Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Православная семья

ЗАПИСЬ

Ираида 2 декабря 2016, 08:58 , Нахабино ···

Удалённая с милосердия.ру статья о многодетности. Поговорим?

Интервью о многодетности и его проблемах, данное некогда порталу Милосердие.Ру

Мой заголовок:
«Многодетность - высокое призвание, а не «печать православности»».
(В версии Милосердие.Ру - сначала "
Мы искусственно создаем и романтизируем культ многодетности" (неавторизованная версия), потом - "О многодетности надо говорить честно" (опубликовано 26 ноября, снято - утром 27-го). Интервьюирует - Дарья Рощеня. Отдельное спасибо Дарье за поднятые вопросы!

Что-то неправильно в нашей консерватории, или размышления протоиерея Павла Великанова о семье как пространстве предельной концентрации любви

Уже много лет я не слышала выражение «плодить нищету». Будто кто-то исключил его из списка привычных упреков. Чем не признак некоторого оздоровления общества и признания многодетности нормой?

Впрочем, недоумение и легкое негодование окружающих все же витает в воздухе. Не случайно, то и дело появляются статьи, в которых многодетных просят поделиться рассказами о семейном счастье и радости воспитания детей в большой семье, а вовсе не о трудностях. Чтобы развеять наши сомнения. И это не госзаказ, не политика пропаганды большой семьи. На фоне рекламных призывов новых столичных микрорайонов - «плодитесь!» - эти заметки на полях больше напоминают попытку почувствовать, нащупать, - а как самим-то многодетным? Нормально? Многодетность - это благо или зло, счастье или беспросветные трудности?

О том, есть ли проблемы у многодетных и каков их характер, мы решили побеседовать с настоятелем Пятницкого Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцентом Московской духовной академии, главным редактором портала Богослов.Ру протоиереем Павлом Великановым, который, к слову, ещё и отец четырех детей. Разговор получился более чем неожиданным.

Когда добро может обернуться бедой

- Отец Павел, есть ли у вас ощущение, что отношение к многодетным в России пренебрежительное и раздражительное: мол, нарожали, а теперь требуют решать их проблемы? И насколько это отношение устойчиво?

- У меня нет однозначного ответа. Лично я не сталкивался с ярко выраженным негативным отношением к многодетным. Впрочем, я могу предположить, что здесь немалая вина нас самих. Мы создаем и романтизируем культ многодетности, думая, что тем самым можем перевернуть и существенно изменить отношение к многодетности в обществе. Но многодетность - вовсе не панацея от социальных, психологических, личностных, да и духовных проблем.

На самом деле, мне чаще приходится сталкиваться с другой серьезной проблемой - когда мы однобоко продвигаем культ многодетности без всякого рассуждения, словно это неотъемлемая часть православного «Символа веры», то на выходе получаем не сознательно и свободно ставших многодетными, а вынужденно. «Романтизация» многодетности без объяснения того, что это - реальный ежедневный труд и подвиг, к которому надо подходить ответственно, с рассуждением - и не каждому это по силам - всё это плохая услуга молодожёнам. Не всякому быть монахом, не всякому - женатым, и не всякому - многодетным.

- Что вы имеете ввиду?

- Это ситуация, когда став многодетными, у людей нет ни внутренних сил, ни материальных ресурсов, чтобы хотя бы просто детей обеспечить. Вся та романтическая пена, которая активно взбивается определенными кругами - «чем больше детей, тем легче жить!» - на самом деле далеко не всегда соответствует действительности.

Понимаете, одно дело - это материальная сторона, а другое, что гораздо сложнее и важнее - это необходимость включенности родителей в жизнь детей, возможность и способность уделять достаточно внимания своим детям.

Дети ведь хотят от родителей гораздо больше, чем мы думаем.

Если ребенок воспитывается в семье (в нормальной, любящей, обеспеченной семье), где один-два ребенка, он получает гораздо больше внимания, чем ребенок, где в семье 5-6 и больше детей, и при этом нет ни нянек, ни гувернанток, ни домработниц - дефицит внимания неизбежен.

