Чему учить ребенка от 1г6м до 1г9м?
Игры для малышей от 0 до 3 летОсобенности возраста: совершенствование ручных умений ребенка, овладение орудийными действиями (сачок, палочка), дей
Развитие речи:
Осмотры посуды, одежды, мебели, овощей и фруктов и т.д. вместе с ребенком. Называние частей предмета.
Знакомить ребенка с назначением предметов верхней одежды и обуви (пальто, рейтузы, шарф, варежки, сапоги), посуды (чайник, чашка с блюдцем, кастрюля). Учить ориентироваться среди однородных предметов, различных по виду и назначению (шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; полка для полотенца, полка для игрушек, полка для цветов и т.п.).
Инсценировка сценок с игрушками. Сюжетные показы: «Зоин домик», «Даша и цыпленок», «Кошка и бумажка», «Катя и петушок», «День куклы Кати», «Постройка домика для кошки и собачки» (из крупного строительного материала), «Мишка заболел» или «Кукла заболела», «Постирать и погладить кукле платье» и др.
Проводить целевые показы ("Стирка платья для куклы", "Глажение платья для куклы", "Починка игрушек").
В играх-занятиях "Поручения" учить находить названный предмет в ситуации усложненного выбора: сходные по форме (тарелка и блюдце, чайник и кастрюля), близкие по звучанию названий (стол и стул), (шапка и шарф); выполнять поручения, состоящие из двух взаимосвязанных действий.
Убираем вместе квартиру :вытираем пыль, складываем игрушки.
Придумываем свою историю по картинкам в книге.
Подражание звукам, словам, фразам: «Кто как кричит» (подражание крику животных); «Передай другому» (скажи или повтори);
Подговаривание потешек: «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-сорока», «Смотрит солнышко в окошко», «Баю-бай, ты, собачка, не лай», «Катя-Катя маленька», «Уронили мишку на пол», «Киска, брысь», «Чики-чики-чикалочки», «Гуси-гуси…» и др.
Рассказы без показа о многократно виденном.
Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т. п. )
Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
Простая артикуляционная гимнастика: кривляться, облизывать тарелки и цокоть языком
Логоритмика
Логопедические распевки
Игры на расширение глагольного словарного запаса
Много читаем и играем с картинками в книгах
Скачек речи к 1г 9м
Игра:
Вводите предметы заместители
Учите ребенка обогащать игру. Не просто сварить каши, а сначала вскипятить молоко, посолить, добавить сахар, насыпать крупу. Снять с плиты, положить масло, разложить по тарелкам и т.п.
Разыгрывайте перед крохой более развернутые игровые сюжеты с куклой (летает на самолете, катается на машине, плывет на корабле и пр.).
Проигрывайте сценки из вашей реальной жизни, например можете вечером показать ребенку с помощью игрушек весь прошедший день.
Мышление и сенсорное развитие:
Дай такой же но (большой например)
Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т. п. ».
Найди одинаковые по форме, цвету , величине
Игрушки с орудийными действиями (магнитная рыбалка, молоточком забивать цилиндры, сачком ловить мозаику)
Учим собирать пирамидку из 3х колец (большое, поменьше, маленькое)
Знакомим с формой куб, кирпич и шар
С цветами: красный, синий, желтый, зеленый
Круг, треугольник, квадрат, овал
Подбор по размеру. Большой кукле большую тарелку
Игры на развитие слухового внимания: «Послушаем, что слышно», «Найди, кто позвал».
Упражнение Монтессори
Математика
Считать все вместе с ребенком.
Изучаем "много-мало -пусто"
Большой- маленький, длинный-короткий, высокий-низкий.
Делим поровну между игрушками. Состав числа : 3 шишки,2 мишке и 1 зайке.
Где больше, где меньше
Тождества? каждой игрушке по чашечке с блюдце и по ложечке.
Целое и части. Делим праздничный пирог.
Измеряем объем: сколько кружек в кастрюле
Закон сохранения количества. Переливаем воду в сосуды разной формы.
Звуки и математика. Хлопаем, топаем и стучим
Математика в лепке, рисунке и аппликации
Математика в сказках и тетарализациях
Рекомендую книгу "Давай посчитаем" Теплякова О.Н.
Отдельные игры-пособия:
Лото
Рамки-вкладыши без фоновых картинок
Пазлы
Лего
Мозаика
Стаканчики - пирамидка
Игры - шнуровки и бусы
Матрешки. Две разъемные матрешки, одна - самая - маленькая - неразъмная.
Грибочки втыкалочки
Сортер
«Одень семью медведей»
Игры с крупой и водой
Творчество
Лепка из пластилина, теста - учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т. п. ), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья).
Рисование. Прямая дорожка и клубочки
Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги. Крупой. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т. п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
Простые проводилки. Помогаем лягушке дотянуться языком до мух.
Музыкальное развитие:
"Угадай, на чем играю"
Изображаем музыку телом
Учимся различать темп
Учимся различать громкость
Песенки-игры Железновых
«Слушаем звуки» Походите по комнате с барабанной палочкой в руке. Постучите по разным предметам в доме, послушайте, какой они издают звук. Пусть малыш послушает, что мягкие предметы (ковер, диван) издают глухой звук, а твердые - звонкий.
Развитие движений :
• пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске шириной 20-25 см;
• перешагивать чередующимся шагом через препятствие, положенное на пол (веревку, палку), или приподнятое на 5-10 см;
• подниматься и спускаться по наклонной доске, приподнятой на 10-15 см от пола;
• подниматься на невысокие горки, спускаться с них;
• подлезать под скамейку, веревку и пр.;
• перелезать через перекладину;
• подниматься и спускаться по лестнице .
• метать мяч вдаль одной рукой по очереди
• ходить как лисичка и как медведь (быстрее и медленнее)
• по команде уметь поднять, опустить руки.
• в положении сидя на стуле поднимать и опускать ноги.
• из положения стоя наклониться вперед и выпрямиться
• приседать держась одной рукой за палку
• висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
Подвижные игры: «Ладушки», «Пузырь», «Наша Таня», «Мишка по лесу гулял», «Где же ты, Вова?», «Играем в прятки», «Кто как ходит».
РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ В БЫТУ
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - то есть важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (помоги поставить тазик на место).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице - не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу - насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Работа с картинками
Узнавание изображений, называние действий.
Сначала использует картинки, на которых нарисована кукла и собачка, производящие разные действия. Например, кукла спит, собачка ест. Спрашиваем: «Где кукла спит?» Затем показывает сразу две картинки. Дети их рассматривают. После этого взрослый прячет картинки, меняя их местами, и задает вопрос: «А где собачка ест?» И вновь показывает картинки. Далее показываем ребенку по одной картинке и спрашиваем: «Кто это? Что делает?» Так детей упражняют в умении узнавать действия.
Для формирования у малышей умения обобщать действия показывают картинки с изображениями, например, ребенка и животного, производящих одинаковые действия. Например, девочка пьет молоко из чашки, сидя за столом; кошка пьет молоко из блюдца на полу. Затем используют картинки с одинаковыми изображениями, скажем, двух девочек, действующих по разному. Например, одна девочка ест, другая спит.
Методика проведения и цель такого занятия подобны предыдущему. Задания можно усложнить, варьируя подбор картинок.