Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Православная семья

ЗАПИСЬ

قسطنطين 6 августа 2016, 21:53 , Хьюстон ···

"Кто мой ближний", которого заповеданно любить "как самого себя"?

Никогда не обращал особого внимания на этот аспект, а вчера, перечитывая казалось бы знакомый фрагмент из Евангелия от Луки, обратил. Контекст всем хорошо известен: законник задает Иисусу вопрос, как наследовать жизнь вечную? Иисус, как обычно, отвечает вопросом на вопрос, на что законник цитирует две заповеди из Второзакония и Левита о любви к Богу и ближнему. И тут же следует второй вопрос от него: "А кто мой ближний?" И Иисус рассказывает притчу о добром самарянине. По окончании которой еще раз спрашивает: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Законник отвечает: оказавший ему милость.

Еще раз: самарянин, который оказал милость, он - ближний. Мне кажется, это ОЧЕНЬ важный нюанс.

1

Интересные обсуждения

КОММЕНТАРИИ

Маша 7 августа 2016, 12:58 , Брянск
                                    

я всегда думала, что ближний - это попавшийся разбойникам, и его надо любить, а не того, кто милость оказал. Не обращала внимание

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 01:36 , Хьюстон
                                    

Вот и я не обращал внимание. А оно вот как :)

Ответить
Юлия 7 августа 2016, 12:01 , Новосибирск
                                    

Я тоже не давно читала эту главу... ну и что ты думаешь об этом? Почему именно эта притча? Почему самарянин и есть ближний?

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 01:50 , Хьюстон
                                    

Мне кажется, современный читатель не может еще оценить всего драматического накала ситуации. Если перевести на современный язык, притча могла прозвучать так. На заблудившегося в белорусских лесах советского солдата времен ВОВ нападают разбойники, обезоруживают его, тяжело ранят и оставляют лежать при дороге. Мимо проходят советский офицер, советский партизан, но не предпринимают никаких действий. Однако проходящий мимо фриц-фашистская гадина поступает как добрый самарянин. Вот его-то и заповедано этому солдату возлюбить "как самого себя". Кстати, эти слова можно понять не только в значении "с такой же силой", но и "ибо он (твой ближний) и есть ты". Теперь для пикантности ситуации представь, что Иисус рассказывает эту притчу не иудейскому законнику, а советскому политруку. И в конце прибавляет: "Иди и ты поступай так же".

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 04:29 , Новосибирск
                                    

Костя... а как ты думаешь ближний это вообще все самаряне теперь для него? Или только этот проявивший милость?

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 05:31 , Новосибирск
                                    

Ну знаешь этого конкретного фашиста любить легче. А вот всех остальных ненавидеть? Мне кажется тут суть увидеть в каждом человеке вообще этого ближнего. Т.е. не вычеркивать из ближних и прошедших мимо.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 05:33 , Хьюстон
                                    

Если бы Иисус хотел сказать "твой ближний - это каждый человек", Он бы так сказал, не находишь?

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 06:00 , Новосибирск
                                    

Дак он сказал именно "иди и поступай так же". Т.е. оказывай милость врагам, иноверцам и еретикам. И кстати Дело в том, что, если бы происшествие случилось на дороге в Иерусалим, то священник и левит имели бы извинение своему равнодушию. Это бы даже в глазах слушателей характеризовало их как благочестивых людей: они шли в святой город и не хотели нарушать закон ритуальной чистоты. А вот на дороге из Иерусалима в Иерихон они такого оправдания не имеют. Никакой чистоты они бы не нарушили.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 06:35 , Хьюстон
                                    

По-моему, прикосновение к мертвому телу оскверняет в любом случае, независимо в Иерусалим ты идешь или из него :))

Потом, идя в Иерусалим, ты мог бы очиститься, принести жертву. А тут, может, только очистился, возвращаешься домой, бац - опять осквернился, нужно снова очищаться идти. А дома ждет жена и хочет жить крааасиво :))

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 08:39 , Новосибирск
                                    

Хахаха))) слушай там еще указание что законник даже перешел на другую сторону дороги... т.е. он не захотел даже видеть, вообще не захотел соприкасаться с чужой болью. а самарянин это образ врага все таки... и не конкретного лица а вообще обобщенно человека не такого как ты, иного, иноверного-чуждого. Всех их называют ближними... всех их надо любить. Т.е. тут указание не смотреть на чины, лица,национальности. Мне так кажется

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 03:02 , Новосибирск
                                    

Очень классное сравнение. Теперь гораздо понятней...спасибо

Ответить
Dari (семейный фотограф) 7 августа 2016, 08:15 , Москва
                                    

Да, я тоже часто обращаю внимание на этот момент.
Получается, любить тех, кто оказал милость?)
Еще меня всегда останавливает фраза: "приобретайте друзей богатством неправедным". Я где-то слышала или читала толкование, но оно мне все равно не понятно. Не понимаю этого места.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 01:38 , Хьюстон
                                    

Мне тоже те толкования, которые читал на "Неправедного управителя", показались притянутыми за уши.

