Time management от о.Максима
Рекомендую послушать/почитать/посмотретьКак грамотно организовать свой time management студенту, чтобы все успевать? Об этом мы поговорили с протоиереем Максимом Козловым, человеком, который не только все время работает с молодыми людьми, но и сам успешно совмещает множество занятий.
Протоиерей Максим Козлов - настоятель домового храма св. мч. Татианы при МГУ, профессор Московской духовной академии, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, главный инспектор учебного комитета. За годы преподавания в МДАиС опубликовал более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика) в церковной и светской прессе и несколько книг. Наиболее известны книги публицистического содержания: «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни» и «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни», «Последняя крепость», «Клир и мир». Принимал участие в написании первого вводного тома Православной энциклопедии, где им была написана статья «История духовного образования в Русской Православной Церкви».
«Сочиняю проповеди в пробках»
- Отче, как вы успеваете все совмещать в жизни ? И без каких-либо утрат?
- С одной стороны, утраты, конечно, имеют место. Потому что, скажем, научно-богословской деятельностью в результате в жизни я занимался и занимаюсь меньше, чем просит душа. Где-то храм страдает от преподавания или учебных и административных нагрузок. Где-то, напротив, мои студенты страдают из-за моей занятости по храмовым делам. Но, с другой стороны, скажи мне: «Откажись от чего-то своей волей, выбирай, от чего будешь отказываться, делай что-нибудь одно», то, пожалуй, и ни от чего бы не стал отказываться. Не только по принятии воли Божией - Господь дает, и отказываться грешно, и послушания нужно нести, пока силы есть, - но и потому что есть некоторое внутреннее ощущение некоторой, если угодно, взаимополезности для человека множественных трудов и послушаний. Учебные труды помогают мне не коснеть в приходских буднях. Семейные обязанности - не засыхать по отношению к студентам. Так одно с другим все время бывает связано. Так наиболее вразумительные тексты пишутся на коленке. Теперь уже не на страничке пером, а двумя пальцами на КПК в машине.
- Вы сами водите?!
- Да, но печатаю я в пробках! (Улыбается.) В пробках-то автомобиль вести не сложно. Главное не нервничать. Молитвенники молятся, а глупые думают. Вот я не молитвенник, поэтому все время что-то обдумываю, пишу. Благодаря постоянным московским пробкам у меня есть очень хорошая возможность подумать. Раньше я так собирался с мыслями в электричках до Сергиевого Посада.
- Так и к проповедям для своих прихожан можно подготовиться?
- Да, я не сторонник проповедей экспромтом, кроме особенных случаев. Конечно, в жизни каждого человека бывает минуты вдохновения, ощущения того, что вот сейчас тебе Господь что-то положил на сердце. Но это бывает в основном у простых людей. А у таких, как я, - редко, в совершенно каких-то особенных случаях. И одно дело - вдохновение, а другое дело - лень. Вдохновение - это дар Божий, а лень - это грех человеческий. Если мы будем позволять себе не готовиться к проповедям - ну вот Господь что-нибудь на душу положит, а мы что-нибудь наболтаем, - или эксплуатировать собственные прежние сказанные слова, воспоминания, то это получится халтура, то есть грех. По отношению к людям, стоящим в храме, это будет недолжно.
- Что дает вам внутреннюю силу с достоинством исполнять все взятые на себя обязательства?
- Сто тысяч раз благодарю избранную некогда по благословению духовника и по личному желанию кафедру классической филологии. Это была жесткая, а порой и жестокая школа на выживание. Кто-то тонул или переплывал в более спокойные отделения, где подобного экстрима не было. Но те, кто выживал на нашей кафедре, научались тому, как можно жить по большей части работая, с небольшими перерывами на сон и еще более редким досугом для себя самого. Так что кафедре нашей респект и вечная благодарность.
Время молитвы
- Для православных студентов, как, впрочем, и для всех людей, очень важна молитва. Здесь можно выделить две тенденции. Кто-то строго, каждый день читает утреннее и вечернее правило и считает, что на этом его ежедневная норма общения с Богом выполнена и дальше можно спокойно заниматься учебно-рабочими делами. Кто-то попросту не успевает этго делать. Кто-то читает молитвы в течение дня...
