Игры 7 месяцев
Развитие от 6-9 месяцев
Используя ритмичные потешки, научите малыша показывать свои ручки и ножки, другие части тела и личика:
Где же, где же, где же,
Где же наши ручки?
Вот, вот, вот они -
Здесь вот наши ручки!
Где же наши ножки...
Кроха уже вовсю стучит различными предметами, сделайте этот стук ритмичным под такой стишок:
Тихий-тихий дождик
Шелестел по крыше -
Кап-кап-кап-кап. ( ладошки медленно гладят коленки или поверхность стола )
Тихий-тихий дождик стал сильнее -
Кап-кап-кап-кап. ( стучим сильнее и быстрее )
Тихий-тихий дождик
Превратился в ливень -
Кап-кап-кап-кап. ( стучим сильно и быстро )
Или постучите под такую потешку:
Топот в поле -
Затопали кони. ( медленно топаем ножками )
От топота копыт
Пыль по полю летит ( топаем быстро )
Игра "Попался!"
Расстелите на полу одеяло и положите малыша на животик. Поползайте по комнате на четвереньках. Когда начинаете приближаться к малышу, говорите: "Я тебя поймаю!". Повторяйте слова, приближаясь к ребенку все ближе и ближе. Улыбайтесь и смейтесь, чтобы показать ему, что вы просто играете. Когда вы подобрались к малышу, пощекочите кроху и воскликните: "Попался!". Скоро Ваш карапуз изо всех сил будет уползать от Вас, заливисто при этом хохоча.
Пчелиный улей.
Что за дом-кубышка? Взрослый сжимает кулачок ребенка в своей руке и делает удивленное лицо.
Кто живет там?
Мышка? Со всех сторон рассматриваете кулачок крохи.
Нет! Что вы, что вы! И тут же возмущенно машете руками.
Живут в том доме пчелы.
Потрясите кулачок малыша, жужжа, поднесите его к своему уху.
Пчелы летают. Помашите кистями ручек ребенка, как крыльями. Пожужжите.
Деток в домике считают. Сожмите в кулачок пальчики крохи.
Один, два, три, четыре, пять… По одному освобождайте пальцы из кулачка ребенка.
Мы не будем им мешать. Заведите руки за спину - «спрячьте».
Пчелки мед соберут… В этот момент постучите своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.
И Дашутке (Андрюше, Данюше и т.д.) дадут. Указательным пальцем проводите по каждому пальчику малыша от основания до кончика.
Учим говорить.
Фразы взрослого во время игры с ребенком 7 месяцев: «Брось мячик!», «Собери пирамидку», «Дай мишку!» не только побуждают малыша к действию. Они развивают способность воспринимать, понимать и воспроизводить слова. Кроха накапливает пассивный словарь, вслушиваясь в разговор близких людей. Одновременно с этим закладываются азы построения предложений, способы согласования слов. С 9 месяцев карапуз вычленяет из потока «взрослой» речи отдельные слова, пытается их повторить (лепечет). Любое свое действие он уже сопровождает возгласом, отдельным слогом или звуком. «Бах!» - бросает на пол игрушку. «На!» - протягивает вам предмет, приглашая к игре. «Дай!» - призывно манит ручкой, увидев любимую игрушку. Это уже осмысленная голосовая реакция. Задача взрослых - поощрить речевое творчество малыша. Он должен войти во вкус говорения. И это касается не только игровой деятельности. «Слова - всегда, слова - везде, вот принцип ваш и крохи», так можно перефразировать текст Владимира Маяковского. Для малышей до года детские книжные издательства выпускают моющиеся книжки, книжки-раскладушки с яркими иллюстрациями. Очень удобные и полезные забавы! Рассматривая картинки, дитя будет с удовольствием подражать голосам нарисованных там животных, имитировать их движения. Взрослый же стимулирует весь процесс: «Какая красивая собачка. Как она лает? Ав-ав-ав!», «А вот кошечка. Позовем ее: «Кс-кс-кс. Как кошечка лакает молочко? Как она умывается?», «Коровка гуляет на лугу. Она мычит: му-у-у…» и т.д. Изображения неодушевленных предметов - еще один повод проявить актерские таланты. Увидев на картинке машинку, кроха начнет сигналить: «Би-би-би…», а разглядев паровоз, загудит: «У-у-у…
Волшебная коробка.
