Наказание детей - бить или не бить ребенка?
Поведение и воспитаниеДетский психолог Светлана Кирсанова категорически осуждает битье детей в целях воспитания и предлагает семь альтернативных методов наказания ребенка.
Детский психолог Светлана Кирсанова раскрыла тему правильного наказания ребенка за провинности. Она выделила 7 способов наказать ребенка - лишение удовольствия, лишение родительского расположения, от самой природы, запугивание, арест, атака голосом, легкое физическое воздействие, а также привела правила справедливого наказания ребенка.
БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ? (в смысле: как правильно наказывать детей).
Риторический вопрос обеспокоенной родительницы заставил задуматься. Конечно, в силу профессии я должна сказать категоричное «нет» посягательству взрослых на мягкие «детские места» с цель воспитательного воздействия. Да, физическое насилие (или проще «порка») профессионалами активно осуждается. А какова альтернатива? Могу предложить несколько способов. Не мною изобретенных, но на практике широко используемых.
• Способ наказания ребенка № 1. ЛИШЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ. Вполне действенно. Но применяя этот способ, родители должны доступно и обстоятельно объяснить ребенку причины своего решения. ПОЗИТИВ. Такой способ должен использоваться с первого года жизни ребенка. К примеру, когда годовалый малыш бьет маму по лицу ладошкой, проверяя «можно или нет», она должна тут же спустить драчуна на землю и строго сказать «нельзя». В этом случае ребенок лишается любимых рук и маминого тепла, и для него это очень существенная потеря. Нескольких повторений будет достаточно. Главное - абсолютно бескровно и уважительно к Личности. НЕГАТИВ. Наказание и провинность должны быть прямо пропорциональны. Поэтому будьте осторожны и объективны.
• Способ наказания ребенка № 2. ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ (ИГНОРИРОВАНИЕ). Этот способ нужно использовать очень аккуратно. Когда родители днями не разговаривают с ребенком за малейший проступок, действенный метод может превратиться в эмоциональное насилие. Старайтесь объективно оценивать детские шалости.
• Способ наказания ребенка № 3. ОТ САМОЙ ПРИРОДЫ (самый либеральный). В этом случае родители считают, что жизнь сама расставит все по своим местам. Не слушал мудрых родительских наставлений и прыгал по лужам? Получай мокрый нос, капли, отсутствие прогулок и прочие неприятности. Воевал с однопесочниками за лопатку? Не удивляйся, что никто не хочет играть с таким забиякой. ПОЗИТИВ. На первый взгляд достаточно жестоко и равнодушно. На практике чрезвычайно действенно. Дети, воспитанные подобным образом, растут очень самостоятельными и разумными. Таким образом, ребенок привыкает отвечать за свои поступки. НЕГАТИВ. Ребенку - дошкольнику сложно брать на себя ответственность за все свои поступки: эмоционально-волевая сфера недостаточно сформирована, да и жизненный опыт мал. Поэтому родителям в этом случае нужно быть постоянно начеку. А то можно так увлечься, что спокойно наблюдать, как несмышленыш сует пальцы в розетку.
• Способ наказания ребенка № 4. ЗАПУГИВАНИЕ. Уверена, 99% из читающих пост пользуются этим способом. «Сейчас придет серенький волчок, Баба- Яга прилетит, крокодил приползет, милиционер примчится» и прочая фантастика. ПОЗИТИВ. Ребенок чаще всего перестает проказничать и спасается от всяких «бяк» около мамы, пребывающей в этот момент в педагогической эйфории: «Славненько я неслуха угомонила». НЕГАТИВ. Уже в недалеком будущем родители столкнутся с проблемой детских страхов, а если будут слишком активны в использовании данного способа, то с настоящим детским неврозом. Номер с запугиванием легко пройдет у сангвиника, у которого в одно ухо влетело, в другое вылетело. А вот впечатлительного меланхолика запугивание может привести к настоящей внутренней драме. В таком случае у родителей есть шанс вместо послушного ребенка получить невротика с кучей комплексов. Дети до 5-6 лет мало отличают грань между реальностью и фантазией. Чем активнее взрослые манипулируют этим, тем чаще страшные существа приходят в детские сны, заставляя ребенка постоянно пребывать в состоянии испуга. Страх приносит в поведение ребенка истерический компонент, и тут уж о послушании речи нет. Запугивая впечатлительного малыша, родители поселяют в нем уверенность в существование некой силы, которая может сделать ему больно и страшно, и даже мама не сможет его защитить.