Я уверен, что сегодня разговор о многодетности из высокого пафоса стоит переводить в плоскость более открытого и откровенного разговора о реальных сложностях, с которыми сталкиваются родители в многодетной семье.

Да, это единственно правильно, что в семье должно быть много детей. Но нужно понимать и то, что это серьезный подвиг. И к этому подвигу люди должны быть готовы. Готовы - но не вынуждены. Они чётко должны понимать, на что идут. Если раньше человек вырастал в многодетной семье и имел опыт такого уклада жизни - то сегодня большинство родителей - из семей с одним, максимум двумя детьми, а то и вообще из неполной семьи.

И если они не готовы, то делать заложниками многодетности как самих родителей, так и детей, - неправильно и нечестно.

Любая добродетель, которая стала вынужденной, рискует превратиться из добродетели в настоящую беду.

Если человек начинает жить на пределе сил и возможностей, если перестает воспринимать свою многодетность как благословение Божие, если начинает тяготиться этим, то возникает большой вопрос: а появится ли у детей, которые воспитаны в такой семье, хотя бы минимальное желание пойти по стопам своих родителей?… При том, что обязательная многодетность воспринимается именно как церковная неизбежность?

В чем мы ошибаемся

- Но есть же чадолюбивые нации, где многодетность воспринимается как достоинство, честь, норма и готовность к ней - в крови. Это итальянцы, испанцы, грузины. Грузия при этом была одной из советских республик. Только ли дело здесь в воспитании?

- Наша страна прошла через страшное горнило испытаний. Любой народ всегда четко разделен на определённые слои, которые и формируют общество как таковое. Так вот все эти слои в нашей новейшей истории засунули в мясорубку и превратили в фарш. Из русского народа сделали фарш. Из которого можно было уже лепить что угодно.

Те же самые грузины и другие жители Кавказа и Закавказья - они не стали «фаршем» в советский период. Да, их модус существования в государстве изменился, но внутреннее расслоение, устои, как были, так и оставались в целом незыблемыми. А русский этнос по-настоящему пострадал. Поэтому, мне кажется, что кризис современной российской семьи связан с глубинным кризисом идентичности.

Вы задали вопрос: как общество относится к многодетным? А знаете, я не вижу этого общества, о котором можно было бы сказать, что оно к чему-то и как-то относится. В нашем обществе нет целостности, гомогенности, сплоченности, того, что позволило бы заявить: российское общество относится к вопросу многодетности так-то. Его - общества как целостности - просто нет.

Точки, вокруг которых концентрируются взгляды, внешние серьезные стимулы, вызовы - возможно, это то, что способно помочь обществу консолидироваться. Как было в ситуации с Украиной и Крымом, например, когда какие-то события стали притягивать людей друг к другу и стало появляться некое единство.

Возможно, то же самое должно произойти и здесь. А пока я вижу, что российский исламский мир гораздо здоровее в плане семейных отношений, чем то, что мы именуем российским как-бы-православным миром. Это не на уровне теоретизирования, а на уровне практики особенно хорошо видно. Однажды я летел с малолетним сыном в Минеральные Воды. Почему-то нам указали места в разных рядах. Так вот, единственный, кто без всяких разговоров и просьб вскочил и поменялся местом - был мусульманин из одной из закавказских республик. «Конечно, батюшка, о чём разговор?» Остальные - наши, родные, русские, с крестами на груди, молодые и взрослые, делали вид, что не слышат, а то и просто отшивали: «Не видите что ли, я уже сижу, и это - моё место!» Когда вы приходите в кафе, например, то видите, что мы, русские, всегда сидим обособленно, по-отдельности, а мусульмане стараются не только поприветствовать единоверцев, но и сесть рядом друг с другом. Даже если в помещение заходит какой-то новый мусульманин, он тут же органически вписывается в это сообщество, несмотря на то, что ни с кем не знаком.

Я уверен, что наша консолидация должна произойти на уровне физической боли, какого-то глубинного ощущения появившейся сродности. Если этого не будет, то дальнейший распад только продолжится. Какие бы красивые лозунги не развешивали по улицам.

