Таинство Исповеди (Покаяния)
ИсповедьПод катом- ответы на часто задаваемые вопросы о Таинстве Исповеди (Покаяния)
Что собой представляет Таинство Исповеди?
Исповедь (Таинство покаяния) – одно из таинств Православной Церкви, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Исповедь – это примирение человека с Богом.
В чем смысл покаяния?
Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху. Грех - это грязь, - таким образом, исповедь есть баня, омывающая душу от этой грязи духовной. Грех есть болезнь, яд для души- исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие учреждения. В данном случае таким богоустановленным учреждением является Святая Церковь.
Что такое грех?
Грех (греч. amartia - ошибка, промах, мимо цели) – повреждение человеческой природы, болезнь души.
Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нём не знает. Современная массовая культура часто использует это слово не по назначению, и постепенно оно лишается истинного содержания. Грех сегодня подчас воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное.
Однако Церковь из своего опыта знает, что грех — это смертельное заболевание. Шестой Вселенский собор прямо определяет грех как болезнь души.
Славянское слово "покаяние", означает не столько "извинение", сколько"изменение"(греч. “метанойя”, изменение сознания)- решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов. Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со своими страстями.
Как правило, под грехом человек подразумевает некий проступок. На самом деле нехороший поступок — это уже следствие греха. То есть сначала человек впадает в грех, а уже потом он совершает какой-то проступок. Обыденное сознание, смешивающее грех и его следствие, мешает пониманию проблемы во всей ее глубине. Грехом называется всякое противление человека воле Божией. Какова же воля Божия по отношению к человеку? Человек и Бог — две личности, и Бог ищет спасения каждому человеку. В Писании сказано: Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». А истина — это и есть Бог. Поэтому Бог желает, чтобы каждый человек пришел к Нему. Если же он к Богу не идет, это и есть состояние греха, потому что спасение, или, иначе говоря, вечную жизнь, или Царствие Божие, наследует только тот, кто этого желает.
Каким образом готовиться к Таинству Исповеди?
Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви - Святого Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя - священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах. Итак, приготовиться к исповеди - это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, свою душу, проанализировать свои дела и мысли в свете Евангелия, с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния.
Готовясь к исповеди, полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5:3 - 7:27), чтобы понять, насколько мы далеки от того жизненного идеала, который дает нам Господь - даже не идеала, а нормы, ибо слова Христовы - это норма христианской жизни. Нужно вспомнить все Заповеди Блаженства и сверить с ними свою жизнь.
Потом нужно посмотреть, о чем Господь говорит далее в Нагорной проповеди. "Вы - свет мира". Являемся ли мы светом мира, или свет наш настолько помрачен, что люди отворачиваются от нас? "Вы - соль земли". Являемся ли мы солью земли? Или, наоборот, мы - "медь звенящая и кимвал звучащий" (1 Кор. 13:1)? А об отношении к ближним нашим: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Разве так мы поступаем? Разве не ждем мы от людей большего по сравнению с тем, что сами даем им?
Затем следует вспомнить Молитву Господню - прошение за прошением. Святится ли в нас Имя Бога, или наоборот, делами своими мы непрестанно оскорбляем Его? Ожидаем ли мы Царствия Божия? Готовы ли подчинить свою волю Божией воле, или своя нам дороже? Принимаем ли мы "хлеб насущный", Хлеб жизни - Тело и Кровь Спасителя? Оставляем ли мы долги должникам нашим? Так, ставя себя перед лицом правды Божией, будем готовиться к исповеди
Нужно ли исповедовать грехи повторно?
Искренне исповеданный грех всегда и необратимо прощается Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности - смысл Таинства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, - он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, - уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.
Правда ли, что незамеченные или забытые грехи, не названные на исповеди, не прощаются Богом?
Существует мнение о том, что прощаются якобы только те грехи, которые человек называет на исповеди, а остальные тянутся за грешником, словно некий постоянно увеличивающийся шлейф, от одной исповеди до другой. Бывает даже, у человека не возникает чувство примирения с Богом, потому что ему внушается, будто с Богом вообще невозможно примириться, будто Бог накапливает "компромат" на человека, чтобы затем предъявить ему иск на Страшном суде.
На самом деле, если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Итак, грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано.
