Горнолыжные склоны Швейцарии. Позволь своему сердцу биться быстрее.
Горнолыжные курорты. Сноубординг и другие экстримальные виды спорта.В качестве места для катания были выбраны довольно заснеженные швейцарские долины Arosa и Lenzerheide. Про них писали в отзывах, что снег есть всегда, даже если на других склонах его нет. И лежит довольно долго. К тому же там было много синих трасс, что мне как раз и нужно. Цены на катание и проживание там не как в Куршевеле, но на треть выше, чем в Германии и Австрии. А вот сервис значительно хуже. Ощущение, что деньги платятся просто "за то, что вы в Швейцарии".
Я пахал весь год и от работы ошалел,
Делать нечего, надо ехать в Куршевель.
Я купил билет и взял свою доску,
И поехал, полетел разгонять тоску.
В первый день от отеля до склона навигатор нас повел по самому короткому маршруту. Это оказалась однополосная "козья тропа", которые я так не люблю. Там нет отбойников, крутые и слепые повороты, мало площадок чтобы разъехаться. Пройденная часть пути внизу вьется змейкой.
И рецепт зимнего супа с овощами и ячменем...
При въезде в Швейцарию водителей встречает плакат "Взгляд вперед, руки на руле" и это правильно. Засмотревшись, можно влететь куда не надо. Водители вынуждены обреченно смотреть вперед, крутить головой и фотографировать может только пассажир, чем я и занималась.
Эта узкая дорога вела в деревню. У местных хватает хладнокровия ездить по серпантину-однополоске каждый день.
Наконец-то сосульки, причем настоящие, а не из фетра, как на рождественских рынках.
25 декабря на высоте на елках еще лежал снег. Он выпал пару дней назад. Но все последующие дни снег только таял и деревья на склонах стояли черные.
С одной стороны, виды с этих "козьих троп" открываются красивые, с другой стороны, седеешь при попытке разъехаться с другим автомобилем.
Вид снизу с долины Viamala. Вдоль озера Heidsee и горных деревень прогуливаются все те, кто не катается на лыжах и на санках. Любителей снежных прогулок очень много. Важно не забыть воспользоваться солнцезащитным кремом.
Главное - определиться в первые дни с подходящими склонами и приезжать к их открытию, к 8:30. Уже в 12 ч. склоны, опаляемые солнцем, на высоте 2500 м разбивают лыжами. Создаются большие снежные бугры, под которыми от смены тепла и холода образуется лед. Довольно неприятно лавировать между снежными подушками, проскальзывая по льду.
Тут мы едем вдоль долины, подыскивая себе нужные подъемники. Снежные ели очень симпатичные.
Проявление ветра в природе или "Столб опять перебежал дорогу".
В последующие дни мы ездили по более длинной, но нормальной, двухполосной дороге.
Самые ближние парковки к подъемникам забиваются к 8:45. Для тех, кто не хочет пользоваться машиной, между подъемниками ходят бесплатные желтые почтовые автобусы.
Курорт Виамала (Viamala) расположен на высоте около 1200 м. Наверху в горах проходят трассы и дует сильный ледяной ветер. Он буквально выдувает снег с трасс до льда.
Во всей долине Arosa Lenzerheide нашелся только один современный закрывающийся подъемник в виде кабинок от Churwalden, где можно было оставить лыжи снаружи. Вниз с него открывается вид на заснувшие в снегу дома на колесах. Выглядят безжизненно.
На высоте 1500-1900 м снег после 12 ч. был рыхлый, тающий. Синие трассы оказались с частыми вкраплениями красных, что по углу наклона, что по ширине трасс. Верхние участки склонов были уже разбиты, представляли их себя плотные холмики снега в шахматном порядке, между которыми лыжники и сноубордисты кропотливо делали "фарватер", еще сильнее проявляя рельеф склона. Во многих местах снег сняли до льда. Скользить с грохотом по нему было довольно неприятно.
Маршруты, которые ведут ниже, между елок, к 13 ч. становятся ужасными - изначально они узкие и проложены под углом, на скатах в них в некоторых местах сделали проплешины до черной земли, ни и конечно бугры с ледяной поверхностью и ледяной крошкой. К тому же нижние трассы несколько раз пересекают бюгельные подъемники. Такого я еще не встречала. Уровень безопасности горнолыжных трасс у швейцарцев явно отличается от немецких и австрийских.
Мы меняли подъемники и склоны, пытаясь найти настоящие синие трассы, широкие, с нужным наклоном, не в снежных кочках. Даже перебрались по кресельному подъемнику на соседний склон, вслед за солнцем. Но там был ледяной ветер, который сдул снег до льда, а образовавшиеся на трассе кочки лыжники старательно объезжали по целине, срезая маршрут. Такое тоже пришлось увидеть впервые.
Народ после 13 ч. на высоте 2200 м со стороны подъемника Motta. В это время были очень красивые линзовые облака и светило яркое солнце. Вообще с погодой нам очень повезло.
Синие трассы оказались крутыми ледяными склонами, проходившими по краю обрыва, в тени, где плохо виден рельеф местности. Никогда больше.
Впервые довелось увидеть такое количество бюгельных подъемников длинной с километр. Сложилось впечатление, что как курорт построили, так и не обновляли подъемники лет 20. Всё равно туристы приедут. Снег под бюгельными подъемниками был в кочках, из-за чего дети часто падали и отваливались. Это не всегда было видно служащим, ведь на весь километр подъема, со всеми холмами, было лишь два домика для смотрителей. Было жутко видеть перед собой ребенка лет 6, которые упал и не мог встать, а к нему наперерез нам через сугробы полз отец. Как нам всем расположиться в пространстве?