Сейчас в обществе есть огромная проблема с пониманием своей идентичности. Я бы назвал это ощущением растерянности. Люди сейчас хотят не на словах, а в самой жизни почувствовать что-то другое. И когда мы говорим: вот, посмотрите на наши православные семьи, как у них всё хорошо, только потому, что они православные и многодетные… - это нечестно. Ведь на самом деле придут и посмотрят, и сделают свои выводы.

Знаете, я смотрю на наши многодетные семьи, с которыми мне приходится работать, сталкиваться на приходе, а ведь среди них очень мало тех, на которых мне хотелось бы кого-то ориентировать. Они есть - но таких - единицы.

Они исключения. Чаще приходится сталкиваться с тяжелыми во всех отношениях непростыми ситуациями, в которых объективный взгляд найдет очень много негатива и невнимательности друг к другу.

Когда дети в таких семьях достигают относительно самостоятельного возраста, уверяю вас, они просто сбегают. Одни - пускаются во все тяжкие. Другие - хоть и живут с верой в Бога, но со значительной дистанцией от Церкви как института. В храм они, конечно же, не ходят. Поэтому я убежден, что сегодня мы имеем очень серьезные проблемы именно в содержательном плане: мы предлагаем людям многодетность как единственно эффективно работающую модель внутрисемейных отношений. И - ошибаемся. Многодетность - прекрасна, но не для всех.

- Постойте, но эта агитация разве не от Церкви исходит?

- Не только. Многодетность не сделает вас счастливыми механически. Не существует никакой «волшебной магии» многодетности.

Понимаете, если вы не научились любить друг друга без детей, то оттого, что у вас появятся их шестеро, ваши отношения не перерастут в нечто большое по принципу перехода «количества в качество».

Если между людьми были серьезные проблемы изначально, если они не смогли полюбить друг друга, раскрыться друг в друге, держаться друг друга без детей или с малым количеством детей, то при появлении «магического» седьмого ребенка, как у нас некоторые говорят - «происходит полное омоложение организма женщины на клеточном уровне» … - так вот, ничего этого не произойдет и чуда не случится!

Я знаю семьи, которые распадались, имея троих, четверых, пятерых детей. При этом все эти семьи были глубокоправославными, а некоторые даже ультра церковными.

Однако дети в таких семьях получались настоящими духовными инвалидами, которые никакого отношения к Церкви сегодня уже не имеют. Они вырастают, уходят - и всё! И то, что их еженедельно приносили к причастию, что годами они сидели в воскресных школах - все это не работает. Или, в лучшем случае, эффективность минимальная.

Потому что механически в жизни личности ничего не работает. Работает только тогда, когда человека касается искренняя заинтересованность и любовь другого. Когда он приходит и отогревается, когда видит, что его любят не на словах, а на самом деле.

http://o-paulos.livejournal.com/41525.html


.......

Подозреваю, что кто-то мимо пройдёт, кто-то скажет, что правильно статью удалили, неправильная она, а кто-то прочтёт и задумается.

Статья сложная, но и жизнь не простая. Она о любви.

Сарказма не хочется слышать, хорошо?)))) Давайте серьезно, если вы не против.

1

КОММЕНТАРИИ

Анастасия 8 декабря 2016, 15:47 , Москва
                                    

Какая статья! Наконец-то ПРАВДА!))) Батюшка всё сказал правильно, это было смело. От священников такое не приходилось слышать, а жаль. Церковь должна говорить о многодетности, раскрывая всё её стороны. Очень грустно,что удалили статью на "Милосердии", цензура не пропустила. А ведь молодым семьям надо об этом говорить. Что это большой труд и ответственность.Здесь часто количество не переходит в качество. Знаю некоторые многодетные семьи,где от нехватки времени и сил у мамы страдают дети и мужья, не получающие достаточно любви и внимания. В общем,я согласна с батюшкой.

Ответить
Евгения 6 декабря 2016, 16:36 , Москва
                                    

Можно и я напишу.... Раз уж мне это попадается на глаза в энный раз...

Для меня самой вот это все, что написано выше - большой вопрос.Боооольшой.

