Занятия на развитие мелкой моторики (Катюше 1 год + 11 месяцев)
Развитие детей второго года жизниМелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать, рисовать, застегивать, расстегивать и др). Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка.
Мы конечно тоже уделяем большое внимание развитию мелкой моторики. Сегодня расскажу о нашем любимом на данный момент.
1. Наклейки.
Катюша их очень любит! И их нужно много!!! Я покупаю разнообразные наборы наклеек или журналы с заданиями и наклейками. На данный момент изображения на них не особо важны. Кате интересен сам процесс отклеивания-наклеивания. Вот, например, самая обычная раскраска с наклейками. Раскраской по назначению не пользуемся, а на страницы Катюша наклеивает картинки, в совершенно хаотичном, ей одной известном порядке.
Многоразовые наклейки - не так сейчас интересны. Вероятнее всего потому что их там мало))) Такое занятие увлекает совсем не на долго, но в любом случае присутствует в наших играх.
Геометрические наклейки. Недавно опробовали такой новый вид заданий. Есть картинка с обозначенными разными цветами фигурами (круг, квадрат, треугольник и звезда). Задача ребенка наклеить в определенные места соответствующую фигуру соответствующего цвета. Здесь мы играем вместе, Кате нужна моя помощь. Во-первых, я помогаю найти нужную фигуру, а во-вторых - подцепить наклеечку. Честно говоря, для Катюши они мелковаты (а может быть качество подкачало, потому как даже мне бывает сложно снять наклейку с листа), да и само задание пока сложное для самостоятельного исполнения. Но для развития моторики - хорошо)
2. Пластилин.
Пластилин либо масса для лепки в наших играх присутствует довольно часто. Если это просто лепка - тут полет фантазии просто безграничен, и ребенка такое занятие может увлечь на час, а то и больше. Мы пробуем скатывать шарики и колбаски (пока что не четко получается), тренируемся резать колбаски (задатки для использования в будущем ножа), расплющиваем или раскатываем пластилин в блинчики, строим башенки, лепим пироженки и украшаем их, вырезаем формочками фигурки, сооружаем заборы, втыкаем спички, нанизываем на палочки бусинки и еще много-много-много всего!
Еще одна игра - это аппликация пластилином. Я рисую простенькие картинки, а Катюша украшаем их пластилином. На фото исключительно Катино творение, я нисколько не помогала в выборе правильного цвета или в скатывании шариков. Сама делала всё! Правда чуть-чуть незаконченная картина, но я посчитала не правильным в конце доклеивать кружочки за нее.
Такие картинки можно выполнять и с помощью силовых кнопок. Но мы ими играемся не часто. Всё-таки такой инструмент мне кажется достаточно опасным, учитывая желание всё попробовать на зуб.
3. Мозаика
Тоже одна из недавних новинок в наших играх. Купила на пробу самую обычную и недорогую, просто посмотреть как пойдет. На удивление Катюше игра понравилась. Хотя картинки или узоры пока не выкладывает, всё хаотично. Хотя может это мне так кажется))) Цветочек выкладывала я, дальше Катя сама уже рисунок составляла. Для развития мелкой моторики - просто отлично!
4. Пазлы
О пазлах в наших играх у меня двоякое впечатление. Очень долго Катюша совсем не интересовалась ими, вообще никакими. Я пыталась подсунуть ей разные макси-мега пазлы, и мягкие, и картонные, и магнитные, из 2-3-4-х частей - безрезультатно! Ни пол года назад, ни теперь Катя ими не хочет играть. Каково же было мое удивление, когда заинтересовалась она пазлами классической формы (квадратной) причем сразу из 15-20 элементов. Неожиданно оказалось, что Катюше очень нравится подбирать и соединять замочки. Правда с совпадением рисунка пока дела обстоят не очень. На данный момент примерно 50-60% квадратиков я подсказываю куда поставить. Какой стороной развернуть - подбирает сама. Ну и остальные 40-50% элементов выкладывает самостоятельно, особенно в конце, когда остается 3-4 кусочка - их подобрать ей просто.
Собираем мягкий пазл
Собираем обычный классический картонный пазл
5. Игры, похожие на пазлы
Не знаю как по другому назвать эту категорию) Тут опишу игры, в которых нужно элементы развернуть и разместить определенным образом.
Мягкий алфавит. Покупала на будущее, но стали использовать уже сейчас. Заодно и буквы рассматриваем и озвучиваем, хотя на данный момент это не основное предназначение игры. Выполнен в виде коврика-пазла, все буквы достаются. Задачи ребенка - рассортировать по цветам, подобрать нужную букву, вставить в нужный квадрат, собрать из квадратов дорожку (соединить замочки) соединить между собой длинные дорожки и т.п.
Еще игры с элементами пазла - логические лото, в которых нужно не только подобрать каждой картинке логическую пару, но и соединить их с помощью замочка. У нас таких несколько - мамы и их детеныши, кто что ест, кто где живет и др.
Игры по типу мозаики или танграма - фигуры нужно уложить на свои места, развернув соответствующим образом
Часто используем игры из серии подобрать недостающую (отрезанную) часть. Вот фрагменты наших пасхальных занятий: Катюша подбирает части фигурно разрезанных яичек и формирует фигуру.
6. Рисуем линии.
Занятие одно из новых. Катюша уже достаточно уверено держит ручку или карандаш в руках. В рисунках наравне с каляками-маляками появились плавные линии и круги. Начали рисовать прямые или слегка закругленные линии по пунктиру. Пока что рукой с карандашом вожу я, но вижу, что Катеньке это интересно, она старается, пытается и сама проводить нужные линии.
На сегодня всё)
А как у вас обстоят дела с мелкой моторикой? Что больше нравится? Во что часто играете?