Подберите несколько предметов разных форм и цветов, привяжите к ним веревочки, а потом спрячьте все в коробку. В крышке коробки предварительно сделайте отверстия, через которые эти предметы смогут пролезть, и оставьте «на поверхности» только их хвостики. Малыш с большим интересом будет наблюдать за тем, как потянув за веревочку, можно достать из коробки мячик или игрушку. А потом с еще большим восторгом постарается впихнуть все свое сокровище обратно.
Едет, едет паровоз
Положите малыша животом вниз на одеяло, лежащее на полу. Аккуратно потяните одеяло за собой, чтобы оно передвигалось по полу. Напевайте песенку:
Едет, едет паровоз-
Две трубы и сто колёс
Две трубы и сто колёс
Машинистом - рыжий пёс.
(С. Эрнесакс)
Веселое одевание
Многие дети не любят одеваться. Но с забавным стихотворение процесс одевания пойдет веселее:
Одеваем рёвушку:
Шапку на головушку,
Валенки - на ножки,
А на них - калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни!
(Г. Лагздынь)
Гулкая ваза
Посадите малыша к себе на колени, возьмите в руку трехлитровую банку, высокую вазу или кастрюлю. Склонитесь над вазой и пропойте слоги: «ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па и т.д.». Голос ваш будет звучать гулко, отдаваясь эхом. Предложите и малышу что-нибудь сказать в вазу.
Тихо - тихо - тишина
Возьмите куклу в руки и расскажите малышу стихотворение, в конце каждой строчки прикладывайте палец к губам:
Тихо. Тихо. Тишина. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Просит музыки она. Тссс-
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
(В.Берестов)
После окончания стихотворения спойте малышу любую песенку громким голосом, чтобы он ощутил контраст между тихим и громким звучанием.
Качели из одеяла
Положите кроху в детское одеяло. Возьмитесь за все четыре края одеяла и раскачивайте его.
Найди музыку!
Спрячьте в комнате в поле зрения малыша музыкальную игрушку или телефон с включенной приятной мелодией. Убедитесь, что ребенок слышит музыку. Спросите его: «Где музыка?». Вместе ползайте по комнате в поисках источника звука. Игра стимулирует ползание, способствует развитию слухового сосредоточения, зрительно-слуховой координации.
Бибабо
Не знаю, используете ли вы в ваших играх перчаточную куклу («бибабо»)? Если нет, самое время такой обзавестись - купить, связать или сшить. Вариантов использования кукол «бибабо» в занятиях с ребенком - великое множество. Кукла может помочь накормить малыша, успокоить его, сделать ему легкий массаж-поглаживание перед сном, рассказать сказку, поиграть и даже стать героем кукольного театра.
Побарабаним?
В возрасте 7 месяцев дети любят стучать разными предметами друг об друга. Вам пора готовить обед? Отлично. Расстелите на полу одеяло и усадите ребенка. Дайте ему 5-6 различных мисок или кастрюль и большую деревянную ложку, которая сыграет роль барабанной палочки. Пусть кроха гремит в свое удовольствие. Игра способствует развитию чувства ритма, дифференциации слухового восприятия, логики (я стучу - слышу звук), формированию представлений о свойствах различных материалов (ребенок слышит разный звук металлических, деревянных, пластмассовых «барабанов»).
Кубик с секретом
А вот еще одна полезная и простая в изготовлении игрушка, которая способствует развитию согласованности движений рук. Вам понадобится кубик или небольшая коробочка с длиной ребра примерно 8-10 см. На одну из граней наклейте или нарисуйте яркую картинку, например уточку. Дайте ребенку возможность рассмотреть изображение, а затем поверните кубик другой стороной (без картинки). Удивитесь: «Где же уточка?». Покажите малышу, как искать картинку, поворачивая кубик в руках. Если это действие еще слишком сложно для малыша, предложите ему искать картинку, положив кубик перед собой и переворачивая его сбоку на бок. Поэкспериментируйте, наклеив картинку на коробочку цилиндрической формы (например, на бутылочку от йогурта).