Когда и где может совершаться Таинство Исповеди?
Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме - перед богослужением или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).
Обычное время совершения исповеди - перед Божественной литургией или во время ее, перед причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда, при наплыве народа, назначают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.
Как проходит сама исповедь?
Непосредственная последовательность действий при исповеди такова:
Необходимо подойти к тому месту в храме, где совершается исповедь и встать в очередь, если таковая имеется. Во время ожидания лучше вспоминать свои грехи с целью более полного их изложения на исповеди. При этом нужно стараться избегать посторонних мыслей, разговоров. Ни в коем случае нельзя допускать слушания чужой исповеди. Подойдя к священнику, нужно назвать свое имя и склонить голову перед крестом и Евангелием. Перечислять грехи нужно обращаясь не к священнику, а к Господу. Если Вы сильно волнуетесь, можно сделать пометки на бумажке или попросить священника задавать Вам наводящие вопросы. По окончании перечисления грехов нужно попросить прощения у Господа и склонить голову для прочтения священником разрешительной молитвы. После прочтения молитвы принято целовать крест, Евангелие, в некоторых храмах – брать благословение у священника и целовать его руку. Если из беседы непонятно, допустил ли Вас священник к Причастию, спросите об этом. В некоторых храмах принято отдавать записочку с перечнем грехов священнику для того, чтобы он разорвал ее и отдал Вам на сожжение. Лучше всего подходя к исповеди предупредить священника о том, что Вы исповедуетесь впервые. Тогда он сам подскажет Вам, что и в какой последовательности необходимо делать. И все же помните, что в книгах написано совершенно правильно: главное в исповеди – это искреннее раскаяние и твердое намерение больше не повторять исповеданных грехов.
Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу?
Исповедь приносится Богу, и священник - только "свидетель", как сказано в чинопоследовании таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, несомненно, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, священник является духовным руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Исповедь не ограничивается только рассказом о грехах, она предполагает и совет священника, а также в некоторых случаях эпитимию - наказание или нравственное предписание для уврачевания греха. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: "Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18). Эта власть "вязать и решить" перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам - епископам и священникам.
Насколько связаны между собой исповедь и Причастие?
Исповедь и Причастие - это два самостоятельных таинства, которые литургически никак не связаны одно с другим. С другой стороны, практика исповеди перед Причастием существует в Русской Православной Церкви в течение долгого времени, хотя ее нет и не было в Греческой Церкви. Сама по себе эта практика очень важна, потому что перед Причастием человек должен как-то очиститься, осознать свои грехи, примириться с Богом, с ближними. Вспомним слова Христа: "Прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой к жертвеннику" (Мф. 5:24). Исповедь - это момент примирения, а Евхаристия - тот момент, когда человек идет принести дар свой к жертвеннику.
Как часто нужно исповедоваться?
Исповедоваться нужно регулярно- желательно не реже, чем раз в месяц. Некоторые исповедуются и раз в неделю. Важно только, чтобы исповедь никогда не проходила формально, чтобы она не сводилась, по словам отца Александра Шмемана, к получению "билета на Причастие". Некоторые идут на исповедь лишь для того, чтобы их допустили к Причастию. Это неверно. Исповедоваться нужно для того, чтобы осмыслить свои прегрешения и покаяться, чтобы объективно взглянуть на себя и изменить свою жизнь.
Как необходимо подготовиться к первой исповеди?
Самое главное — не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Внешняя подготовка может быть различной, и ее меру Вы впоследствии будете определять вместе с тем священником, который когда-то станет Вашим духовным наставником, не о ней сейчас и думайте. А постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, — и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», — это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.
Еще практический совет — постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди.
После исповедования и покаяния через некоторое время совершаются грехи, в которых покаялась. Есть смысл ходить в церковь на исповедь?
Нет ли лицемерия в том, что я постоянно каюсь за свою гордость, зависть, вспыльчивость…? Думаю, Вы понимаете, что такие грехи не искореняются сразу и бесповоротно в один раз. Так что же и не каяться?
Посмотрите, как часто мы моем свое тело, даже, если не особо грязнимся. И ведь знаем, сознаем, что мыть нужно постоянно и всю жизнь. Может, тогда не мыть?
