Обращение к себе в молитве.

Немесий Эмесский учит, что душа, «будучи бестелесной и не ограниченная местом, проходит вся через все и проникает своим светом все тело; нет освещенной части, в которой она не присутствовала бы целиком». Несмотря на это, «душа, соединившись с телом, остается совершенно неслитной» (Эмесский Немесий. О природе человека. Б.м., 1996. [Учители неразделенной Церкви] С.66). Душа приводит в движение тело и распоряжается им и всеми его членами. Согласно учению Православной Церкви, Бог управляет миром лично, без тварных посредников, но с помощью Своей нетварной энергии. Таким образом, как Бог управляет природой, точно так же и «душа движет члены тела и направляет каждый из них к свойственному ему действию» (Св. Григорий Синаит. Φιλοκαλία T.Δ᾿. Σ42, πα᾿). Следовательно, «как дело Божие - управлять миром, так дело души - править телом» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.292).
18.06.2016
вообще мне кажется это довольно распространенное явление обращаться к себе, или даже разуму, или сердцу отдельно как бы) "Сердце, тебе не хочется покоя, сердце как хорошо на свете жить" - и песней у нас много к отдельным составляющим так сказать:) А еще мне кажется очень правильная формулировка обращение к душе, т.е. не тело душу носит, а наоборот душа. Душа является двигателем. К тому же, тебя не смущает что ты к Богу обращаешься отделяя его от себя, а обращение к душе тебя смущают?:)
30.05.2016
То есть это не художественный прием, люди так делают на самом деле?
30.05.2016
Конечно художественный прием. Если я и буду говорить с собой, то уж точно не отдельно с душой или телом:))) Но вот говорят же, например, "подумай о душе, позаботься о душе". Может автор канона так и заботится, умышленно обращается от самого себя какой он сейчас именно к душе, к той части, к-ая продолжит свою жизнь после смерти тела.
31.05.2016
Попробую объяснить свое видение. Как ты любишь, с примерами. Вот есть предмет к примеру кирпич - у него есть форма, цвет, запах. Это не части кирпича, он цельный, это его характерные черты. А есть комплект, подставка + елка + гирлянда. Это 3 части выполняющие вместе одну функцию. Человек он как кирпич, по крайней мере он должен быть таким. Он цельный и неделимый. Ну, конечно, можно как-то обозначить его характерные черты, но даже касательно его тела если палец отдельно от тела, он уже никакого отношения к человеку не имеет. Так же и душа, воля, ум - это не части, а черты. Я это так воспринимаю. Почему я разговариваю с Богом? Потому что в грехопадении произошло глобальное разделение человека и Бога, человека и человека. И я это чувствую нутром. Наверное, и человек сам в себе тоже разделился - неотъемлемая черта человека жажда Бога вступает в противоречие с его же волей. Тогда может и понятно почему ум беседует с душой. Но на мой взгляд это совсем не естественно.
30.05.2016
Ну вот вроде ты сама и ответила себе "Тогда может и понятно почему ум беседует с душой." Мне кажется ты к ответу пришла, но еще не уложила его. Надо обдумать еще какое то время?
31.05.2016
Извините. встряну в диалог. Прочла и возник вопрос: Господь един, но в трех лицах (Отец. Сын и Дух Святой). Сын обращался к Отцу и так же говорил о Духе Святом в третьем лице. Но в том, что Бог один никто же не сомневается? Если человек по образу и подобию Бога сотворен, то почему он должен быть "цельным как кирпич"?
31.05.2016
да кстати про триединство хорошая мысль)
31.05.2016
:)
31.05.2016
Бог - три личности, человек - одна личность. Подобие, мне кажется, скорее в том, что несколько человек в любви должны составлять целое. Пример - семья, Церковь Христова. Но мы не составляем, нас разъединяет грех. А если в человеке несколько личностей, то у меня это скорее с одержимостью бесами ассоциируется, чем с подобием.
31.05.2016
Подобие, не значит равенство. У человека личность одна. Но ум, сердце и душа составляя одну личность не слиты в " кирпич". В "Рассказах странника" странник описывает свой опыт непрестанной молитвы. И там же пишет о молитве сердца. Косвенно упоминая о этом внутреннем разделении. Когда человек молится сердцем, то его ум может быть и не задействован, но это не значит, что сердце человека существует вне его личности или является отдельной личностью в человеке. Бог триедин в Святой Троице. В человеке едины душа, ум и сердце. Едины, но раздельны как (не равно, но подобно). Человек (Адам) был уже создан по образу и подобию Бога, до того, как у него жена, т.е Ева появилась. Т.е. подобие не может проявляться только во взаимодействии и с другими людьми.