• Способ наказания ребенка № 5. АРЕСТ. Это когда «буйное» чадо отправляется в свою комнату «подумать». ПОЗИТИВ этого способа в том, что вовремя помещенный в свою комнату ребенок не увидит перекошенные от гнева «милые» родительские лица ( все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо). НЕГАТИВ. Изоляция ребенка в тесное или тем более темное помещение (ванная) способствует возникновению разнообразных страхов: боязнь темноты, клаустрофобии. Наказание «УГОЛ» тоже не нужно часто использовать. Еще раз хочется напомнить, что выбирая «карательный метод», обязательно учитывайте личностные особенности малыша. Для гиперактивного ребенка, который вообще не способен усидеть на месте дольше минуты, подобное наказание настоящая экзекуция и страдания его значительно превышают проступок. По поводу извинений, думаю, что дело это сугубо добровольное и требовать от ребенка непременно сказать «прости»- не нужно. Время «заточения» не более 10-15 минут.
• Способ наказания ребенка № 6. АТАКА ГОЛОСОМ. Часто родители, которые против любых физических воздействий, совсем не против наказания детей криком. Одни кричат, чтобы донести до ребенка обычные вещи, но громким голосом. К стыду взрослых, часто крик сопровождается оскорблениями в адрес ребенка. В этом случае малыш плохо понимает суть претензий, зато хорошо запоминает слова. И повторяет. ПОЗИТИВ. Родителю становится легче, он высказался. Ошарашенный ребенок затих. Или зарыдал. Но результат достигнут- минута тишина установлена.. НЕГАТИВ. Ребенок мгновенно усваивает подобный стиль поведения. Перед ним демонстрируется истеричная модель реагирования на все, что не устраивает, и никто не даст гарантии, что в своей уже взрослой жизни человек не воспользуется приобретенными «навыками» по отношению к своим близким в первую очередь.
• Способ наказания ребенка № 7. ЛЕГКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (шлепок или подзатыльник). Картина маслом. Ребенок ВООБЩЕ никак не реагирует на замечание. Что делает среднестатестический родитель? Шлепает по попе. Это не больно, но обидно. В целом не такое уж это большое родительское преступление против Личности ребенка, но все же есть дети, которым этот способ наказания категорически противопоказан. ПОЗИТИВ. На ближайшие 5 минут ребенок гарантированно уймется и такой шлепок неплохо тонизирует детский организм. НЕГАТИВ. Дети, которые часто подвергаются подобному воздействию, привыкают к подобному «массажу» и мало реагируют на другие, более либеральные, способы наказания. В результате есть шанс получить « ребенка, до которого вообще ничего не доходит», и это уже воспитательная катастрофа. Есть малыши, для которых любое физическое воздействие - глубочайшая психодрама. Помимо детей с излишне возбудимой психикой, к таким детям относятся маленькие меланхолики. Любой шлепок для таких детей превращается в глубокую обиду. Для гиперактивных шалунов подзатыльник становится своеобразным катализатором: они впадают в ярость и что называется «идут вразнос». Как показывает практика, родителей не останавливает неудача, они просто считают, что мало дали и вход идет тяжелая артиллерия - ремень. ЧТО В ИТОГЕ? Спектр «родительских услуг» для маленьких шалунов достаточно широк, и безусловно, ими нужно адекватно пользоваться. Ведь наказание - один из способов показать ребенку границы дозволенного. И лучше, если границы очертят родители, а не сама ЖИЗНЬ.
ПРАВИЛА СПРАВЕДЛИВОГО НАКАЗАНИЯ РЕБЕНКА
• Глубоко вдыхаем воздух и считаем про себя (можно вслух) хотя бы до 5.
• Выпускаем пар - то есть пытаемся доступно высказать свои претензии ребенку. Говорить нужно не о том, какой он «ужасный несносный ребенок», а о своих чувствах: «я очень расстроена, мне неприятно, ты меня разочаровал»… Практика показывает, что большинство «оплеух» дети получают не за провинность, а за истрепанные родительские нервы.
• Даем слово «виновной стороне». В процессе переговоров можно выяснить, что проступок ребенка не так уж и велик.
