"Нельзя научить, можно научиться" или Как не сбиться с пути...
Разное (если затрудняетесь с выбором)Порой ловлю себя на том, что начинаю "учить" ребенка, хоть стараюсь этого не делать.
Статья Лены Даниловой созвучна моим мыслям.
"Когда-то, лет десять назад, на одном семинаре по педагогике я услышала фразу, поразившую меня тогда до глубины души своей абсурдностью, как мне тогда показалось.
И звучала она так "НЕЛЬЗЯ научить! Можно НАУЧИТЬСЯ!!!"
Мне потребовалось несколько лет, чтобы понять до конца весь смысл этой фразы, всю её глубину!
Самые ценные знания и умения - эти те, которые человек приобрел сам! Путем поиска, эксперимента, путем проб и ошибок, тренировок – многократного повторения уже освоенного и постепенной наработкой нового!
Вот мы можем дать ребенку в руки пластилин и сказать "Вот так можно сделать ротик, а так грустный ротик, а так улыбку, а так удивление". Отличная работа! Мы ДАЛИ своему ребенку так много! Такой багаж!
А что сделал он? Он, как всегда, сидел и слушал...
А вот если бы он САМ много-много раз пробовал так или по-другому сделать ротик то улыбающимся, то грустным....
Каким бы важным, продуманным, ценным было бы для него потом это умение - изображать на лице эмоции!!!!
Вот еще пример.
Мы можем настойчиво учить ребенка читать! Кубики или другие пособия... Пихаем ему... Сначала интересно, но проходит несколько дней или недель, и ребенок начинает отворачиваться от кубиков, от букв, от слов и карточек...
А что если просто окунуть его в среду, в которой есть место устной речи. И не будем ждать никакого результата! Тогда рано или поздно ребенок научится читать сам! Это самый идеальный вариант!
То есть, мы будем давать ему возможность увидеть и услышать то, что написано. Но чем ненавязчивее это будет, тем важнее будет для ребенка умение читать...
Я проверила это на своих же детях.
Катю и Мишу я учила целенаправленно.
А Лиза научилась, практически, сама, видя, как Миша занимается по кубикам. Я на тот момент НЕ ЖДАЛА от нее результат! Это самое важное!
Ей было интересно, она сама захотела и сама стала стараться прочитывать склады и слова. Мне осталось только помочь ей потренироваться в этом направлении! Но с каким рвением она это делала! если б вы видели! А именно потому, что сама стала читать! А не потому, что ее учили!
Так вот, Миша, наученный мною, продвигался гораздо медленнее и не так охотно.
Катя же, которую я научила читать очень рано, просто не применяла это умение, потому что оно было совсем не актуально для нее в тот момент жизни!
Представьте, что мы начали учить годовалого малыша пользоваться кольцами. Что мы для это сделаем?
Самый лучший вариант - просто повесить кольца и все тут. Ребенок рано или поздно сам начнет пробовать и постепенно овладеет снарядом в совершенстве.
Это идеальный пример!
Отличная помощь в этом деле для малыша - пример ребенка чуть старше, уже владеющего кольцами.
А вот если родители пытаются требовать от ребенка, чтобы он начал кувыркаться, поднимать ножки к кольцам или выполнять другие упражнения. Это кончается или травмами (мы ждем от ребенка того, чем он еще не может). Или отказом от колец надолго...
Саша, когда осваивает на комплексе новые движения, я ей не мешаю и не подсказываю. Но всегда приду на помощь, если она окажется в затруднительной ситуации.
Думаете, я сниму ее с комплекса? Нет, я направлю ее ножку или ручку своей рукой в нужном направлении! И всё! Она дальше справится сама – в этом я не сомневаюсь.
Можно рассказать ребенку о выталкивающей силе (сила Архимеда). Но можно и не рассказывать. Когда он купается, давать ему разнообразные по свойствам предметы и иногда, вскользь, обращать его внимание на то, что они ведут себя в воду по-разному.
А потом спросить у ребенка, что он заметил. А у ребенка постарше – спросить, какие выводы можно сделать.
