Семейное обучение
С чего начинатьТак интересно и страшно это звучит - семейное обучение.
Решение принято, теперь надо только пережить август-сентябрь, когда страсти поулягутся, мы выйдем из сумрака, и все наши родственники узнают, что в школу-таки мы фактически не идем. Сейчас мне тоже тяжеловато держать себя в руках и делать невозмутимое лицо, когда Диме рассказывают про школу, спрашивают, угрожают (да бывают и такие экземпляры, кто говорит примерно так: "Закончилась твоя сладкая жизнь!" ну и дальше в красках), а он им отвечает: "А я не иду в школу, я на домашнем обучении буду".... Дальше я делаю вид, что вообще к этому ребенку не имею отношения, и что он там городит, не понимаю. Люди начинают его вразумлять, что это глупости, в школе же так круто вообще!
Когда палка начинает гнуться, я сворачиваю беседу и перевожу в другое русло.
Но тем не менее, хочу написать, с чем мы входим в "внешкольную" жизнь формального обучения, так для себя, но не под грифом секретно, потому что знаю, что информации в интернете немного, авось, кому пригодится. Тем более, что ничего секретного тут нет, просто про нас.
Решение далось нам не просто. Я сейчас часто вспоминаю наш с мужем разговор пятилетней давности или около того. Тогда Диме надо было идти в сад "по расписанию". И тогда же я приняла решение, что рано, надо подождать. И вот стаю я такая, глажу белью (как сейчас помню, в те далекие времена я его еще гладила), и муж на меня прям орет: "Ты что из ребенка овоща хочешь сделать???? Социопата??????? А может он еще и в школу у тебя не пойдет????" Сейчас мне даже смешно, как я тогда с кроличьими испуганными глазами говорила ему: "Да, что ты милый!? Как не пойдет? При чем тут вообще школа!? Школа - это школа, как туда можно не ходить?"
......
Прошло 4 года. Разговор уже на кухне примерно в том же ключе, но уже не на повышенных тонах. Разве что с моей стороны, я ж уже заматерела, да и вырастила не социопата, а вполне такого себе общительного и развитого ребенка, поэтому могу уже и поспорить по всем вопросам. На самом деле, спорить не хотелось, а хотелось, чтобы убедили, остановили, приняли за меня решение ( очень сложно мне принимать такие важные решения одной), но мой милый мужчина совсем не умеет со мной спорить в вопросах образования.
Он даже не удосужился почитать на тему... Нет он ответственно нашел пару статей каких-то психологов, где они говорили, что в школу ходить надо! А вот зачем так мне и не сказал.
И вот я понимаю, что решение принимать мне. Я для себя резко решила, что иметь дело со школой не хочу... Вот совсем. Я не знаю, от куда этот негатив взялся, да даже негатива нет, просто вот подальше хочу от всего этого. Живут же люди: художники, писатели, путешественники ну кто еще из вас не имеет отношения к образовательным учреждениям? Не зависит от директора, декана, начальника? Как вам живется?
Я всю свою сознательную жизнь ДО декрета, да и часть декрета, с ними имела отношения очень тесные - я педагог начальной школы по образованию, отучилась на это дело 8 лет. Пару лет имею практики. Не официальной, но мне хватило, чтобы больше туда не вернуться. Даже с сыном школьником. Когда дело дошло до ДЕЛА )) , стала я этот вопрос шерстить, как и многие из вас, и когда я поняла, что можно без школы, вот так просто (ну не просто, конечно, но по сути просто), взять и не ходить туда, я была рада безгранично.
К чему я это...? К тому, что мужу я предоставила выбор: я умываю руки, в школу я ни ногой, если сын идет в школу 1 сентября, то я его туда с цветочками провожаю, фотографируюсь, снимаю, а дальше ты. Уроки, родительские собрания и прочее решаешь ты. Я натура чувствительная, буду все время переживать и принимать все близко к сердцу, поэтому ТЫ!
Он не согласился.....Почему?
Не знаю
В общем, выбора у меня особо не осталось.
И вот до мая я была спокойна, не идем так не идем, а в мае наступило смятения. Все ровесники, многие друзья, мои, его, идут в 1 класс... И тут ностальгия, любовь к школе детская все во мне проснулось и забурлило: "Что ты делаешь??? " и я отправила мужа делать временную регистрацию, чтобы подать заявление в школу (ну так надо было у нас, и хорошо, вот я думаю, если бы не это, я бы подо порывом таким в школу бы сразу сходила, заявление писать). Так шел месяц, пока мы ждали эту бумажку.