По поводу доброго самарянина я выше Юле ответил.

Ответить
Маша 7 августа 2016, 12:59 , Брянск
                                    

а я помню даже у священника спрашивала, что это значит.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 01:39 , Хьюстон
                                    

Возможно, и симметричное. Но притча рассказана так, как рассказана, а вопрос задан так, как задан. Я выше Юле еще написал.

Ответить
Татьяна 8 августа 2016, 08:08 , Москва
                                    

Мой ответ они оба ближние, потому что это отношение в обе стороны действует :) Думаю, Спаситель спросил о том кто ближний для лежащего, потому что с этого ракурса ответ очевиден. Мне близки слова Антония Сурожского - Ближний, в понимании Евангелия, это тот, кто нуждается в нас.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 17:14 , Хьюстон
                                    

Это да. Самарянин точно нуждался в этом побитом разбойниками. Серьезно.

Ответить
Юлия 7 августа 2016, 18:36 , Новосибирск
                                    

Почему другие в этой притче не стали ближними? Типа лежащему понравился самарянин?

Ответить
Татьяна 7 августа 2016, 19:50 , Москва
                                    

Лежащего никто не спрашивал :) Самаритянин увидел в нем ближнего и не смог пройти мимо. Теперь задача лежащего ответить, остаться ближним тому кто еще недавно был чужаком, а не придумывать себе всякие версии ублажающие гордыню и тщеславие, типа "да не так уж и опасна ситуация была", "да я бы как-нибудь и без него выкрутился", "да не он так то-то другой помог бы", "ну он как нормальный человек просто обязан был помочь, ничего здесь такого", и там еще куча вариантов. Кстати, странно, что Костя не против такой буквальной трактовки, а то к примеру лежащий - дух поникший от непонимания места в Евангелии, мимо проходят книжные знания, потом логика, житейский опыт, но только внутреннее делание (на него меньше всего надеялись:)) поднимает лежащего.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 01:42 , Хьюстон
                                    

Мимо проходит прежде всего "правильная религия" с ее ритуалистикой. Почему священник с левитом не подошли? Из-за боязни ритуально оскверниться (вдруг там труп уже). Самарянин, будучи неверным, не обращает на это внимания.

Ответить
Татьяна 8 августа 2016, 08:01 , Москва
                                    

Да, это важный момент. Но если бы там был кто-то кто им дорог, неужели тоже побоялись оскверниться? Это подчеркивает, что они посчитали лежащего чужаком. Опять же они могли присесть рядом посмотреть признаки жизни, этого не было, они просто прошли.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 17:11 , Хьюстон
                                    

"- Дд, лучшая подруга пригласила быть крестной, а тут эти дни. Мы из другого города перенести дату не можем. Знаю, что грех большой в эти дни в Храм заходить, но что же делать???? Я В ПАНИКЕ!!!! Модераторы, извените если не туда запостила.

- В Храм заходить можно, а вот к Святыням прикладываться и в таинствах учавствовать нельзя. У нас еще Батюшка читал разрешительную молитву после родов."


Ответить
قسطنطين 7 августа 2016, 01:15 , Хьюстон
                                    

Враги, как известно, это домашние наши :)

Ответить
قسطنطين 7 августа 2016, 01:30 , Хьюстон
                                    

"Враги человеку домашние его." "Любите врагов ваших". Осталось разобраться, кого понимать под "домашними"!

Ответить
Иришка А. 7 августа 2016, 09:43 , Брянск
                                    

Так там вроде имеются в виду те домашние, которые препятствуют приходить ко Христу?

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 01:40 , Хьюстон
                                    

"Муж у меня неверующий, в храм мне не дает ходить, причащать деток"? :))

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 12:18 , Новосибирск
                                    

Реальный враг... как с ним жить? Все время в ритуальном осквернении!!)

Ответить