31.05.2016
Я не имела в виду что ТОЛЬКО в этом подобие. Я о том, что когда личности говорят друг с другом это не вызывает у меня вопросов. А вот когда разговор внутри одной личности - это другое дело.
31.05.2016
ну т.е. то что можно молиться сердцем и при этом решать умом задачи по геометрии Вас не смущает? Могу провести другую аналогию: 1. Разговор - это передача информации. 2. В теле человека постоянно происходит обмен информацией (разговор) между различными органами посредством нервных импульсов или при помощи гормонов, например. Вас не смущает, что в теле одной личности различные органы общаются между собой?
31.05.2016
Мария, я вижу, что начала Вас уже раздражать своим непониманием Вашей точки зрения. Вопрос этого поста у меня возник потому, что я так не делаю, не разговариваю сама с собой. Теперь я поняла, что многие так делают. И в общем мне этого достаточно. В конце концов канон написан не персонально для меня.
31.05.2016
Продолжу за Марию:))) хахах:) Нашла про Личность у одного профессора, но офигела от мудрености - ничего не поняла. Догматика
31.05.2016
Татьяна, извините, что резко и не по сути высказалась. Если же по существу, то я тоже не обращаюсь внутри себя к себе же )
31.05.2016
Ну вот я не одна такая :)
31.05.2016
Едины но раздельны - не вполне поняла. Это как? Это же антонимы.
31.05.2016
ну давайте еще по орфографии пройдитесь.
31.05.2016
Тань "три личности" это что-то не то... три ипостаси - да. Но не три личности. Личность и в человеке одна, и в Троице - хотя слово личность не применимо к Троице. Да и к человеку применимо с другой точки зрения
31.05.2016
Я читала об этом. Слово "личность" возникло как раз для понимания троичности Бога. Лицо и личность они даже родственные.
31.05.2016
Лицо?причем тут лицо ?:) Личность к Богу не применимое выражение.
31.05.2016
Бог троичен в лицах. Ипостась по гречески лицо :)
31.05.2016
Ну да:) но ЛИЧНОСТЬ то одна! если использовать слово личность:) хотя оно мне не нравится применимо к Богу.
31.05.2016
Хорошо, давай переменим слово личность на лицо. У человека одно лицо. И разговор может быть от одного лица к другому.
31.05.2016
ну дак вернемся тогда к русскому языку:) "двуличный" говорят о человеке, который иногда хороший, иногда плохой.... вот и тут к душе как движущей силе обращение.
31.05.2016
Двуличный это тот у кого помимо лица еще личина имеется :)
31.05.2016
Это обращение к разумной части души. Мне кажется это нормальным и даже естественным. Мы как бы смотрим на себя со стороны и ужасаемся своим поступкам. Чтобы быть наиболее объективными. Слово о душе Максим Исповедник Еще: ничего, что сначала мы в себе не начертали, мы не выносим в дело. Это же не иное что, как - достоинство души. Потому что ум предан ей не извне, как и познание существующих вещей, но она сама как бы мыслительными силами от самой себя управляет существующими вещами. Поэтому в ней сначала предначертывается известный план, и таким образом выносится в дело. Достоинство души заключается в том, чтобы все делать с разумом: потому что было доказано, что ею различаются и сенсации, доставленныя органами чувств. Итак, душа - разумна10.    Что такое душа?    Существо безплотное, разумное, обитающее в теле, причина жизни.    Что такое ум (νοῦς)?    Чистейшая и обладающая разумом часть души, которой созерцаются (обдумываются) вещи, и которая обсуждает то, что раннее было воспринято (посредством органов чувств и собственными заключениями).    Что такое: «φρένες» (как бы - «разум души»)?11    Силы души, которыя посредством разума и последовательности, вносят, до некоторой степени, согласованность вещей.    Что такое навык (τρόπος)?12    Обыкновение в душе, укоренившееся в результате опыта.    Что такое чувство (ἄισθησις)?    Орган души, способность посредством органов чувств воспринимать находящееся извне.    Что такое дух (πνεῦμα)?13    Существо без обличное, предводительствующее всякому движению.