А почему я еще сдалась. Сын мне в свете этих событий сказал: "Хочу в школу!" Немного под моим давлением, я зондировала почву, спрашивала: "Вот Рустам идет, Ева идет, а ты не идешь!" Тогда он сказал: "Ну раз Рустам идет, я тоже хочу"
Ну а пока делалась бумажка он меня извел: "Когда зимние каникулы??? Я уже их так жду!" На минуточку, мы даже в школу еще не успели войти )))
Это, конечно, лирика. Мне многие могут сказать, что я не дала ему шансы, что ему могло там понравиться и прочее, и прочее. И я соглашусь, потому что был и у меня такой пунктик. Но я знаю себя, знаю своего ребенка, вижу статистику, которая говорит отнюдь не в пользу школы, поэтому я стала думать в сторону качества образования.
И опять я смотрю на своего сына, сколько он может сейчас, с каким удовольствием он поглощает информацию, и как он скорее всего затормозиться в 1 классе. Надо двигаться вперед, делать акцент на сильных сторонах, развивать то, что сиюминутно интересно, а не откладывать на потом и заняться красивым почерком
И плавно подхожу к тому, о чем я вообще собиралась написать. Все, что выше - это чтобы не забыть, как я к этому пришла. Чтобы перечитать в часы уныния, а оно, я знаю, будет еще не раз.
Что мы имеем сейчас, и какие цели я ставлю на ближайшее будущее и как я вижу вообще нашу жизни в грядущие полгода.
Я же работаю, а значит, полноценно отдаваться обучению своего сына в мои планы не входит. Поэтому я четко прописала себе график работы и график взаимодействия с детьми. Иначе будет каша, потому что она еще каша в голове с самой программой, но хотя бы видеть, что вырисовывается на сегодняшний день.
Итак, конкретно мой ребенок - Дима. Ему 7 лет. Я специально ничему его не учила. Даже читать. Я очень удивляюсь этому факту и в душе горжусь собой, как я смогла, хотя я до сих пор не понимаю, как же все-таки смогла, но факт остается фактом - ребенок читает.
А дело было так. Я, видя, что ровесники читают уже, а мы все играем в тематические недельки, лепим, клеим, мастерим, запаниковала, мой-то не читает в 5 лет ((( А он не читал совсем.
Пару раз я предлагала ему букварь Жуковой. Он меня отослал заниматься своими делами и к нему не приставать: "Опять твой букварь?????!!!"
Короче, я очень быстро ретировалась, поняв, что только свои и его нервы буду трепать, отстала.
Последней каплей был мой воспитанник, с которым я сидела. Ему, значит, было 6, а Диме 5 с половиной. Он читал бегло... И я тут пришла как-то домой и рассказываю: "Так и так, Миша уже читает..." На что мне Дима говорит: "Да я тоже читаю, только большие буквы"
Я не поверила, потому что не видела ни разу, чтобы мой ребенок читал (имею грешок сравнивать, каюсь, исправляюсь, но все равно поглядываю по сторонам). Он продемонстрировал мне вполне сносное чтение по слогам, которое положено начинающему.
Тут я заликовала. И опять во мне заговорила мама-учитель: надо же навык закреплять! Давай читать. И я накупила книжечек: "Я сам читаю" что-то в таком духе.
И опять он меня отослал далеко и надолго. Я кусала локти, учила других детей, готовила их к школе. Мой сидел. Он занимался более важными для него вещами: лепил, мастерил, рисовал, вырезал, клеил... А вот готовится к школе отказывался на отрез. Ну готовиться я имею в виду в том виде, в каком хотят практически все родители: сидя за столом писать прописи, выполнять какие-то задания. Мы решаем только задачки, но в лайтовом режиме.
Ну в общем, слава Богу, мне некогда было его донимать! Это я сейчас уже поняла, оглядываясь назад. Мне просто было некогда... Я находила время, чтобы почитать, порешать с ним устно примеры и редко писала их в тетрадочке, чтобы он решал письменно, но не столько, чтобы решал, а сколько привыкал к тетради. И опять я стала форсировать события.
Первый пунктик был с чтением, а второй с письмом....
сейчас про чтение допишу и немного про письмо.
Сейчас у меня времени предостаточно, к счастью нет возможностей. И я ждала возвращения домой, чтобы начать свою образовательную программу ))
Но как-то так складываются события, что все мои планы относительно моих детей рушатся, не успев начаться.
Дима стал читать самостоятельно. Я полгода, наверное, пыталась ему подсовывать что-то, иногда заставляла (редко, но я часто бываю уставшей и занятой, что на долго меня не хватает, когда я вижу, что мне надо прям заставлять, стоять над ним, потом я понимаю, что это и не нужно вовсе, но в те минуты, мне прям кажется, что жизнь рухнула, и я потерпела огромное фиаско).