Половину законов физики ребенок может открыть и сформулировать сам, если предоставить ему такую возможность!
Неужели это не чудо!? Самому научиться!
Нет! Наши мамы спешат скорее всему научить!
Потому что для мам, особенно для тех, кто занят ранним развитием – важен результат.
Но ведь мы занимаемся ранним развитием, а не ранним обучением! В этом-то и вся проблема! Потому так ругают психологи всё раннее развитие, потому что его чаще всего подменяют именно обучением.
А должно быть – просто погружение в развивающую среду.
Да, у меня тоже были такие нотки, когда мы с Сашей учились рисовать (господи, всего-то в полгодика и чуть старше). Я всё не видела, что ей интересно, что происходит на бумаге, и меня это огорчало. А почему? Потому что я видела других малышей, которых это интересовало, которые радовались и процессу, и результату. А потом я расслабилась и забыла о результате. И дело сразу пошло хорошо!
Как говорила великая Мария Монтессори – «Дай мне это сделать самому!». Вот что мы должны дать своим детям! Возможность сделать всё самостоятельно!
А мы их учим!!!
Что же такое обучение? Как разобраться? Как не спутать его с развитием?
Показ карточек, альбомов и презентаций – это обучение?
Нет. Это погружение в информационную среду. Главное здесь – добрая воля ребенка. Пусть смотрит то, что ему интересно. Если вы почувствовали, что интереса нет, отмените занятия (частями или полностью).
Показывайте то, что малышу нравится. Разговаривайте об этом, обязательно давайте информацию в очень разнообразном виде. А главное – приближайте ее к жизни. Это очень важно. Совсем отвлеченная информация не актуальна для малыша.
В рисовании, лепке, аппликации?
Дайте много разнообразных материалов. Пробуйте и так, и эдак. Главное! Ни в коем случае не просите выполнить что-то по образцу! Никаких снеговиков из кружочков и корабликов из треугольников! Только вольный полет мысли! Пусть для вас это будет просто комок разноцветно пластилина или нагромождение клочков бумаги на листе. Малышу должно просто нравиться, что и как он делает!
Классические педагоги (в российских художественных школах) вообще говорят, что учить ребенка классическим приемам рисования можно не раньше 12 лет. В кружках же рисования – деткам до 12 лет – надо просто создавать условия для полета фантазии (читайте Елену Макарову).
В математике?
Окружите ребенка числами, погрузите его в процесс пересчитывания всего и вся. Но не требуйте, чтобы он считал или называл вам, сколько здесь помидоров или машинок.
Когда вы услышите, как в своей непринужденной игре малыш использует счет «Было две машинки, приехала еще одна, стало три» и так далее, вот тогда радуйтесь результатами и потихоньку начинайте двигаться дальше. А как? Считайте (в процессе игры) двойками и тройками. Умножайте и делите (печенья между куклами) и так далее.
В обучении чтению?
Я уже писала об этом выше. Но повторю главное – окружите ребенка письменной речью. Но не настаивайте на прочтении или показе нужного слова. Просто ведите себя так, будто читать умеют все и ребенок тоже. А ребенок, окруженный письменной речью, скорее всего уже умеет читать, только про себя. Просто не торопите его. Придет время, и он сам покажет вам, что он уже умеет читать и хочет совершенствоваться в этом направлении.
В иностранных языках?
Самый идеальный вариант – погружение в языковую среду. Например, няня, говорящая на иностранном языке. Для многих из нас вариант почти невозможный.
Что остается? Мультики, фильмы, чтение книг (сказки и стихи, а не упражнения). Можно слова – на карточках или презентациях, но тоже только по желанию.
Позже – игры, инсценировки, друзья по переписке и так далее. Но не сидение на учебниками. Или заучивание энного количества слов и фраз.
Когда же начинать детей учить?
Я думаю, тогда, когда они готовы к этому физически и морально.
Скорее всего, после пяти лет ребенок уже должен систематически чему-то обучаться. Иначе ему будет сложно потом в школе.
Да и потому, что ребенок взрослеет и ему уже недостаточно просто развивающей среды.