• Назначаем наказание СОИЗМЕРИМО с проступком.
• Если ребенок не просит прощение, не требуйте извинений. Это вызовет обоюдное раздражение. Чуть позже он этому научится.
• ОБЯЗАТЕЛЬНО МИРИМСЯ после ссоры. Есть золотой принцип гармоничных семейных отношений: не ложитесь спать, не разрешив домашний конфликт (особенно с ребенком). Какой бы проступок не совершил ваш малыш, Вы всегда должны оставаться ему ДРУГОМ.
Здоровые взаимоотношения - это не только подчинение, а прежде всего ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Удачи!
Источник http://popdoc.ru/articles/167
Детский психолог Светлана Кирсанова раскрыла тему правильного наказания ребенка за провинности. Она выделила 7 способов наказать ребенка - лишение удовольствия, лишение родительского расположения, от самой природы, запугивание, арест, атака голосом, легкое физическое воздействие, а также привела правила справедливого наказания ребенка.
БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ? (в смысле: как правильно наказывать детей).
Риторический вопрос обеспокоенной родительницы заставил задуматься. Конечно, в силу профессии я должна сказать категоричное «нет» посягательству взрослых на мягкие «детские места» с цель воспитательного воздействия. Да, физическое насилие (или проще «порка») профессионалами активно осуждается. А какова альтернатива? Могу предложить несколько способов. Не мною изобретенных, но на практике широко используемых.
• Способ наказания ребенка № 1. ЛИШЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ. Вполне действенно. Но применяя этот способ, родители должны доступно и обстоятельно объяснить ребенку причины своего решения. ПОЗИТИВ. Такой способ должен использоваться с первого года жизни ребенка. К примеру, когда годовалый малыш бьет маму по лицу ладошкой, проверяя «можно или нет», она должна тут же спустить драчуна на землю и строго сказать «нельзя». В этом случае ребенок лишается любимых рук и маминого тепла, и для него это очень существенная потеря. Нескольких повторений будет достаточно. Главное - абсолютно бескровно и уважительно к Личности. НЕГАТИВ. Наказание и провинность должны быть прямо пропорциональны. Поэтому будьте осторожны и объективны.
• Способ наказания ребенка № 2. ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ (ИГНОРИРОВАНИЕ). Этот способ нужно использовать очень аккуратно. Когда родители днями не разговаривают с ребенком за малейший проступок, действенный метод может превратиться в эмоциональное насилие. Старайтесь объективно оценивать детские шалости.
• Способ наказания ребенка № 3. ОТ САМОЙ ПРИРОДЫ (самый либеральный). В этом случае родители считают, что жизнь сама расставит все по своим местам. Не слушал мудрых родительских наставлений и прыгал по лужам? Получай мокрый нос, капли, отсутствие прогулок и прочие неприятности. Воевал с однопесочниками за лопатку? Не удивляйся, что никто не хочет играть с таким забиякой. ПОЗИТИВ. На первый взгляд достаточно жестоко и равнодушно. На практике чрезвычайно действенно. Дети, воспитанные подобным образом, растут очень самостоятельными и разумными. Таким образом, ребенок привыкает отвечать за свои поступки. НЕГАТИВ. Ребенку - дошкольнику сложно брать на себя ответственность за все свои поступки: эмоционально-волевая сфера недостаточно сформирована, да и жизненный опыт мал. Поэтому родителям в этом случае нужно быть постоянно начеку. А то можно так увлечься, что спокойно наблюдать, как несмышленыш сует пальцы в розетку.
• Способ наказания ребенка № 4. ЗАПУГИВАНИЕ. Уверена, 99% из читающих пост пользуются этим способом. «Сейчас придет серенький волчок, Баба- Яга прилетит, крокодил приползет, милиционер примчится» и прочая фантастика. ПОЗИТИВ. Ребенок чаще всего перестает проказничать и спасается от всяких «бяк» около мамы, пребывающей в этот момент в педагогической эйфории: «Славненько я неслуха угомонила». НЕГАТИВ. Уже в недалеком будущем родители столкнутся с проблемой детских страхов, а если будут слишком активны в использовании данного способа, то с настоящим детским неврозом. Номер с запугиванием легко пройдет у сангвиника, у которого в одно ухо влетело, в другое вылетело. А вот впечатлительного меланхолика запугивание может привести к настоящей внутренней драме. В таком случае у родителей есть шанс вместо послушного ребенка получить невротика с кучей комплексов. Дети до 5-6 лет мало отличают грань между реальностью и фантазией. Чем активнее взрослые манипулируют этим, тем чаще страшные существа приходят в детские сны, заставляя ребенка постоянно пребывать в состоянии испуга. Страх приносит в поведение ребенка истерический компонент, и тут уж о послушании речи нет. Запугивая впечатлительного малыша, родители поселяют в нем уверенность в существование некой силы, которая может сделать ему больно и страшно, и даже мама не сможет его защитить.