Начало синей трассы на высоте 2497 возле пика Piz Danis.
И гряда гор, открывающаяся в другую сторону:
Жаль, но к такой красоте пешеходов не поднимают. Потому что нет подготовленных троп.
Швейцарцы летают по синим трассам очень рисково. С одной стороны, они хотят неконтролируемого набора скорости и не тормозят, с другой, они выбирают для своих полетов почему-то не красные и не черные трассы. Результат - травмы. Кажется, правила поведения на горнолыжных склонах никто не читает. Про уважение к траектории других. Что тот, кто сверху, тот и несет ответственность за столкновение. Что нужно ехать с управляемой скоростью, быть способным к координации своих действий. Дети лет 6-8 часто летают на скорости без родителей. Тормозить и лавировать они умеют плохо, что приводит к столкновениям. Одно хорошо - швейцарцы чаще, чем немцы, носят шлем. И даже застегивают его. Правда, и тут встречались люди, которые ездили в расстегнутой одежде, без перчаток и с рюкзаками. Но были и более опытные, которые помимо шлема использовали и защиту для спины.
Было ужасно холодно на длинных открытых кресельных подъемниках. Конечно, хотелось снять лыжи и несколько минут отдохнуть, но больше закрытых кабинок на склонах не было.
Я посмотрела в окно. Там на огромной скорости по пустой красной трассе несся мужчина. Внезапно он заметил другого лыжника впереди себя, смутился, попытался затормозить, врезался в него и отрикошетил в столб, обозначающий границы трассы. Столб был деревянный, раза в 2 толще черенка лопаты, и, судя по тщетным попыткам встать, мужчина, который летел сверху, сломал себе руку.
Другой мужчина классно разогнался в конце синей трассы. Мы в это время стояли в очереди на подъемник и я, глядя на свистящую мимо фигуру, удивилась, как это ему удалось так разогнаться и отчего он не тормозит. Мужчина влетел в людей, сошедших с подъемника, как в кегли. Все разлетелись в разные стороны. Он так и не смог встать, видимо сломал ногу.
Другой мужчина на синей трассе разогнался так, что чуть не влетел в Сашу и по касательной сломал ему палку. Т.е. просвистел над ухом. Он даже не собирался компенсировать потерянный час времени от катания и стоимость новых палок в 70 франков.
Когда человек хочет сломать себе что-нибудь нужное, катаясь в одиночестве вне трасс, это его личное дело. Но когда он опасно водит среди людей на трассах - он откровенно угрожает здоровью и бюджету других людей. Я очень желаю таким людям однажды задуматься над смыслом их выкрутасов на склонах и взять, наконец, хорошего тренера. Не студента, который учит ездить с палками за спиной, а хорошего профессионального тренера, который объяснит что надо и что не надо делать и почему.
Плакат возле подъемника, который как бы говорит "Не схлопывайте катальный сезон травмами":
Понравился ли мне этот швейцарский склон? Нет. Могу ли его рекомендовать знакомым? Тоже нет. Жаль потраченного времени и денег. Это был тоже опыт. Своих денег эти склоны не стоят. Бюгельные подъемники на такое расстояние и на такой высоте - прошлый век.
Возможно, эти склоны подойдут опытным катальцам и во второй половине зимы, когда все неосторожные любители зимнего спорта сломают себе всё, что хотели.
Скамейка для любования красотой на высоте около 1800 м. Это конец катания, когда нового снега не было, а солнце за 4 дня растопило старый.
Заячьи следы в конце трассы.
В качестве обеда возле подъемника Churwalden был выбран Restaurant Portal. Внутри симпатичный интерьер, внимательные шустрые официанты и кормят вкусно. Один минус - порции большие, одного блюда достаточно, даже если 4 часа провел на склоне.
Для горнолыжников зимой особенно рекомендуется Bündner Gerstensuppe.
На 4 персоны:
1 луковица, мелко нарезанная
1 зубчик чеснока, мелко нарезанный
немного сливочного масла для жарки
300 г шпека, мелко нарезанного
100 г ветчины, мелко нарезанной
½ лука-порея, нарезанного маленькими кубиками
1 корень сельдерея, нарезанного маленькими кубиками
1-2 моркови, нарезанные маленькими кубиками
2 картофелины, очищенные, нарезанные маленькими кубиками
1 савойская капуста, нарезанная маленькими кубиками
2 лавровых листа
150 г ячменя
2 ст. л. муки
1,5 л овощного бульона
2 ст. л. сливок
Соль, перец
2 ст. л. листовой петрушки, мелко нарезанной
целые листья петрушки для подачи
Лук и чеснок обжарить на сливочном масле. Добавить мясо и быстро обжарить. Добавить овощи и лавровый лист. Добавить к овощам ячмень и муку, немного проварить. Добавить бульон, довести до кипения и варить на медленном огне, часто помешивая, около 1 часа. Добавить сливки, немного проварить, добавить соль и перец. Добавить нарезанную петрушку, разлить в подогретые суповые тарелки, украсить листьями петрушки. При желании подавать с горкой взбитых сливок.
На второе были домашние грибные клопсы со сливочно-шампиньонным соусом и сливками. Надо, чтобы их лепили женские руки, тогда они будут мельче и их можно будет доесть :) Очень вкусные.
Бургер был подан по-швейцарски, с капустным листом вместо салата. Вместо соуса был расплавленный местный очень ароматный сыр.