Развитие речи в 2-3 года
Развитие речиДочка начала говорить достаточно рано - в 1 год и 9 месяцев, сейчас в 2 и 4 говорит сложносочинёнными предложениями и фразами, довольно невнятно (посторонние люди не всегда её понимают), склонения по лицам, родам и числам очень хромают, я уж не говорю о правильном употреблении предлогов. Ходили к логопеду, чтобы понять, велика ли вероятность возникновения логопедических проблем в будущем (нам это важно для того, чтобы определиться, в какую группу идти после ясельной - гимназическую или оздоровительную). И вот какие заключения и рекомендации она нам дала.
1. Меня беспокоило, что ребёнок очень многие слова употребляет в мужском роде (колясик - вместо коляска, мамочек - вместо мамочка и т.д.). Оказалось, это вообще не проблема, связано со слабостью артикулярного аппарата, в связи с которой ней сложно произносить 2 согласных звука подряд, так что поправлять необязательно. Можно делать гимнастику: цоканье, поцелуйчики, "гонять "конфетку" во рту" - упираться языком то в одну щеку, то в другую.
2. Называет предметы в единственном числе. Показывает на ухо зайки - что это? Дочка отвечает "ухо". Показывает двумя пальцами на оба уха - а это что? Она снова отвечает "ухо". Это просто надо проговаривать. Я вот, например, и не пыталась добиться от дочки множественного числа - корень слова правильно употребила, и я уже в восторге. Но ведь нет предела совершенству, надо развиваться дальше:)
3. Все существительные употребляет преимущественно в именительном падеже. Скорее всего это тоже не проблема, так как я реагировала на это неправильно.
- Что ты рисуешь?
- Машина.
- Здорово! МашинУ.
Важно похвалить, а потом поправить, сделав голосом акцент на окончание слова. А я всегда поправляла без акцента, и дальше опускалась в пространные объяснения: "Да, только правильно сказать машину, потому что машина это ответ на вопрос "что это?", то есть именительный падеж, а тут используется винительный падеж, который характеризуется вопросами "кого, что?" При этом я произносила эту тираду скороговоркой, и ребёнку в таком возрасте сложно сконцентрировать внимание на столь долгий промежуток времени. Когда я заканчиваю речь, она уже забывает, что было в ее начале:)
Ещё хороша игра "Что пропало?". Ставим 3 игрушки (или любых других предмета) на видное место. Потом просим ребёнка закрыть глазки или отвернуться, убираем один из них, и спрашиваем: кого теперь нет? Ответ - ежикА. Развитие памяти, внимания, а заодно и правильное употребление падежей. В следующий раз можно спросить "кто пропал?", Правильно, заяц!
Ещё можно разрезать яблоко и беря кусочки и поднося их к разным игрушкам, говорить: эта долька для ежа, эта долька для слона, а эту дадим кому? Зайчику. Таким образом будем потихоньку закладывать правильное употребление предлогов и закреплять падежи.
4. Все (или очень многие) предметы называет в уменьшительно-ласкательной форме. Стульчик, зайчик, лисичка. Логопед вообще не поняла, знает она такие слова, как стул, заяц, лиса, и отличает ли большое от маленького. Я сразу вспомнила пример, что дома, показывая пальцем на бабочку, нарисованную на подушке, она сказала "бабочка... большааая!", и при этом широко раскрыла глаза; а потом показала, на более маленькую бабочку на той же подушке и сказала "маленькая бабочка". То есть точно ориентируется в размерах. Но я грешу сюсюканьем, и при ней только и использую уменьшительно-ласкательные формы. Надо будет себя контролировать, и поучить её полным формам.
5. За употребление глаголов похвалили. Практически все необходимые глаголы есть в активном словаре. И даже смешно получилось, когда она логопеда поправила. К концу уже наскучило ей всё это, полезла ко мне грудь искать. Женщина её спрашивает: "Любишь грудное молочко есть?". Дочка отвечает: "Да, ПИТЬ!" Типа, "тётя, неужели ты не знаешь, что в этом возрасте дети едят уже много другой пищи, а молоко только пьют":)