- Я считаю, что святые отцы и учителя Церкви знали, когда устанавливали для нас какие-то нормы молитвенного делания, которые, хоть и в сокращении, но все же сохранились. И для человека обычного, не монаха, не клирика, утренние и вечерние молитвы должны оставаться тем последним рубежом, ниже которого его молитвенная жизнь не должна опускаться. Хочется тебе молиться в течение дня - молись! Можешь Бога своими делами благодарить - благодари, можешь жить так, что человеки, смотрящие на твои глаза, будут освещаться светом Христовым, - живи!
- Как быть, если студенту хронически не хватает времени на чтение установленных молитв?
- Здесь мы должны быть честными. Бывают в жизни такие интервалы столь интенсивного существования, когда не остается 15 минут ни утром, ни вечером на сосредоточенную молитву. Но, прежде чем решить, что у меня такой интервал, нужно спросить себя откровенно: не ушло ли у меня полчаса на смотрение новостей по телевизору; не ушло ли у меня 40 минут на разговор по мобильному телефону, не связанный с сегодняшними актуальностями; сколько времени я провел сегодня за ужином, с пирожками и пирожными, которые сопровождали мою вечернюю еду? И так далее. Если на все эти вопросы мы ответим отрицательно: телевизор не смотрел, по телефону не болтал, пирожков с пирожными не переедал, лежа на диване, в потолок не плевал, пребывая в бесстрастном бездействии, то, безусловно, можно сказать: «Я, руководствуясь словом преподобного Серафима, находясь в крайнем изнеможении, подобно монахиням, которые по 16 часов в сутки трудились тяжелым физическим трудом и для которых он и дал свое сокращенное правило, его прочитаю и с миром на ложе свое улягусь или, наоборот, восставшее от него, быстренько побегу учиться». Это первое. А второе: если читаешь молитву короче, очень важно, чтобы не получилось, что читаешь ее еще и хуже. Часто человек, читающий сокращенное правило, внутренне махнул рукой на то, что это вообще молитва: «Ну да вот, я сегодня полного читать не буду, прочитаю «Отче наш», «Богородице, Дево...» и еще чего-нибудь и скорее спать пойду». Если ты вместо 20 минут молишься три, то сосредоточься, соберись на эти три минуты так, чтобы это было предстоянием пред Богом, а не скороговоркой текстов и «на тебе, Боже, что мне негоже», с мыслями, что спать хочется или, еще лучше, чаю попить. От чая-то нельзя отказаться перед сном, а? Чая-то хочется... Или там передача Гордона какая интересная начинается, отец Андрей Кураев выступать будет - это же интресно, это мне как христианину нужно!
Время сна
- В одной из вечерних молитв упоминается грех - безгодный сон, то есть пересыпание без надобности. У студентов же могут быть недосыпания из-за домашних заданий и прочего. Молодые люди спят по 4 - 6 часов вместо положенных восьми, что, говорят, вредно для здоровья...
- Спать выше меры и правда не стоит. Потому что от этого рождаются, как говорит опыт, всякие страсти. Особенно у молодого человека. Это блудные страсти. Да еще и леность развивается, когда человек слишком много спит. Причем количество часов - не самое главное, это зависит от индивидуальной физиологии человека. Важнее просто не валяться в кровати, не устраивать из нее место, где мы едим, где мы нежимся, да так долго, что не хватает времени уже ни умыться, ни помолиться, ни к первой паре не опоздать. Но и регулярно недосыпать своевольным образом тоже не нужно. Прямо скажем: я мало знаю студентов, не досыпающих от усердия к учебе. Вот от тяги к сочетанию несовместимого - успешной учебы с обилием развлечений - бывает. Значит, надо понимать, где сэкономить.
У студента, как ни у кого другого, очень насыщенная жизнь. Как все совместить? Какую иерархию выстроить, чему отдать предпочтение, чтобы и друзья не пострадали из-за учебы, а Церковь из-за работы, а работа из-за друзей?
- У студента, как ни у кого другого, очень насыщенная жизнь. У нас есть основная учеба, дополнительная, семья, друзья, работа, домашние задания, хобби, да еще и Церковь! Как все совместить? Какую иерархию выстроить, чему отдать предпочтение, чтобы и друзья не пострадали из-за учебы, а Церковь из-за работы, а работа из-за друзей?
