Маленький Кротик и лунный мальчик
Развитие детей второго года жизниВ последнее время мамы очень увлеклись одной неординарной методикой раннего развития - от некоего японского профессора Шичиды.
Читая очередной рассказ в том или ином дневнике о занятиях, я все время ощущаю какой-то дискомфорт (интуитивно).
По-моему, довольно порочная практика раннего развития, основанная на предоставлении ребенку большого объема опосредованной информации, подаваемой в плоскостном изображении предметов, лишенных своих основных свойств (запаха, вкуса, объема), вырванные из контекста, в конечном счете. Про карточки я уже писала, правда, только для друзей.
Так вот, есть там еще одно занятие, которое вызывает у меня, по меньшей мере, недоумение. Так называемая, цепочка памяти. Она, якобы, развивает фотографическую память, да и память вообще, посредством запоминания ребенком абсурдных историй. Так вот, какой ребенок сможет запомнить наибольшее количество карточек - тот невероятно умный, я полагаю!
Я вот только не пойму, зачем тренировать в этом возрасте память, пока еще не обремененную ненужной информацией из лент, новостей мира моды, кино и политики, способами быстро заработать или украсть, объемами продаж или именами ближайших родственников с пропиской в Москве? Короче, всем тем, чем забита память взрослого человека, у которого уже с трудом получается выучить 10 слов из незнакомого иностранного языка.
Детская память настолько податлива и восприимчива, что она может запомнить что угодно, если преподносить ей это ежедневного, на уровне постоянных занятий. И тут уже родители выбирают, чем забивать детскую головку - абсурдными историями или же чем-нибудь более адекватным.
Мне нравится предупреждение - внимание - если ребенок еще не понимает РЕАЛЬНЫХ причинно-следственных связей, не стоит ему рассказывать абсурдные истории... бла-бла-бла... Вот, что мы придумывали еще до 2-х лет...
Интересно, а ребенок до 2-х лет уже знает все РЕАЛЬНЫЕ связи и явления, чтобы судить о том, насколько история абсурдна?
Да, она легко запоминается, но ведь и волшебные сказки, где действия и персонажи более адекватные, тоже легко запоминаются, если не читать занудно, а интересно рассказывать или даже разыгрывать, вовлекать ребенка и сочинять с ним продолжение...
Почему не занимать эту самую память массой сказок и рассказов, стихов и поэм, которые не только "тренируют" память, но и воспитывают уважение к дружбе, любви, доброте и честности, сочувствие и сострадание, желание подражать героям и принцессам???
Конечно же, можно и нужно сочинять С ребенком, это очень интересно и увлекательно. Это тоже тренирует воображение, и история вполне может быть "волшебной", но не абсурдной же!
Я не исследователь мозга, не психолог и даже не педагог. Я лишь наблюдаю за своей дочерью и вижу, как это работает. Она все воспринимает непосредственно, "взаправду", что можно дотянуться до звездочки, что можно разговаривать с цветочком в вазе (который озвучивает мама), что можно съесть стену и даже уложить спать домик. Особенно сейчас, когда она начала говорить и появилась обратная связь, я понимаю, что не нужно изобретать велосипед. Все уже придумали. Наши бабушки, и их бабушки, и Арина Родионовна и даже ее бабушка - это добрые сказки, прибаутки, потешки, которые просто замечательно ложатся на память, не забивая ее раньше времени не нужно "взрослой" информацией.
А придумывать забавные истории с ребенком очень просто.
Опять с помощью того же замечательного "сократовского" метода
Вот наша сегодняшняя перед сном. Марта крутится по периметру кровати, но по мере моего повествования, останавливается, сосредотачивается и усиленно думает над ответами:
- Жила-была девочка...
- Мата
- Подружилась она как-то с...
- Махей (Машей)
- И вот пошли девочки Марта и Маша...
- А гоку (на горку)
- А на горке их ждала...
- Мама
- Это была мама...
- Котика (кротика)
- Мама Кротика искала своего сынишку и спросила у девочек: "Вы не видели тут Кротика?" А Маша сказала, что Кротик был...
- В акете (в ракете)
- Он сел в ракету и полетел на...
- Небо...
- Летел-летел высоко-высоко и прилетел на...
- Луну
- А на луне его встретил...
- Мачик (мальчик)
- Лунный мальчик очень обрадовался, когда увидел Кротика. "Теперь мы будем играть вместе, а то мне тут одному скучно!" И стали они играть в...
- Мячик
- Играли они-играли, кидали его и ловили. А когда устали пошли...
- К мачику (мальчику)
- И лунный мальчик угостил Кротика...
- Печекой (печенькой).
- Кротик поел, сказал "спасибо", а когда стало совсем темно, он сел на свою ракету и полетел к...
- Маме.
- Мама очень обрадовалась, когда Кротик вернулся домой. Она уложила его в кроватку и поцеловала. Кротик смотрел в окно и представлял, как там, на Луне, живет его друг - лунный мальчик, к которому он еще раз обязательно прилетит в гости на своей ракете!
Спокойной ночи...