О исповеди, несколько слов.
Слово нашего батюшкиВопрос исповеди и, соответственно, покаяния сугубо интимный. Общих рецептов покаяния нет! Покаяние - это дар Божий, это решительное и действенно нежелание продолжать грешить. Потому-то на исповеди все содеянные грехи назвать необходимо, чтобы было понятно, что именно человек собирается больше не делать. Не для себя человек говорит на исповеди и не для Бога, Господь и так мысли человека все ведает! На исповеди человек произносит свои (!!!) грехи для батюшки, так как он свидетель нашего покаяния. Все, в чем мы каемся мы говорим при свидетеле, которому дана Богом благодатная сила освобождать от греховного бремени. Мы грех исповедали, священник разрешительную молитву прочёл, Господь очистил, убелил нашу душу. Если снова в греховную яму возвращаемся, где нам прощение, ведь Богу при свидетелях пообещали уже не грешить! Как нам оправдаться?!
Оправдание у нас есть, но не по закону, а по отеческой любви Божьей - хотели мы остаться чистыми, не грешить, а не получилось, не вышло. Всё делали, для того, чтобы не упасть, ан нет, споткнулись на ровном месте, и в самую грязь. Но встаем, поднимаемся, и к Богу, прощения просить и дальше пытаться к Нему приблизиться. Потому и исповедоваться часто надо: 2 - 3 недели - это предел, дальше душа начинает в анабиоз погружаться. Мы её треплем, расшевелить пытаемся, а она, как неживая... Бывает, человека, который и вовсе не исповедовался, вдруг благодать накроет, душа оживёт, встрепенётся, с себя панцирь греховный сдирать начнёт - это особый дар Божий, милость. Этим моментом надо пользоваться и бегом по дорожке к Отцу Небесному (скорее жизнь менять свою)!
Говорят, если часто исповедуешься, список грехов неизменный каждый раз озвучиваешь, таинство становится формальностью - грехи перечислил и дальше живи греши, собирай к новой исповеди, потому как, никуда не денешься от себя, вот так, взять и грешить перестать невозможно! На следующей исповеди снова всё повторишь.
Но так происходит только тогда, когда мы Бога обманываем! Когда честно не обещаем, не грешить, а только сожалеем, в своей гордыни и себялюбии, о том, что грешим, что снова нечисты пред Богом, что не смогли исправиться, что никакого поступательного движения в духовной жизни нет - и это в лучшем случае. А бывает, человек приходит на исповедь и исповедуя слёзно согрешения свои говорит, что обстоятельства, такие-сякие, не дают праведно жить или, того больше, батюшку потом обвиняют, что не так слушал, да не то сказал и, вообще, отсутствием элементарной человечности отпугнул от храма, не позволил душе излиться, к Богу возвратиться! А это значит не было покаяния, был поиск виноватого... И потом, с чистой совестью, человек уже и в храм не идёт, в душе с "богом" общается, а какой "бог" в грязи живёт мы все знаем. Бог Истинный то в душу входит, когда она очистится от греховной скверны, и не раньше!
А как же должно быть? Покаяние - это когда человек увидел, что грязный весь, понял что сам себя в грязи извалял и решил больше не пачкаться, и грязь своим первым врагом стал считать, и ещё пришёл в храм и Богу обещание дал, больше не касаться грязи греховной. Вот тогда человек получает от Бога удивительную благодатную силу - не пачкаться, а старая грязь вся с него соскакивает и человек, как новенький - так душою своей и сияет! Тогда и на исповеди человек всегда знает, что грехи, может и те же, а картина другая совсем - борьба с грехом и сам грех меняет, истончает, что ли.
Вот тут надо заметить, что если человек, видя себя в грязи, полагает, что в кармашке у него стерильный бинт припрятан, чтобы им раны уязвлённой гордыни перевязывать, он глубоко заблуждается! От такого бинтика только воспаление начнётся, гангрена, и к зловонию давно немытого тела, добавится смердение разлагающейся плоти (святые отцы так говорят, что грехи наши смердят!). Уж когда человек весь в грязи, у него и то, что он рассчитывал чистым сохранить, пачкается.
