Игрушки открытого типа
Развивающие игрушки своими рукамиLoose parts & Open-ended toys
На русский это можно перевести как «свободные детали»/«свободные элементы» и «игрушки открытого типа».
К loose parts относятся брёвна, камни, ветки, листья, шишки, песок, ракушки, цветки, вода, трава, семена/орехи, пеньки, земля; коробки, пластиковые бутылки, кухонная утварь, корзины, верёвки, ткань, ведра, пластиковые трубы и т. д.
Свободные детали - это самое простое, что есть у вас дома или находится прямо под ногами на улице. Это не специально созданные игрушки с ограниченным набором функций, не мультипликационные герои, чья предыстория ребёнку давно известна. И вообще это как бы игрушки, которые не являются игрушками. На самом деле loose parts - это все те безопасные для ребёнка предметы, что могут попасться ему в любом месте. И именно они оказываются для него наиболее полезными. Ведь все эти вещи можно использовать так, как тебе подскажет фантазия и опыт. Ничего не ограничивает ребёнка для творчества.
Поварешки и кастрюли - это любимые музыкальные инструменты моего сына; покрывало - отличная норка, в которой так удобно прятаться; вода - ну это вообще самая лучшая игрушка, которой можно брызгать, которую можно разлить, а потом вытереть, по которой можно бегать в резиновых сапогах на улице или просто плавать в ней.
Музей игрушек в Нью-Йорке назвал одной из лучших игрушек в истории человечества обычную палку. Вот так. Самую обычную палку. Лежащая на земле, она просто природный объект, но стоит ей оказаться в руках рбенка, и она может превратиться в ложку, клюшку, меч, волшебную палочку, указку, лошадь и многое другое.
Помимо палки, в американском Национальном Зале Славы игрушек одно из почётных мест занимает обычная картонная коробка. Благодаря возможности легко подвергаться трансформации, менять свое назначение, обычная коробка развивает изобретательность и находчивость, превращается то в корабль, то в самолет, то в крепость, предоставляя детям возможность отправляться в воображаемые путешествия и исследовать воображаемые миры.
Все эти вещи относятся к игрушкам открытого типа. Игрушкам, которые не привязывают ребёнка к определённым действиям. Вся его игра будет зависеть лишь от него и от его фантазии. Ограничений нет. Одна игрушка может быть чем угодно и использоваться сколько угодно раз. Она даже может подстраиваться под возраст! Сейчас мой сын прячется под куском ткани и играет в «ку-ку», станет постарше и сможет сделать из неё мантию чародея или ковёр-самолёт.
Такие игрушки развивают воображение, навыки решения задач, уверенность в своих способностях: дети не боятся сделать с ними что-то не так, ведь способов игры бесконечно много. Именно во время использования таких игрушек у ребёнка возникает свободная игра. Игра, у которой нет заранее написанного сценария. Именно она даёт детям возможность после загруженного плотным расписанием дня взять и отдохнуть. И именно она во время этого отдыха обучает ребёнка порой даже больше, чем заранее распланированный урок в школе. А если ребёнок играет не один, а в компании друзей, то тут тебе и навыки общения, сотрудничества, коллективной работы, уверенности в себе. Ну и огромный простор для полёта детской фантазии и развития воображения. Почти как в фильме про приключения Петрова и Васечкина.
Помимо всего того, что есть у всех нас дома и на улице, к игрушкам открытого типа относятся различные кубики, конструкторы (без заранее обозначенной схемы сборки), деревянные радуги, куклы и мягкие игрушки самых обычных животных или людей (нейтральные, а не известные персонажи), пластилин (обычный, а не готовые наборы с формами типа Play Doh), карандаши, краски и им подобные.
В игрушкам закрытого типа относят пазлы, наборы «шаг за шагом», игрушки на батарейках, мультипликационных героев, раскраски и т. д. Так вот, именно эти игрушки, хоть и не наносят вреда ребёнку, совсем не помогают развить его воображение и мыслить креативно. А в нашей жизни креативность очень важна. Даже, казалось бы, в самой скучной профессии без креативной мысли порой бывает никуда. К тому же, игрушки закрытого типа обычно гораздо быстрее приходят в негодность, надоедают и не могут подойти ребёнку на все возраста. А это ведь так неэкономно, особенно, учитывая стоимость всех этих новомодных игрушек на батарейках.
У нас дома есть и те, и другие игрушки. Есть даже игрушки закрытого типа, которые мне очень нравятся. Та же самая раскраска учит ребёнка не выходить за границы рисунка, быть аккуратным. А пазлы развивают усидчивость, терпение, мелкую моторику и внимательность. Я совсем не против таких игрушек. В них тоже есть польза. Но все же бóльшая часть нашей коллекции состоит из игрушек открытого типа. А на даче мы порой и вовсе забываем про то, что есть у нас в городе (за исключением лопат, совков и детских инструментов), и используем те самые loose parts, которых на природе ой как много! И порой кажется мне по выражению лица своего сына, что в моменты игры с землёй, травой, камнями и веточками, не найти для него ничего лучше и полезней, чем то, что создала для нас природа. Но в целом я считаю, что во всем должен быть баланс. В том числе, и в количестве игрушек того и другого типа.
Как вы относитесь и игрушкам открытого типа и свободным элементам, которые игрушками, как таковыми, не являются? Предпочитаете их или все же выбираете те, с которыми все чётко, понятно, по инструкции?