И поняла я это , когда пообщалась с верующей семьей , в которой 7 детей. НЕправославной!!! Они субботники, кажется так их называют. Я не знаю, как это описать, но я впревые столкнулась с людьми, у которых православие было не внешним, не нарисованным время от времени, а именно изнутри. То, как они своими словами молились перед едой. То, что их семья изначально не была верующей. То, что они не ходят в храм, но постоянно читают Библию. И дети-подростки стараются за год прочитать всю Библию. То, как они одеваются. Да в конце-концов просто то, как они общаются, во что играют (!!!, а это как правило напрочь забытые нами дворовые игры). То, как устроен у них быт, работа по дому. Все это заставило меня сильно задуматься о словах из Евангелия о том, что свеча должна светить всем.... И эти слова из статьи о мусульманах... у меня такое не раз было, когда идешь из подъезда с коляской, а тебе помогают именно нерусские люди.

Всем бы нам жить по-христиански не время от времени, а именно нудить себя все время. И помнить об этом... К сожалению, согласна с обеими статьями....Почему-то именно к сожалению...

Ответить
Ираида 7 декабря 2016, 08:34 , Нахабино
                                    

Это очень сложные вопросы и отношение неоднозначное. Я глубоко уважаю наших знакомых мусульман. Есть и другие веры среди знакомых. Не знаю, как к этому относится. Но вижу все это и чувствую, что жизнь гораздо сложнее нашего понимания.

Ответить
Евгения 9 декабря 2016, 13:33 , Москва
                                    

вот-вот.... и в такие моменты чувствую себя крупинкой в этом огромном мире.
Ответить
Леонид 5 декабря 2016, 12:23 , Москва
                                    

Всем здравствуйте!

Статья совсем не о многодетности, а о разрознености общества. И о мирских проблемах многодетных с этой точки зрения. Статья правильная, но о любви лишь вскользь. А это основа. Без любви любые потуги "медь звенящая". Вот немного другой взгляд на многодетную семью Протоиерея Александра Никольского http://www.pravoslavie.ru/99109.html


Ответить
Cheetah 9 декабря 2016, 22:43 , Киев
                                    

"Если ты объективно не готов к многодетности, Он и не даст тебе ее. Сколько я знаю пар, у которых детей не было, а потом в итоге оказывалось понятным почему. К примеру, проявлялась какая-то болезнь у одного из супругов, например шизофрения. " - а сколько семей многодетных, где родители шизофреники? Олигофрены? Алкаши? Тираны? Их много. Очень. Нельзя перекладать ответственность на кого-то: "Бог так решил". Это отмазка недумающих людей. нельзя призывать к сногодетности подобной рекламой. Ни к чему хорошему не приведет. Если человек готов морально и физически - он с умом к этому подойдет, планировать будет, трудиться больше ради детей, которых он реально хочет и может воспитывать. А кто-то рожает "потому что рожается". А воспитывать, кормить кто будет? Эточ еловек должен сам делать, тут должны быть задействованы его собственные таланты, это его ответственность. Талантами Бог наградил ,а дальше уж он сам должен.

Ответить
Светлана 3 декабря 2016, 11:35 , Тверь
                                    

Я 100% согласна с автором статьи. Он очень честно все объяснил. Об этом тоже нужно говорить. Просто все привыкли к общим фразам."Зайки - лужайки".Дети - это огромный труд.

Ответить
Дарья 2 декабря 2016, 18:44 , Павловский Посад
                                    

Когда прочитала, вроде все правильно говорит, но не ложатся эти слова на душу. Как бы это обьяснить: сердцем я с этим не согласна. Поднимаемые проблемы преподносятся как проблемы многодетной семьи. Но это не так. эти проблемы могут быть в любой семье. Сама по себе многодетность не причина.

Ответить
Светлана 2 декабря 2016, 23:11 , Климовск
                                    

Согласна, проблемы эти в первую очередь личностные! Среди монахов тоже хватает отрицательных примеров. Да и вообще очень трудно судить о конечном результате, пока не настанет тот самый конец. Почитаешь хотя бы жития святых, так все неоднозначно, а в итоге человек святости достиг. Может и дети о которых написано, что они вышли из семьи и из Церкви за одно тоже, может не всё так плохо? В студенческие годы я наблюдала много примеров, когда дети из семей священников, многодетных, очень церковных, вырвавшись "на свободу" отрывались по полной. Но! Время шло, мы менялись, и почти все они стали хорошими семьянинами, добрыми и порядочными людьми. Потому что трудно изжить ценности заложенные в семье, хотя и возможно.