30.05.2016
Чье обращение? тоже разумной части души к разумной части души? Дух - часть души или нет? я думала дух - это та часть души которой мы можем общаться (взаимодействовать) со Святым Духом или наоборот с разными сомнительными духами.
30.05.2016
Душой мы тоже можем взаимодействовать с миром духовным. Обращение твое. Ты существо трехсоставное, обращаешься к разумной части своей души:) Как если бы ты к ногам обращалась. Болит у тебя нога а ты ей говоришь "да погоди ты, некогда мне щас тобой заниматься":)) ты же не обращаешься к чужой ноге. Или человек бывает заболевает и говорит "Ну опять сопли, только вас мне не хватало":)
30.05.2016
Не я с ногами не разговариваю:) с соплями тем более. Ты это понимаешь что значит "Существо без обличное, предводительствующее всякому движению." переведи.
30.05.2016
Вот у Иоанна Дамаскина понятней наверное будет «Итак, душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая этому телу жизнь и приращение... независимая и одаренная способностью желания, также и способностью действования, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волею, потому что она - и сотворенна, получившая все это естественно от благодати Сотворившего ее, от которой она получила и то, что существовала, и то, что была таковою по природе» (Св. Иоанн Дамаскин, Точн. излож. прав. веры. М., Р.-Д.,1992. Репр.воспр.изд.1894г. С.81-153).
30.05.2016
Юль, ты правда, прямо полностью этот текст понимаешь? У меня щас комплексы разовьются :)
30.05.2016
Иоанна Дамаскина? Вроде понимаю... Видимо мы с тобой с разных сторон на кирпич смотрим - мне так кажется. Т.е. по сути человек это как в басне Крылова "Рак, Лебедь и Щука". Вот эти три части и тянут человека в разные стороны. Наверное мы с разных углов на них смотрим. Ты наверное как лебедь смотришь, а я как рак:)
31.05.2016
Простая - значит не состоит их частей, в отличие от сложного? Приращение тела - это увеличение/уменьшение что ли? Типа как приращение функции к приращению аргумента.
31.05.2016
Танюш не совсем:) Если честно эти термины, и объяснения их, и прям еще и еще и еще много раз проговаривается о душе с разных сторон вот тут Иерофей Влахос. Я не знаю пойдет ли тебе такое чтиво? мне видишь как повернутой слегка нынче на психологии и психотерапии интересно это читать....
31.05.2016
Попытка разбудить в себе душу
30.05.2016
Душа она как-то отдельно от личности живет?
30.05.2016
Иногда отдельно от тела
30.05.2016
:) А Вы когда читаете, Вы тот кто просит душу покаяться или тот кого просят, то есть этот безумный человек?
30.05.2016
И тот, и тот. Только не безумный, а бездушный
30.05.2016
Наверное, для того, чтобы побудить себя к сокрушению, к покаянию, к изменению, к необходимости прибегнуть к Господу... Показать себе свое несовершенство и поврежденность грехом, и тогда уже из глубины души произносить "Помилуй мя, Боже, помилуй мя".
30.05.2016
А Вам не кажется это странным - разговаривать сама с собой? Или это как в детективе, нужен промежуточный персонаж доктор Ватсон, чтобы Шерлок мог через него объяснить что-то читателю.
30.05.2016
Я вот вспомнила слова Игнатия Брянчанинова из всем известной книги "В помощь кающимся", где он пишет увещевание в подобном духе, а потом поясняет, что написал для себя это увещевание, наставление, в краткую минуту умиления и самопознания, что случается редко. Возможно такое обращение к себе нужно, чтобы разум и воля повлияли на все душевные силы, на эмоции, на чувства, на желания, как бы соединили все воедино и направили в нужное русло, чтобы перестать двигаться по инерции...
30.05.2016
Как точно Вы подметили, действительно похоже.
30.05.2016
А что странного? Почему бы и не поговорить с собой? Я хоть и не вслух, иногда с собой беседую))) Бывает накосячу что-то и думаю: "Что ж ты за человек такой? Ну как так можно?" ну типа ругаю себя)))
30.05.2016
Помните анекдот старинный - Вы разговариваете сам с собой? - Конечно, всегда приятно поговорить с умным человеком.
30.05.2016
Вот вот))) по крайней мере сам себя вряд ли обидишь и поругаться с собой тяжело, поэтому иногда лучше с собой, чем еще с кем-то)))
30.05.2016
Акафист Прсвт. Богородице "Нечаянная радость" Чтение "Отче наш" всуе