Грех – это болезнь. Вы же не протестуете против того, чтобы, вылечившись от ОРЗ и вновь заболев, снова идти к врачу. Аналогия здесь абсолютно полная.
Итак, нужно идти на исповедь и каяться в том, что тяготит совесть. Помните, как говорил святитель Иоанн Златоуст, что Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует. Помолитесь с теплотой сердечной: Господи, Ты видишь, как этот грех меня угнетает, как я страдаю от него! Помоги, дай силы избавиться от него!
Надо ли идти на исповедь, если осознаешь свои грехи только умом, без сердечного сокрушения? Принимает ли Бог формальную исповедь без покаянного плача?
Смысл в исповеди есть всегда, кроме тех случаев, когда мы не хотим избавляться от греха, в котором исповедуемся. А если все-таки хотим расстаться с этим грехом, но пока не сумели, то нужно исповедоваться. В таком положении исповедь, какая она есть, будет в любом случае лучше, чем ничего. Специально ждать появления покаянного плача не стоит, иначе его можно прождать многие годы или всю жизнь. Плач вообще – весьма индивидуальная черта в данном случае, он не всем свойствен.
Что делать, если после исповеди грехи вспоминаются опять и нет чувства очищения?
Плоды исповеди лучше бы понимать не по настроению, которое у нас возникает, и не по чувствам, которые мы переживаем, а по тому, что происходит в нашей жизни. Если поисповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, мы укрепляемся для борьбы с тем или иным грехом, для ведения невидимой брани, если исповедь не становится для нас тем, о чем мы забываем к вечеру того дня, как поисповедовались, и мы не возвращаемся к привычным нашим немощам и страстям – то это есть ее добрый результат. А чувства в данном случае – дело наживное и второстепенное. Покаяние — это в первую очередь изменение жизни. Субъективные переживания, ощущения, памятование о том, что было в нашей жизни, могут никуда не деться. Конечно же, каждый из нас не должен забывать наиболее существенного недоброго, пакостного, что было в нашей жизни. Но обращать это не в сомнение в действительности данного нам прощения, а в то, чтобы, помня о своих грехах, во-первых, не осуждать других, когда мы видим их согрешающими, а во-вторых, удерживаться от греха в будущем.
Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль — тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что он знал многих, кто в начале пути был облагодатствован чрезвычайно, но потом пал самым жалким образом. И ещё больше таких, кто всю жизнь трудился в смиренном послушании веры, не имея особенных утешений, и достиг спасения в вечной Пасхе. При искреннем раскаянии в грехах человек получает от Господа их прощение в таинстве исповеди, даже если после исповеди нет чувства какой-то особой радости.
Не причастилась ли я в осуждение, если забыла исповедовать один грех?
Не нужно думать, что исповедь – это некий отчет типа бухгалтерского, который проводит соответствующая финансовая или аудиторская инстанция, и если находит там какие-то пропущенные пункты, то нас за это жестоко карает. Для Господа важно не скрупулезное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер. Он говорит: «Сыне, дай мне сердце», а не дай мне отчет о проделанной борьбе с грехом. Исповедь становится недействительной, если мы сознательно утаиваем тот или иной грех, а не если в силу каких-либо обстоятельств не сообразили, как нужно сказать, или забыли о том или ином грехе. Более того, нужно бороться с тем страхом, что за недосказанность, невыговоренность каких-то мелких прегрешений Господь лишает нас приобщения Святых Христовых Таин.
Но если какой–то грех особенно мучает Вашу совесть, Вы можете назвать его на следующей исповеди.
Могу ли я исповедоваться посредством переписки, не заходя в церковь?
Исповедь по интернету — вещь недопустимая. Конечно, исповедовать грехи бывает и горько, и стыдно. Исповедь – это таинство, в котором священник является свидетелем вашего покаяния в грехе. Покаяние отделяет грех от человека, оно является благодатным изменением состояния души. Чем же плохо, когда священник является свидетелем того, как постыдный грех отделяются от кающегося человека? Если человек действительно кается, то священник будет радоваться за него и благодарить Бога. А если нет покаяния, то открыться на исповеди бывает не просто. Покаяние – дар Божий, о нем надо просить Господа. Бывали в истории случаи, когда человек не мог в силу обстоятельств исповедаться священнику. Но это были экстремальные ситуации. Например, человек умирает в отдалении от храма и передает товарищу свою последнюю исповедь, чтобы тот, когда появится возможность, пересказал ее священнику. Необходимо преодолеть такое смущение. Покаяние для того и существует, чтобы вывести на свет то, что препятствует соединению души с Богом.