- Cвятители и учители, Василий Великий, Григорий Богослов, которые сами учились в Афинах, знали, как сказал потом Василий Великий, три дороги: в учебную аудиторию, в библиотеку и в храм. Считаю, что эти три дороги должны быть преимущественны для современного православного студента. Аудитория - то есть учебные обязанности. Библиотека - не просто сидение в Горьковке, а продуктивная подготовка к занятиям, работа над своим общим интеллектуальным, культурным уровнем. И храм - как основа нашего духовного строя, богослужения и Таинства Церкви. Безусловно, с этим может дальше соединяться, в зависимости от личных обстоятельств, необходимость зарабатывать трудом на обучение или на жизнь. Здесь нет ничего нового. Только в разлененное советское время часть студентов могли существовать так: в институтах не поймешь, чему обучаться, жить на государственных харчах, а после выходить никакими специалистами. В том, что сегодня иной раз приходится зарабатывать, не вижу, если честно, ничего плохого. Остальное - факультативно. Хобби на то и хобби, что является приложением к жизни, а не центром существования. Фитнес или физкультура - хорошие вещи, но если из-за этого не отчисляют из университета по причине преимущественного посещения аквапилатоса, а не семинаров по специальности. С друзьями тусоваться - хорошо, «добро есть нам зде быти», как говорит апостол, но не до безумия. Не будем доводить себя до сидения на сачке. Как же мне не повидаться после долгих летних каникул с дорогими и любимыми друзьями? Как мне не попить кофе с другом, мы же со вчера не виделись?!
- Есть студенты деятельные, а есть созерцательные. Может, первым конспекты писать, а другим и кофе пить?
- И обоим сохранять трезвость. Есть Марфы, есть Марии. И в разных пропорциях эти два начала соединяются в каждом человеке. Да, человек может восходить от деяния к богомыслию, а от постнических трудов к богосозерцанию. В принципе, все люди делятся на тех, кто больше молится, и тех, кто больше делает. Другое дело, что деятельному важно не оправдать себя своей деятельностью, а стараться не оскудевать в молитве; склонному к созерцанию - не превратить ее в сидение пнем или сиднем, а соединять с обязанностями по отношению к близким людям. Но свою натуру ломать не нужно.
- Может ли Церковь помочь грамотно организовать свое время?
- Церковь дает возможность присмотреться к тому, как организована наша жизнь. Есть жизнь по уставу. Есть определенный распорядок, в котором соединяются то, что есть каждый день, каждый месяц, бывают, наконец, годовые посты, праздники и особые службы. Вот если эти циклы из быта церковного мы постараемся разумно перенести на собственную жизнь, то сможем извлечь некую пользу.
Время на завтра
- Студенты распределяют учебные нагрузки, планируют, когда какое произведение будем читать, чтобы в итоге уложиться с прочтением всего списка литературы к экзамену. В Евангелии сказано: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мат. 6:34). Значит ли это, что ничего планировать нельзя?
- Не будем понимать Священное Писание как безумное указание, что в один день нужно выполнить весь объем учебной работы за семестр. Не будем абсолютными идиотами, которые решают, что они за один день прочитают весь курс литературы второй половины XIX века, потому что они не уверены, что завтрашний день наступит. Суть церковного отношения к труду выражает пословица: «Готовишься помирать - сей рожь». Поля обрабатывают каждый день, и ты так же. Читай сегодня Толстого, завтра Достоевского, послезавтра Камю, если никуда не деться. Одолей даже Пелевина с Сорокиным, желательно в изложении сокращенном, с опущением очевидных пакостей. Готовься!
- Чего стоит остерегаться в управлении временем?
- Планирование неправильно тогда, когда человек возлагает надежду на себя, а не на Бога. А если мы попросим: «Господи, благослови мне этот семестр трудиться, читая и то, и то, благослови мое намерение», то Господь и благословит. Мы молебен служим перед началом всякого доброго дела, не имея в виду, что это дело будет сегодня закончено. Мы строим храм, составив план!
Время Интернета
- За последние несколько лет в интернете набрали популярность различные социальные сети - «Живой журнал», «В контакте», «Одноклассники» и так далее. Посты, комментарии, выкладывание фотографий - на все это тратиться много времени
- Я бы посоветовал установить себе лимит. На нерабочий интернет, на тот, который не связан непосредственно с профессиональной подготовкой, отводить некое фиксированное количество минут в сутки.
- Минут?
- Да, сознательно говорю минут, а не часов. Остальное - индивидуально. Даже если мне невероятно хочется закончить некий пост, поделиться со Вселенной своими глубочайшими переживаниями, без которых мир рухнет, верхнюю границу своего лимита превышать не нужно.