Но что происходит после исповеди? Человек идет домой и не грешит. Но, вдруг, сработала ли старая привычка греховная, или не заметил человек и в грязь "вляпался", или по неразумию забрёл туда, откуда чистой дороги назад нет, а то, бывает, и бесы из зависти обманут человека и головой в грязь мокнут... В общем снова согрешил человек, что делать-то? При первой возможности прощения попросить и стараться, с новыми силами и опытом, не пачкаться. Ведь наступим если мы на ногу кому-то, мы же сразу прощения просим, не ждём, когда 25 раз наступим, или, когда на нас за это в суд подадут! Сразу выражаем своё сожаление, демонстрируем раскаяние (а то ведь не простят, подумают, что мы ехидничаем, издеваемся), и стараемся впредь, смотреть под ноги, вести себя осторожней.
Так и с Богом, если не сдержали своё обещание, проявили неаккуратность (не говорю, что из привязанности к грязи в неё окунулись - это уже другой разговор), испачкались случайно - огорчили Господа, Который так славно очистил нас, то должны извиниться, попросить вновь нас омыть и постараться, изо всех сил, чистоту эту хранить.
Бывает, что наш дом полон грязи, до чего не дотронешься - измажешься. В таком случае, после обещания нужно в доме души нашей, жизни нашей, порядок наводить, грязь вычищать. От привязанностей греховных отказываться, радости иные, чистые находить; привычки греховные искоренять, приучать себя хорошее любить, к чистому стремиться.
Понятно, на такую работу время нужно, и не мало! Вот нам на то жизнь и даётся, чтобы мы что-то хорошее успели сделать, хотя бы для себя (от грязи избавиться), а начнём над собой трудиться, глядишь и другим получится добро принести. А начинать надо сразу но без поспешности. Планомерно уголок за уголком своей души очищая, греховные наклонности, одну за другой, в себе искоренять. А если что не получается сразу - в том прощения у Господа просить и помощи! И дальше с терпением и прилежанием над этим трудиться.
В связи с этим, можно сказать, что практически бессмысленно часто исповедоваться не причащаясь Пречистой Плоти и Честной Крови Господа Иисуса Христа! Ведь только причастие даёт нам силы на то, чтобы менять себя, да и Господь лучше нас слышит, когда мы просим Его внутреннее наше устроение исправить, в том случае, если мы усыновляемся Ему причащением Святых Его Таин. А извиняться и не исправляться - это действительно, формальный подход.
Нужна ли книга, помогающая нам готовиться к исповеди? Нужна, чтобы узнать, что такое грех, чтобы понять, что "Не убий!", это значит и "Не гневайся", и т.д. Нужна, чтобы подготовить генеральную исповедь, нужна, на первых порах, чтобы не запутаться. Но более нужно читать святых отцов, чтобы понять всю глубину нашего падения, нашего попрания Евангельских поучений Христа, чтобы увидеть, что истинные виновники нашего падения - мы сами, чтобы искоренять в себе страсти, которые есть корни грехов, а не бороться только с плодами нашей гордыни и себялюбия.
Поучения святых отцов позволяют нам возненавидеть грех, как виновника всех наших несчастий, как злокачественную опухоль, которая поселившись в организме, стремится прорасти всюду, отнимая у человека жизнь. Если так мы воспринимаем осуждение и обиды, гнев и ропот, лень и сладострастие, воровство и сквернословие, то наша исповедь, как часто бы она не проходила, никогда не будет бездушным перечислением грехов, она будет необходимым нам инструментом стяжания радости, приобретения вечности.
Так что, дело за малым - проявим решимость! Заглянем в зеркало Евангелия и увидим, какие мы, оказывается грязные и начнём чистить наши души и сердца, выносить хлам из нашей жизни, без жалости оставляя его на помойке, а исповедь будет нам надёжным товарищем, поддерживающим нас и примиряющим с Отцом нашим Небесным!
Да, поможет нам Господь!