не перехвалить ребенка (хотя
психологи уже давно в один голос кричат, что перехвалить невозможно).
Но откуда тогда берется завышенная самооценка у ребенка?
Очень мне стало интересно, какие дополнительные факторы в опыте ребенка должны присутствовать, чтобы она развилась. Оказывается:
Божович
Л. И. говорит: "Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки
взрослого и результатов собственной деятельности ребенка. В тех случаях,
когда самооценка возникает лишь на основе усвоения оценки окружающих
без умения самостоятельно оценить результаты своей деятельность, у
ребенка легко может сложиться неправильная самооценка, являющаяся
значительным препятствием для полноценного формирования его личности.
Устойчивая
самооценка, как показывают экспериментальные данные,
сопротивляется перестройке, так как ребенок привыкает к ней и испытывает
потребность в ее сохранении."
То есть, ключевым моментом является
то, что нужно научить ребенка адекватно оценивать свои достижения
самому, опираться на свои суждения а не только на оценку взрослого. То
есть реалистичности. Но это, как мне помнится, не ранее, чем к школьному
возрасту появляется.
На основании
оценки и самооценки у детей формируется определенный уровень
притязаний. И здесь тоже нужно следить за их адекватностью и
реалистичностью по отношению к возрасту. Потому что если, притязания
неадекватны (в том числе и из-за амбиций родителей, которые хотят
достижений), и ребенок не может достичь желаемого, у него появляются
острые аффективные переживания - истерики другими словами.
Особенно остро они проявляются тогда, когда эту завышенную планку поставили родители и у ребенка есть их поддержка при успехе и некоторое разочарование при неудаче. Тогда закрадывается сомнение - "а может, я не так уж и хорош?" И на вот этой разнице притязания-глубинное сомнение в себе, о котором не хочется знать и возникает особо сильная реакция.
Если
аффекты имеют продолжительное действие - они закрепляются как качества
личности: упрямство, негативизм, агрессивность, обидчивость и т.д.