Есть ли у детей духовная жизнь?
Дети в ЦерквиВопрос родился после прочтения этой
Вырезки ниже....Мне кажется что духовная жизнь начинается ближе годам к 10. Раньше это просто подражание родителям, попытка сделать им приятное, потребность быть любимыми. С 10 лет хотя у разных детей это может быть разный возраст я думаю ребенок начинает осознавать себя по другому. Ведь вера это личный выбор. И уже с момента когда он может распознавать свои эмоции и себя, и может делать выбор. Вот тут только можно говорить о духовной жизни.
Для верующих родителей религиозность собственных детей видится мерилом успешности и критерием их состоятельности, убежден Владимир Лучанинов. Ведь сказано же, что плод вашей веры - дети. Причащающийся, постящийся, молящийся ребенок становится своего рода инструментом самоутверждения для родителей и повышения их оценки в глазах окружающих. Но как быть, если дети всё-таки ушли из Церкви? Как правильно относиться к этому? И что с этим делать родителям?
«Родительские амбиции - это тяжелейший крест для ребенка, - сказал отец Алексий Уминский. - А для ребенка из верующей семьи религиозные амбиции гораздо опаснее, чем у тех родителей, которые мечтают вырастить великого математика или спортсмена. Гордыня всегда разрушает. Прежде всего разрушает душу ребенка. И он не понимает, что обоими родителями в него вкладывается отторжение от Христа. Он и не виноват в этом, потому что его реакция отторжения, протеста - естественна. У кого-то будет отторжение от музыки, его будет бить дрожь при виде пианино, а у кого-то на таком же уровне будет отторжение от Церкви и ото всего, что связано с церковностью».Предостерегая от типичных ошибок религиозного воспитания, священник говорит о том, что игра, которую ребенок устраивает в храме, не может не нравиться родителям:
«Родители умиляются, когда ребенок в пять лет идет на исповедь. У них даже мёд по сердцу льется оттого, что он исповедуется. Но не может он исповедоваться. Поверьте, исповедоваться - это не детское дело. Это бессмысленно, кроме только того случая, когда священник умеет на исповеди с ребенком по-отечески поговорить. Когда он может рассказать ему что-то о молитве. Когда он может успокоить ребенка, пришедшего к нему с предчувствием наказания. А ведь часто так и происходит, ребенок приходит на исповедь испуганным, потому что родители неправильно объяснили: что такое грех и как Бог его будет наказывать. Момент детской исповеди очень тонкий».
Отец Алексий убежден, что это положение опасно и чревато. Прежде всего тем, что мы вынуждаем детей играть по взрослым правилам. И если принято для взрослых исповедоваться перед каждым причастием, то и детей с семи лет необходимо каждое воскресенье вести на исповедь.
«Но зачем? Что он может исповедовать? Что он может такого натворить, - задает священник риторический вопрос. - Зато ребенок очень быстро привыкает к тому, что исповедь - это такая взрослая игра. При этом родители умиляются, ведь их чадо духовно растет, кается в своих грехах. Душа его чистая, а молитва - ангельская. Понимаете, в этот момент и начинается игра в духовную жизнь, в духовность, в христианство».