Я к тому, что сейчас в деревне он нашел энциклопедию, совершенно на мой взгляд бестолковую.... И читает ее сам ))) Как-то пристал ко мне: "Прочитай". А мне некогда было. Я говорю: "Сейчас доделаю"
Он сел рядом со мной, стал сам читать. А формат там такой подходящий оказался: вопрос и ответ из 5-10 предложений.
Короче, потом я пару раз ему читала, но через неделю где-то он перестал меня просить вообще. Берет книгу эту, садится и читает...
Позже нашли залежи журнала "Сыроежка" и "Золотой ключик" - местного происхождения. Теперь он с ними сидит, и я больше чем уверена, что-то там вычитывает
И такое это счастье понимать, как хорошо, что в каких-то вопросах я остановилась, пусть где-то это была лень, где-то опустились руки, но я их не подняла и не направила на него. Хотя очень хотелось, потому что не читал сам. Хотя я ж понимаю, что зачитает, что нет интереса, когда читаешь по слогам и ни фига не понимаешь. Что нужно время.
Но грыз же ж червяк сомнений, как же натренеруется, если не читает? А он читал, просто про себя. Он мне говорил об этом пару раз. У меня отложилось это задним числом.
А теперь такая же котовасия с письмом.
Сейчас имеет проблемы с постановкой руки. Неправильно держит ручку. Я стала напрягаться,сильно. Сейчас заказала насадки на ручку. Будем все-таки понемногу писать прописи. По чуть-чуть.
Сейчас он их ненавидит. Писать не хочет, только под давлением. Больше не буду давить, буду предлагать. Попробую составить список прав и обязанностей. Большой уже мальчик.
Пусть хотя бы по строчке пишет, но так как аттестация в первом классе не обязательна, не буду на этом зацикливаться, сделаю упор на том, что интересно, авось и письмо придет.
Я задалась целью и нашла мам, у которых дети на СО и писать не хотели. Записали после 8, сами, с удовольствием... И пишут не хуже других. Поэтому подождем...
А на уч год у меня такие цели минимум: бассейн, шахматы, английский
Под вопросом останутся художка (ну так для себя), борьба (тут услышала мнение, что рано, до 10-12 лучше бассейн, а дальше окрепшим мышцам борьба), поэтому подумаем и хочу театральное что-нибудь, а то болтает много, еще акробатику бы - вот ее вместо борьбы. Ну и рыболовную секцию обязательно будет рассматривать, но может, не с этого года, там вроде с 9 лет только. Но попробовать стоит. Хотя скорее всего, до такого формата надо еще подрасти.
Тут еще вчера с оригами вышла ситуация.
Я уже писала, что веду подготовку к школе. Так вот так по программе детям предлагают заняться оригами в 5 лет. Я предложила. В итоге я сама за них практически все делала, сложно им еще. Но предлагать стоит, у кого-то может и получиться. Своему я, конечно же, предлагала, куда ж без этого. В прошлом году, опять же у бабушки нашли мы книгу оригами, черно-белую, толстенную, лохматых годов. Пытались что-то соорудить, но это была забава для меня, дети только требовали делать! (Странно, что ключевые моменты часто происходят у бабушки, когда у меня есть время тормознуть и подумать)
Вчера на страницах все того же "Золотого ключика" нашел инструкцию мышки. От меня требовалось только показать, как вогнуть уголки внутрь. Остальное сделал сам. Даже квадрат вырезал сам. Ну это не потому что он глупый и не умеет, а потому что я так часто не замечаю того, что он уже так много умеет (((
На счет самостоятельности. Сейчас пока писала думала. И вот что надумала. Подрастает второй сын, и пока я вот прописывала занятия кружки, подумалось мне, где же на него время взять??????? И ответ пришел сам собой, к тому времени Дима подрастет, кое-куда сможет уже и сам ходить )) И заниматься сам уже будет
P.S. Дописала и подумала, надо было, наверное, в дневник писать ))) Кто дочитал, спасибо за внимание
________________________________________________________________________
Допишу немного для тех, кто захочет вдруг еще пожалеть, наставить на путь истинный: не стоит. Вы ведь никогда в это не вникали, так и живите спокойно. Это написано для меня лично и для тех, кому это, действительно, нужно и интересно.
Я прекрасно понимаю ваше негодование, удивление, жалость и прочие чувства, которые посещают многих, но я никому никогда не указываю, как жить, никого не жалею, никогда не сужу, а если и грешу, то молча
Это решение, которое мы приняли не с бухты-барахты, я прекрасно понимаю, для чего я это делаю. Поэтому не нуждаюсь в терапии.
Я не закрываю комментарии и не ограничиваю доступ, только потому что знаю, как сложно найти информацию и единомышленников.
Спасибо за понимание.
И да.... Это не повод отписываться от меня )))