• Способ наказания ребенка № 5. АРЕСТ. Это когда «буйное» чадо отправляется в свою комнату «подумать». ПОЗИТИВ этого способа в том, что вовремя помещенный в свою комнату ребенок не увидит перекошенные от гнева «милые» родительские лица ( все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо). НЕГАТИВ. Изоляция ребенка в тесное или тем более темное помещение (ванная) способствует возникновению разнообразных страхов: боязнь темноты, клаустрофобии. Наказание «УГОЛ» тоже не нужно часто использовать. Еще раз хочется напомнить, что выбирая «карательный метод», обязательно учитывайте личностные особенности малыша. Для гиперактивного ребенка, который вообще не способен усидеть на месте дольше минуты, подобное наказание настоящая экзекуция и страдания его значительно превышают проступок. По поводу извинений, думаю, что дело это сугубо добровольное и требовать от ребенка непременно сказать «прости»- не нужно. Время «заточения» не более 10-15 минут.
• Способ наказания ребенка № 6. АТАКА ГОЛОСОМ. Часто родители, которые против любых физических воздействий, совсем не против наказания детей криком. Одни кричат, чтобы донести до ребенка обычные вещи, но громким голосом. К стыду взрослых, часто крик сопровождается оскорблениями в адрес ребенка. В этом случае малыш плохо понимает суть претензий, зато хорошо запоминает слова. И повторяет. ПОЗИТИВ. Родителю становится легче, он высказался. Ошарашенный ребенок затих. Или зарыдал. Но результат достигнут- минута тишина установлена.. НЕГАТИВ. Ребенок мгновенно усваивает подобный стиль поведения. Перед ним демонстрируется истеричная модель реагирования на все, что не устраивает, и никто не даст гарантии, что в своей уже взрослой жизни человек не воспользуется приобретенными «навыками» по отношению к своим близким в первую очередь.
• Способ наказания ребенка № 7. ЛЕГКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (шлепок или подзатыльник). Картина маслом. Ребенок ВООБЩЕ никак не реагирует на замечание. Что делает среднестатестический родитель? Шлепает по попе. Это не больно, но обидно. В целом не такое уж это большое родительское преступление против Личности ребенка, но все же есть дети, которым этот способ наказания категорически противопоказан. ПОЗИТИВ. На ближайшие 5 минут ребенок гарантированно уймется и такой шлепок неплохо тонизирует детский организм. НЕГАТИВ. Дети, которые часто подвергаются подобному воздействию, привыкают к подобному «массажу» и мало реагируют на другие, более либеральные, способы наказания. В результате есть шанс получить « ребенка, до которого вообще ничего не доходит», и это уже воспитательная катастрофа. Есть малыши, для которых любое физическое воздействие - глубочайшая психодрама. Помимо детей с излишне возбудимой психикой, к таким детям относятся маленькие меланхолики. Любой шлепок для таких детей превращается в глубокую обиду. Для гиперактивных шалунов подзатыльник становится своеобразным катализатором: они впадают в ярость и что называется «идут вразнос». Как показывает практика, родителей не останавливает неудача, они просто считают, что мало дали и вход идет тяжелая артиллерия - ремень. ЧТО В ИТОГЕ? Спектр «родительских услуг» для маленьких шалунов достаточно широк, и безусловно, ими нужно адекватно пользоваться. Ведь наказание - один из способов показать ребенку границы дозволенного. И лучше, если границы очертят родители, а не сама ЖИЗНЬ.
ПРАВИЛА СПРАВЕДЛИВОГО НАКАЗАНИЯ РЕБЕНКА
• Глубоко вдыхаем воздух и считаем про себя (можно вслух) хотя бы до 5.
