О творчестве детей и творчестве родителей
Методика Сесиль ЛупанЯ сторонник того, что у ребенка должно быть максимум свободы, и ограничивать ее стоит только от того, что представляет опасность для него самого или окружающего пространства. И еще убеждена, что познавать мир ребенок должен в первую очередь сам, и только после того, как ребенок сам обследует новый предмет/место, должны подключаться родители со своим "посмотри сюда", "а вот еще как можно", "надо сделать вот так, и смотри что получится" и прочим. На первом месте должны стоять открытия самого ребенка! Тем более, что мысли ребенка обычно гораздо богаче и оригинальнее, чем то, что могут предложить взрослые.
Перенося эти мысли на творчество, казалось бы вот где делай что хочу! Так нет же! Обязательно кто-то подойдет и начнет говорить "неправильно". Потому что не так нарисовано, не там, не того цвета, не похоже и вообще дай я тебе покажу как. Это верный способ либо превратить оригинальное творчество в посредственность, либо отбить желание творить вообще ("я же не могу, пусть лучше мама нарисует!").
Мне очень странно видеть, когда я встречаю что-то идеально нарисованное, красиво приклеенное и вообще видно, что сделанное не ребенком, с гордой подписью "детское творчество". Будем честными, это мама творит, а ребенок хорошо если просто смотрит, а во многих случаях занят своими делами, или немного подкрасил только там, где сказала мама. Смотреть, как творит мама это тоже очень полезно! Ведь самое лучшее воспитание мы можем дать детям своим примером. Но это все-таки не детское творчество.
Показать, как проводить ровную линию, как окунать кисточку в воду и как катать шарики из пластилина - это технические приемы. Показали, хорошо, а дальше пусть сам ребенок делает. Не надо делать все за него только потому, что у него криво получается. Если ребенок хочет в стотридцатый раз рисовать кошку, причем зеленую и летящую по небу - значит так оно и должно быть. Это творчество и оно свободно! Не надо убеждать ребенка, что цвет не тот и подсовывать ему нужный карандаш, не надо убеждать, что не хватает глаз, а лап слишком много. Посмотрите на картины современных художников. Там порой вообще не понятно что нарисовано, но красиво! Или даже вам может казаться, что некрасиво, главное чтобы самому ребенку нравилось. Малыши, например, в первую очередь просто исследуют материал, потом начинают изображать предметы через призму своего отношения к ним. Вот как раз тогда можно увидеть непонятный зигзаг и объяснение ребенка "муха пролетела". Варя один раз нарисовала солнце и тучу рядом, а потом закрасила солнце и сказала, что оно спряталось за тучей и пошел дождь. А еще она играла в прятки рисуя картинки и тут же их закрашивая. Или еще одна картинка - кошка, которая как солнышко покрыта усами, и Варино объяснение "Она нюхает". Вот такие картины в действии) У детей они живые, а не статичные. И их воображение ярче, креативнее нашего, у них нет рамок, нет понятия конца листа или дорогих красок, которые надо экономить, им неизвестно пока, что домик надо рисовать только так и никак иначе, и что нельзя рисовать небо зеленым, у них нет наших стереотипов и я так надеюсь, что их как можно дольше у них не будет! Я стараюсь оберегать Варю от критики ее рисунков, которая озвучивается окружающими конечно в самых благих намерениях, но всем известно, куда такие намерения ведут...
Обычно Варя всегда сама знает что нарисовать, а если нет, то я не рисую за нее. Я беру кисточку, макаю в краску и говорю вот кисточка побежала по листику, что это она рисует? И из абстракции рождается образ, а из образа целая история)
Я тоже люблю творить сама, создавать что-то для Вари или даже просто так. Но это не детское творчество, это мое)) Варя может наблюдать, подрисовывать или вообще увидеть только конечный результат.
И да, конечно не надо ребенка рисующего левой рукой убеждать рисовать правой! Это, надеюсь, уже всем очевидно?)) Дети до 3х лет обычно только определяются с ведущей рукой и в большинстве случаев ею все равно будет правая, так что незачем форсировать события. Левшей переучивать вредно, а амбидекстер, одинаково владеющий обеими руками, очень редкий случай равноценного, одинакового развития обоих полушарий мозга, без превалирования одного из них. Так что пусть ребенок рисует что хочет, как хочет и любой рукой, а мы будем молча любоваться и улыбаться, глядя на это творчество и его горящие от радости глаза)