Шкатулка
Если у вас дома найдется легкая шкатулка или другая емкость с откидывающейся крышкой, можно поиграть так. Заранее положите какой-нибудь интересный предмет (ложка, ключи, мелкая игрушка) в шкатулку и погремите им перед малышом. Спросите его: «Что это гремит внутри?». Дайте крохе немного времени, чтобы самому найти способ открыть шкатулку.
В шкатулку также можно складывать и выкладывать из нее различные предметы. Для семимесячного крохи это все еще остается интереснейшим занятием. А если вы позаботитесь о том, чтобы дать ему разные на ощупь и сложные для захвата предметы для складывания, то это занятие станет еще и развивающим. Вот несколько идей:
- помпоны из ниток;
- ватные шарики;
- пластиковые крышки от бутылок;
- пробки от шампанского;
- монеты (вымытые с мылом и прокипяченные);
- изюм;
- семечки;
- консервированная кукуруза или горошек;
- шурупы и гайки;
- бусины;
- нарезанные коктейльные трубочки;
- фигурные макароны (сырые или вареные).
Кидаем игрушки
Разместите малыша в кроватке и обложите игрушками. Малыш будет их брать, разглядывать и кидать на пол. Когда все игрушки окажутся на полу, дайте малышу почувствовать их «окончание», а затем снова положите их в кроватку.
Вынимаем и убираем
Положите перед малышом коробку с игрушками, побуждая их вынимать и разглядывать. Когда все игрушки будут вынуты из коробки, покажите, как их нужно убирать обратно.
Игрушка на присоске
Прикрепите к столику, за которым малыш кушает - игрушку на присоске с выпуклыми элементами, безопасным зеркальцем и другими интересными детальками. Пока малыш будет кушать, игрушка будет развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения.
Пропавший мяч
Поставьте детский стульчик для кормления с малышом возле стены. С силой закатите мяч под стульчик, чтобы он ударился об стену и выкатился обратно. Повторите эту забаву несколько раз. Малыш будет следить за исчезающим и вновь появляющимся мячом. Затем дайте малышу мяч в руки - и пусть он сам попытается кинуть мяч.
Во время игры можно проговаривать отрывок из стихотворения С. Маршака «Мяч»:
Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Краски из клейстера
Сварите из муки или крахмала клейстер: на 1 стакан воды нужно 1,5 столовые ложки муки. В кипящую воду постепенно, постоянно помешивая, добавьте муку или крахмал. Доведите до кипения и выключите. Когда клейстер остынет - выложите его на поднос и поставьте перед ребенком. Малыш с удовольствием начнет размазывать клейстер по подносу. Можно дать малышу крупу манки, просо, которыми он будет посыпать своё творение.
Колечки-волчки
Сядьте с малышом на пол. Возьмите круглые колечки от пирамидки. Их можно вертеть на столе или полу, как волчки. А можно просто покатать по полу, как колесики.
Сними колечки с пирамидки
Научите малыша снимать со стержня пирамидки одно колечко за другим. Помогайте ребенку, вытягивая стержень пирамидки из колечка, который малыш взял в руки.
Шарик в банке
Возьмите небольшой резиновый мячик и покажите малышу, как можно опускать его в высокую баночку (например, из-под чипсов принглс или большого питьевого йогурта) и встряхивать её. Интересно, как малыш достанет обратно шарик - перевернет баночку или засунет в нее руку?
Трубочки от коктейля
В коробке с крышкой проделайте много круглых отверстий. Вставьте в них трубочки от коктейля. Предложите эту игру малышу: ему надо будет вытягивать трубочки из дырочек.
Сенсорные кубики и шарики
Детям очень нравятся развивающие кубики и шарики серий «послушай-ка», «почувствуй-ка», «посмотри-ка» и др. Они стимулируют развитие осязания, слуха и зрения. В прозрачных кубиках и шариках набора "Послушай-ка", когда нажимаешь на крышечки - раздается щелчок, писк, звон колокольчика, треск пружины и т.д. В наборе "Почувствуй-ка" на гранях кубиков - разнообразные материалы и игровые элементы для развития тактильных ощущений у детей. В наборе "Посмотри-ка" внутри разные выпуклые зеркальные поверхности, крутящиеся цилиндры с ярким геометрическими рисунками, цветные открывающиеся дверки, вращающийся цилиндр - калейдоскоп и т.д.