• Выпускаем пар - то есть пытаемся доступно высказать свои претензии ребенку. Говорить нужно не о том, какой он «ужасный несносный ребенок», а о своих чувствах: «я очень расстроена, мне неприятно, ты меня разочаровал»… Практика показывает, что большинство «оплеух» дети получают не за провинность, а за истрепанные родительские нервы.
• Даем слово «виновной стороне». В процессе переговоров можно выяснить, что проступок ребенка не так уж и велик.
• Назначаем наказание СОИЗМЕРИМО с проступком.
• Если ребенок не просит прощение, не требуйте извинений. Это вызовет обоюдное раздражение. Чуть позже он этому научится.
• ОБЯЗАТЕЛЬНО МИРИМСЯ после ссоры. Есть золотой принцип гармоничных семейных отношений: не ложитесь спать, не разрешив домашний конфликт (особенно с ребенком). Какой бы проступок не совершил ваш малыш, Вы всегда должны оставаться ему ДРУГОМ.
Здоровые взаимоотношения - это не только подчинение, а прежде всего ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Удачи!
Источник http://popdoc.ru/articles/167
Бигбюст
У меня с мужем всё наоборот!!! Если я ударю ребенка хотя бы по рукам, то и меня тут же наругают так же. Наш папа категорически против шлепков, хотя мне бывает ооочень трудно сдержать себя.
А вообще стараюсь обходится словами "НЕЛЬЗЯ" и игнорирования истерик. В ооочень редких случаях ставим в угол, но т.к. у нас очень активный ребенок, то он уже через минуту из него сбегает. А ещё больше всего меня выводит из себя, то что после слова "НЕЛЬЗЯ" моя дочка прекращает это делать, но спустя время, когда я уже забудусь, то она идет с хитрыми глазами и повторяет это же проказу!!!! И это в возрасте 1,8мес. Хитрюга такая!!!!
Но самое что интересное, что у нас папа почти не ругает ребенка, почти всё запрещает ей, что может нанести ей вред и ребенок его слушает не прикословно.
А я многое разрешаю, редко запрешаю ( и всегда стараюсь ей это объяснить, что мол я же то тебе разрешаю, а это нельзя) и меня постоянно игнорируют!!! Аж, обидно....
Самое сложно для меня так это чтобы ребенок слушал мои указания, а не я поддавалась бы её истерикам и делала как она хочет!!!
13.03.2011
Ответить
Юша (Юля)
Даже папе нашему прочитала вслух. БУдем исправляться. Мы частенько орем...
12.03.2011
Ответить
Маруся
Я думаю, что способ наказания №3 на практике превращается в устное поддевание ребёнка "Я же тебе говорила", многие скажут, что стоит таким образом обратить внимание ребёнка на то, что надо слушаться взрослых, а я думаю, что ребенок в состоянии сделать вывод из случившегося сам, а задача родетелей предупредить о возможных последствиях и поддержать после "свершения правосудия". И ещё наказание "угол" на мой взгляд себя изжило ( раньше ставили в красный угол, подумать над своим поведением и покаяться перед иконами ). А в целом мне статья была очень интересна, спасибо )))
12.03.2011
Ответить
Эльвира
у нас только настойчивое запрещение того, что нельзя делать, типа снимаю со стола, не даю залезть, и игнорирую истерию по этому поводу :-)еще могу встряхнуть, если совсем не понимает, что чего то нельзя, но не сильно :-)ну и голос повшаю, ужасно себе не нравлюсь в эти моменты, предупреждаю, что "щас буду ругаться" порой мне этого самой хватает, чтоб не начинать - прям бесят меня истерично орущие мамочки, не хочу быть такой, но это ТАК трудно (((((
12.03.2011
Ответить
Mama-Mouse
согласна с тобой. тоже часто успокаиваюсь после предупреждения "сейчас буду ругаться"
12.03.2011
Ответить
Mama-Mouse
ребенка нужно воспитывать не с 3-х лет, а с рождения. просто методы воспитания в разных возрастах разные. Здесь описаны методы обобщенно и каждый из них можно подогнать под любой возраст. некоторые детали опустить, некоторые добавить, подстроить под свою жизнь, под своего ребенка. Это ведь не прямая инструкция к действию, а материал для размышления: чего мы в итоге добьёмся тем или иным методом
11.03.2011
Ответить