Достаточно ли просто назвать грех на исповеди (например, блуд), или нужно рассказать о нем подробно?
При исповедании блудных грехов обычно не рекомендуется в подробностях описывать совершенное, поэтому если Вы не назвали каких-то деталей, то это не является «недоговариванием» и тем более «утаиванием». Советую Вам исповеданные грехи не исповедовать второй, третий раз, а если смущают помыслы — то надо молиться и каяться перед Господом и просить у Него прощения. От Вас — искренность и постоянство, а результат — от Господа.
Не могу избавиться от стыда - хочу исповедаться, но меня смущает то, что священник может негативно отнестись к моим грехам
Не бойтесь того, что священник отнесется к Вам негативно. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с великой радостью всегда приветствует, если человек обрел веру и стал на путь спасения.
Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, ни, тем более гнева. Скажите ему на исповеди просто и бесхитростно, все, что есть в душе и то, что теперь Вы имеете намерение жить по Заповедям, а для этого просите его молитв и наставлений.
Проверь себя по 10 заповедям Божиим
Первая заповедь: Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
1. Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Божий в сердце?
2. Не колеблется ли вера твоя в Бога маловерием, сомнениями?
3. Не сомневался ли в святых догматах Веры Православной?
4. Молишь ли Господа Бога укрепить твою веру?
5. Не терял ли надежду на Божие милосердие и помощь?
6. Молишься ли ты каждый день, утром, вечером Богу? Усердна ли твоя молитва?
7. Всегда ли, когда можно посещаешь церковные богослужения? Не опускаешь ли их без важных причин?
8. Любишь ли читать религиозно-нравственныя книги и читаешь ли их? Не читал ли из грешного любопытства книг безбожных и еретических?
9. Жертвуешь ли охотно, по призыву Церкви, на благотворительныя цели и на св. храм?
10. Не прибегал ли к гаданиям? Не участвовал ли в сеансах общения с нечистой силой?
11. Не забываешь ли о главном, о жизни по Закону Божию, о приготовлении к вечности и ответу пред Богом, предаваясь суете, лени, удовольствиям, безпечности?
Вторая заповедь: Не делай себе идола, ни какого либо изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся им и не служи им.
1. На первом ли месте у тебя Бог? Может быть, не Бог у тебя на первом месте, а что-либо иное, например: собирание денег, приобретение имущества, удовольствия, развлечения, пища, напитки, одежда, украшения, стремление обращать на себя внимание, играть первую роль, получать похвалы, проводить время в разсеянии, в чтении пустых книг и т. д.?
2. Не отвлекает ли тебя от Господа Бога увлечение телевидением, кино, театром, картами?
3. Может быть, из-за забот о себе, о своей семье забываешь Бога и не живешь по Его заповедям и не исполняешь правила нашей Матери-Церкви?
4. Если так, то, значит, служишь ты своему «кумиру», своему идолу, он у тебя на первом месте, а не Господь Бог и Его учение.
5. Может быть, искусство, спорт, наука занимают у тебя первое место? Может быть, какая-либо страсть (сребролюбие, чревоугодие, плотская любовь и др.) завладела твоим сердцем.
6. Не делаешь ли из себя самого «кумира» по гордости, по эгоизму? Проверь себя.
Третья заповедь: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
1. Не божился ли в обыкновенных, житейских разговорах, не употреблял ли легкомысленно, без благоговения имя Божие или, что еще хуже, святыню не обращал ли в шутку? Или, не дай Бог, в припадке ожесточения, злобы, отчаяния не позволил ли себе дерзко роптать на Бога или даже хулить Бога?
2. Или дав какую-либо клятву или присягу, потом нарушил ее?
3. Не предавался ли унынию?
4. Не бывает ли разсеянною, невнимательной твоя молитва Богу?
Четвертая заповедь: Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай все дела твои, а день седьмой - день покоя (это - воскресенье) посвящай Господу Богу твоему.