В общем статья хорошая, конечно не стоит всем без разбору бросаться в многодетство. Так же как и в монашество и т.д. Но и не стоит, на мой взгляд, так обобщать.

Ответить
Ираида 3 декабря 2016, 09:11 , Нахабино
                                    

Спасибо за приведённые примеры, это вселяет надежду.

Ответить
Тоня 2 декабря 2016, 17:59 , Москва
                                    

Положиться на волю Божию и все предать в руки Его. Вот что такое многодетность. Какой-то мирской батюшка, как католический священник. Думает только о земном и ничего духовного. Ниразу не вспомнил о любви Божией. Той, на чем строят православные свою жизнь. И не важно многодетные они или нет.

Ответить
Ираида 2 декабря 2016, 18:04 , Нахабино
                                    

Есть продолжение с пояснениями, выложу чуть позже.

Ответить
قسطنطين 2 декабря 2016, 17:04 , Хьюстон
                                    

В христианстве с самого начала существовало два тренда: на создание и укрепление семьи и анти-семейный, связанный с апокалиптизмом ранних христиан (какой смысл заводить семью и рожать детей, если конец близко?)

Эти два тренда никуда не делись, хотя, конечно, претерпели трансформацию, особенно, второй.

Ответить
Лёля 2 декабря 2016, 14:29 , Москва
                                    

Не поняла нападок. Батюшке поклон за здравомыслие и жизненный опыт. Очень разумно. Мы многодетными случайно стали - двойня родилась. Хочу четвертого, но старшая забирает столько сил, что и на двойню меня не хватает в полном объеме. Если будет четвертый, упущу и дочь, и малышей, и дом... Я не хочу духовных инвалидов!

Ответить
Ираида 2 декабря 2016, 16:29 , Нахабино
                                    

К сожалению, духовные инвалиды получаются и в семьях с небольшим количеством детей. Бывает и такое.

Ответить
Лёля 2 декабря 2016, 16:43 , Москва
                                    

Конечно, бывают. Но я и за одного ребенка буду бороться. За его умение быть человеком, за его духовность, развитие и путь к любви. С тремя моя лично задача усложняется нехваткой времени. К сожалению. Меня это беспокоит, и из-за этого приходится не думать о четвертом.

Ответить
Ираида 2 декабря 2016, 17:56 , Нахабино
                                    

А иногда родители приходят к Богу через детей. И не всегда через первых.

Жизнь сложная штука...

Ответить
Лёля 2 декабря 2016, 21:20 , Москва
                                    

Не думаю, что именно это соображение может сподвигнуть меня на рождение еще одного малыша в данный период моей жизни.


По некотором размышлении над статьей нащупала место, за которое статью могл удалить, а именно что дети, которые каждое воскресенье ходили к причастию и ходили в воскресные школы, оказались вовсе не воцерковленными, став совершеннолетними. Часть подобных "неудач" ложится не только на плечи родителей, но и самой церкви. Со стороны священника это очень смело признать и очень рискованно. И очень честно...
Ответить
Ираида 3 декабря 2016, 09:14 , Нахабино
                                    

Возможно из-за этого. Я вчера эти статьи читала с удовольствием. Их всего три. В последней все очень подробно написано. Выложу третью часть сегодня.

Ответить
Марикo 2 декабря 2016, 14:18 , Слободской
                                    

Статья ни о чем: Церковь никому не навязывает ни отказа от близости, ни обязательности многодетности, даже возможность контрацепции она не отрицает, с оговоркой "неабортивная", но это любому христианину и так понятно. Так что скандальность ее, по моему мнению искусственно создана, причем людьми, которые не знакомы с Социальной Концепцией РПЦ.

Ответить
Ираида 2 декабря 2016, 16:30 , Нахабино
                                    

Не знаю, есть ли скандальность, но удалили и принесли извинения.

Ответить