- Вы - активный пользователь интернета. Регулярно пишете в «Живой журнал», зарегистрированы как участник Vkonakte.ru, Odnoklassniki.ru, Facebook.com. Сколько времени на интернет уходит лично у вас?
- Да, но на трех последних сайтах присутствие чисто условное, вот в ЖЖ - другое дело. Livejournal.com подразумевает, в отличие от этих, совершенно пустых «в-контактов», возможность общения единомышленников и выбор людей, которые тебе чем-то интересны, авторитетны, или которым ты чем-то можешь помочь. Тогда посты становятся не болтовней, а чем-то, что профессионально и духовно будет для тебя небесполезно. И у меня есть свой лимит, который позволяет делать другие, более важные дела.
- Вы можете совмещать с делом общение по ICQ и Skуpe?
- О, вот этими вещами точно не балуюсь. Когда студент, вместо того, чтобы писать реферат, пишет по аське другу: «Привет! Погода хорошая, а у тебя какое настроение?» Когда вместо мыслей одни смайлики... То это не общение, а... какое-то желание убежать от дела в ненавязчивое пустословие. От этого болота надо беречься, оно затягивает.
Время поста
- А как в целом нужно организовывать свое время в постные дни?
- Хороше бы, чтобы любые посты, включая однодневные, не проходили мимо нашего внутреннего взора. Чтобы каждый пост был хотя бы маленькой, но жертвой Богу, и чем-то отличался от дней скоромных. Желательно, помимо отказа от котлеты, кефира или пива, чтобы мы себя в чем-то в этот день стеснили. Допустим, в среду и пятницу не посмотреть свой сериал...
- Но так же не узнаешь, что произошло с любимым героем за эту серию!
- И слава Богу! И ничего не случится. Абсолютно ничего не случится, если из 120 серий периодически какие-то будут пропускаемы. Даже с сюжетом ничего такого, уверяю, не произойдет за то время катастрофического. Это и от зависимости телевизионной поможет избавиться. А то некоторые жизнь свою без сериала представить не могут. Иным вот пиво не следует употреблять в постные дни, не говоря уже о более о крепких спиртных напитках. Или твердо решить, что по средам и пятницам помойное ведро выносишь из дома только ты и освобождаешь от данной обязанности своих домашних.
- Но домашним это может понравиться, и как бы всю неделю тебе не поручили ведро выносить...
- Очень важно, чтобы от нашего воздержания была еще кому-то польза. Оттого что мы не едим индюшку и что-то сэкономим на этом, пусть польза будет выражаться не в том, что вы купите еще одну вещицу для себя же, нет, пусть это будет пожертвовано бедному, больному или на строительство храма. И если мы не смотрим в пост телевизор, пусть это не будет просто пустым временем, лежанием на диване, в это время хорошо бы вспомнить о наших близких, может, не очень здоровых, о тех, кто нуждается в помощи вашей.
- Как быть, если в суете студенческой жизни не получается как следует подготовиться к Причастию?
- К Таинству Евхаристии мы никогда не можем подготовиться в достаточной мере. Препятствием к Причастию является не то, что мы пропустили богослужение из-за того, что мы должны были быть на семинаре или потому, что нужно было готовить перевод или решать лабораторные задачи. А вот если ты вместо всенощного бдения пошел тусоваться, или на концерт, или в ночной клуб - это, конечно, препятствие. Если же ты был вынужден учиться, был обременен домашними обязанностями, но душа твоя желает приобщиться Святых Христовых Таин, то готовься и ничем не смущайся.
- Погулять с друзьями часто можно только в выходные...
- Жизнь твоя тогда состоит из выбора. Мы должны иметь внимание к людям. Но при том не забывать, что жалеющая любовь к ним быть выше нашей любви к Богу. Одно дело навестить заключенного или болящего в воскресный или любой другой день, позвонить бабушке или добраться до ее дома, который мы уже полузабыли. Другое дело все время руководствоваться тем, что сегодня у кого-то юбилей, у кого-то именины, у кого-то день рождения, у кого-то свадьба, а кто-то хочет поехать с тобой в Архангельское. Тогда жизнь превратиться в череду праздников. Это и называется светская жизнь. Или тусовка - в самом дурном смысле этого слова.
www.taday.ru