1. Не нарушаешь ли святости воскресных дней и великих праздников, установленных св. Церковью?
2. Не работаешь ли в эти дни ради выгоды, прибыли?
3. Вместо праздничных богослужений не проводил ли время на каком-либо увеселении, на балу, в театре, кино или на каком бы то ни было собрании, где нет речи о Боге, где нет молитвы, коей надлежит встречать праздничный день? Не устраивал ли сам такия увеселения и собрания, отвлекая таким образом людей от посещения церкви?
4. Посещаешь ли аккуратно церковные богослужения? Не приходишь ли в церковь с большим опозданием, к средине или концу богослужения?
5. Посещаешь ли в воскресенье и праздничные дни больных? Помогаешь ли бедным, нуждающимся?
6. Не нарушал ли св. постов?
7. Не упивался ли спиртными напитками?
Пятая заповедь: Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.
1. Не было ли случаев непочтительного отношения к родителям, невнимательного отношения к их заботе и их советам? Заботился ли о них в болезнях их, в старости?
2. Если умерли родители твои, часто ли молишься об упокоении их душ в церкви и в домашней молитве?
3. Не было ли случаев непочтительного отношения к пастырям Церкви?
4. Не осуждал ли их? Не озлоблялся ли на них, когда они напоминали о вечности, о приготовлении к ней, о спасении души, о грехах? Когда они призывают к следованию Церкви и ея учению?
5. Не оскорбил ли кого старше себя и особенно благодетелей?
Шестая заповедь: Не убивай.
1. Ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, но, может быть, был причиною смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или больному и не сделал этого, алчущаго не накормил, жаждущаго не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящагося в темнице не посетил (Матфея 25:34-36)?
2. Не совершил ли ты духовнаго убийства, то есть, не совратил ли кого с добраго пути жизни, не увлек ли в ересь или в раскол церковный, не соблазнил ли на грех?
3. Не убил ли кого греховно проявлением злобы и ненависти к нему?
4. Прощаешь ли обижающих тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду?
5. Винишь ли во всем себя или только других?
6. Не прибегала ли к недозволенным операциям, абортам, что тоже есть убийство, грех и жены, и мужа?
Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй.
1. Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без законного брака?
2. Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицами другого пола?
3. Не оскверняешься ли, допуская себе предаваться нечистым и развратным мыслям и вожделениям? Чтению нечистых книг, рассматриванию нечистых картин?
4. Вспомни грешные песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, нескромныя зрелища, наряды, пьянство и подобные грехи.
5. Помни, христианин, что до тех пор, пока ты не исповедуешься в грехе незаконнаго сожительства, пока ты не прекратишь этого греха разлучением или вступлением в законный брак, ты вообще не смеешь приступать к причащению Св. Христовых Таин, как и не имеешь никакого голоса в церковных делах.
Восьмая заповедь: Не кради.
1. Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом? Обманом, разными хитростями, комбинациями? Может, не исполнял, как должно того, что обязан был исполнять за полученное тобою вознаграждение?
2. Не пристращался ли чрезмерно к земным благам, не желая делиться ими с другими, нуждающимися в них?
3. Не овладевает ли твоею душою скупость?
4. Не принимал ли краденнаго? По совести ли распоряжался чужим добром, если оно тебе было доверено?
Девятая заповедь: Не произноси на другого ложного свидетельства.
1. Не клеветал ли на ближнего твоего? Не осуждал ли часто других, злословил, поносил их, за действительные ли их грехи и пороки или только за кажущиеся?
2. Не любишь ли слушать о ком-либо дурную молву, а потом охотно разносишь ее, увлекаясь всякими сплетнями, пересудами, празднословием?
3. Не прибегаешь ли иногда ко лжи, неправде? Стараешься ли быть всегда правдивым?
Десятая заповедь: Не желай себе дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.
1. Не завидуешь ли другим? Если ты завидуешь тому, что есть хорошаго или ценнаго у других людей, то это чувство может довести тебя до какого-либо тяжкаго преступления самым делом. Помни, что злобная зависть книжников и фарисеев возвела на крест Самого Сына Божия, пришедшаго на землю спасти людей.
2. Зависть всегда приводит к злобе и ненависти и способна бывает довести до самых безумных поступков, вплоть до убийства.
Использованы статьи: