Момбаса. Сложность по bgg 3,89.
Настолки по-взросломуMombasa - это комплексное евро, в котором игрокам предстоит взять на себя роль корыстных инвесторов, чтобы помочь четырём промышленным компаниям оторвать лакомый кусок от колониальной Африки.
Игра, которая случайно забрела ко мне в коллекцию, но вряд ли в ближайшие годы её покинет. Я про неё ничего не слышала, никогда о ней не мечтала, наткнулась в Единороге, и всё, хочунемогу. Правда я основную массу игр так выбираю. Не читаю обзоров, уж тем более не смотрю летсплеев. Поэтому, когда меня спрашивают, почему я выбрала ту или иную игру, не могу ответить ничего внятного, просто где-то что-то екнуло.
Момбаса - одна из лучших игр Александра Пфистера, идею которой он вынашивал с 12-ти летнего возраста. Когда же проект под названием Africa-1830 попал в издательство, там его решили кардинально усложнить.
Художники - вездесущий Клеменс Франц и Андреас Реш, который приложил руку к другой игре Александра Пфистера - Великий Западный путь, и от картинки на коробке хочется стонать и плакать. Не нашла информации, кто за что отвечал в данной игре, но получилось вполне достойно. Приглушенные, слегка пыльные цвета помогают почувствовать себя в пустыне, в Африке. Хотя кого я обманываю, ведь перед нами евро-игра.
Бананы меняем на хлопок, хлопок на бухгалтеров, бухгалтеров на книжки, колонизаторов на домики, кофе на акции, на сдачу движемся по трекам . Тут не до атмосферы. Да и зачем нам атмосфера, когда в игре намешана куча механик. Тут и мини-декбилдинг с планированием стопок сброса, и ареа-контроль, и выставление рабочих, и сбор сетов.
Игровое поле представляет собой пока ещё не оккупированный Африканский континент.
С четырёх сторон поле окружают треки, которые закреплены за конкретной компанией. Треки раскладываются случайным образом, отвечают за число акций, находящихся во владении игрока, и дают дополнительные бонусы, которые получаешь, пересекая определённые отметки.
Каждый игрок получает стартовый набор из десяти карт, бонусные фишки-рабочих, один фунт и планшет с двумя треками - алмазным и бухгалтерским. В нижней части планшета имеются слоты под карты действий, а в верхней - под их сброс. Изначально доступны места только под три карты. В процессе игры при достижении определенных позиций на алмазном и бухгалтерском треках можно разблокировать ещё два.
Игроки берут по два случайных стартовых тайла и оставляют себе один на выбор. Три обозначенные карты отправляются каждая в свою стопку сброса. А игроки начинают игру с чуть разной рукой. Этот момент не даёт никому никаких преимуществ, но добавляет реиграбельности.
Цель игры - заработать как можно больше денег на приобретении акций компаний, увеличении стоимости этих акций (иначе это просто бумага), торговле алмазами и бухгалтерских махинациях.
Партия длится семь раундов. Раунд состоит из трёх фаз - фаза планирования, фаза действия и фаза подготовки к следующему раунду. В фазу планирования все думают одновременно, поэтому даунтайма практически нет. Хотя подумать есть над чем.
Надо разложить карты так, чтобы каждая попала в нужное место под планшетом, т.к. использованные карты в конце раунда переносятся в соответствующие стопки над планшетом. А перед этим игрок решает, какую из стопок забрать. Таким образом, размещая карты, нужно распланировать всё так, чтобы в руку приходил нужный набор действий. В одном раунде играет только одна стопка, поэтому этот момент очень важен. В первых партиях мозг кипит))
Правила я даже не буду пытаться пересказать. На Тесере есть отличный перевод, правила написаны хорошо, но в них столько нюансов, что не представляю, как всё это уместить в рамки обзора.
Алмазный трек - самый простой момент в игре. Выкладываешь торговца алмазами или подбираешь алмазы на поле и движешься на нужное количество делений.
Бухгалтерский трек - самое замудренное действие. Вызывает больше всего нареканий у пользователей. Многие, судя по отзывам, его просто игнорируют. Но как же он мне нравится. Такая своеобразная игра в игре. Чтобы игра из просто хорошей стала классной, в ней должна быть изюминка. В Момбасе для меня это именно бухгалтерский трек.
Очки бухгалтерии, встречающиеся на игровом поле или картах бухгалтеров, можно менять на жетоны книжек. Книжки выкладываются на бухгалтерском треке в произвольном порядке с некоторыми исключениями. Чтобы по ним продвинуться, нужно сыграть карточку бухгалтера. Пройти можно только те жетоны, требования которых выполнены, т.е нужные карты лежат в зоне действий игрока. Этот момент заставляет планировать не только карты действий на текущий раунд, но и череду книжек с похожими условиями, чтобы одним махом проскочить несколько книжек и существенно продвинуться по треку.
Честно скажу, достаточно сложно всё это подгадать, а вознаграждаются эти усилия не так, чтобы сильно. Бонус получаешь только с книги, на которой остановился. С тех, что пролетел, ничего не получаешь. Автор выпустил мини-доп, который лучше компенсирует усилия, затраченные на продвижение по бухгалтерскому треку. Но т.к. у нас его нет, то мы ввели домашнее правило - бонусы получаем со всех пройденных книжек. Теперь бухгалтерский трек никто не игнорирует.
В Момбасе не обычный ареа-контроль. Игроки распространяют не свое собственное влияние по карте, а влияние компаний, получая деньги пропорционально пакету акций этих компаний. Может легко получиться, что акции у тебя одной компании, а дорого стоят акции совсем другой. Поэтому важно не забывать, что игра поощряет своевременное присоединение к развитым компаниям и развитие сразу в нескольких направлениях.
К концу партии на рынке идет борьба за акции, а на поле разгорается война за территории, так как свободных мест уже давно нет.
В игре очень важна очерёдность хода. Некоторые места на поле можно занять своими фишками-рабочими, только если перед игроком лежит определенный набор карт (использованные карты переворачиваются рубашкой вверх и не учитываются). То же самое и при продвижении по бухгалтерскому треку. Таким образом, чтобы занять нужное место или продвинуться по треку, сначала надо выполнить эти действия, а потом использовать карты. Однако приобрести новые карты можно, только используя карты и соответственно переворачивая их, а к тому моменту, когда займёшь все необходимые места рабочими, все вкусное уже могут разобрать.
И так всю игру. Голова забита кучей планов и идей, как провернуть наиболее выгодные ходы, за соперниками нужен глаз да глаз. И карты нельзя просто взять и добрать. Необходимо формировать стопки сброса.
Игра достаточно стратегична, но при этом многое зависит от тактических решений. Взаимодействия для евро вполне достаточно. Не получится уткнуться в свой планшет. Постоянно приходится следить за действиями соперников и пытаться реагировать симметрично. Чуть отвлёкся, и соперник ходит первым, забирает нужную тебе книжку, карту или бонусный тайл.
Рандома в игре нет вообще. Случайный выход карт и книжек делает партии разными, но никак не рандомными.
В игры на ареа-контроль лучше играть полным составом, но так как здесь не обычный ареа-контроль, а распространение влияния компаний, игра должна интересно играться вдвоём. Соперник наставил оранжевых домиков, скупаешь акции Каира, получается, что другой игрок сделал часть твоей работы. Но это теория, играли мы только втроём.
В нашей семье Момбаса вызывает полный восторг, планировала сделать её игрой года, т.к. вряд ли в ближайшее время встретим что-то более впечатляющее. Но рекомендовать её никому не возьмусь, всё-таки игра достаточно сложная.