Wer war's? - Кто это был?
Кооперативные игрыВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. В королевстве его все жили счастливо и были всем довольны: у короля было кольцо с магическим камнем, охраняющим королевство от злого Колдуна. Но однажды, как раз, когда злой Колдун подобрался опасно близко к стенам королевства, волшебное кольцо пропало... И только кошка, лежавшая у порога всё видела!
Кто с крылечка сойдёт, кто колечко найдёт?
Это была присказка, а сказка, то есть игра впереди. И найти кольцо могут игроки только все вместе. (Понимаете, да? Игра попала мне в руки волей случая пару дней назад, и только начав читать правила, я поняла, что игра не просто детективная, но и кооперативная!)
Так вот, значит, игра. Игра не простая, замешанная на волшебстве и электронике. Правила у неё - на 8 страниц мелким почерком. Перессказывать их от и до - дело нудное и неблагодарное. Поэтому я расскажу вам концепцию игру близко к тексту своими словами.
У нас есть игровое поле - план дворца, с башнями и двориками. У каждого помещения есть название, в каждом живёт какое-то животное и стоит сундук, принадлежащий одному человеку из дворцовой челяди.
В некоторых помещениях есть волшебные предметы - они на плане окружены звёздочками.
Помещений и, соответственно, людей по 10.
Люди - это наши подозреваемые и в одном из их сундуков лежит украденное кольцо, ибо известно, что в то время, когда оно пропало, дворец никто не покидал. Откуда известно? Да, вот же, кошка всю ночь спала на пороге, она и сказала.
Кому? Ну, не взрослым, конечно. Детям! Тем, кто играет в игру, тем, кто остался во дворце, когда все взрослые разъехались по всему королевству кольцо искать.
В игре не только кошка, но и другие животные - те, что сидят каждое в своём помещени - говорят. И пытаются нам помочь. Правда, не всегда безвозмездно - за еду. А теперь мы подбираемся к самому интересному - как же они нам всё это говорят? Буквально! Потому что в игре есть говорящий чёрный ящик волшебный сундук!
Вот как это происходит. Дети начинают игру из детской. Кидают кубик по очереди, продвигаются на максимум такое количество шагов, сколько точек выпало на кубике. Один шаг=одно помещение. Придя в помещение, нужно в первую очередь осмотреться и найти животное, там обитающее. Заодно посмотреть на счёт волшебных предметов. Теперь надо найти на крышке сундука это животное и нажать на него, а потом выбрать действие. В нижнем ряду есть пять вариантов
- глаз: вам повезёт что-то найти в этом помещении. Это может быть еда или ключ. Найденные предметы хранятся у кошки. (Кошка мне, кстати, не кажется особенно дружелюбной, или? )
Ключи можно складывать в стопочку, с продуктами сложнее: у кошки есть место только для двух продуктов, остальное нужно хранить на кухне.
-рот: вы хотите, чтобы ваше животное вам что-то сказало. Когда вы первый раз за игру нажимаете эту кнопку под каким-то животным, оно просит еды. Едят они, к слову сказать, весьма экзотичные вещи, так собака у нас просила вишен, а змея орехов. Обязательно запоминайте, кто чего хочет, если у вас нужной еды ещё нет или она в кухне. Если вам повезло, и требуемая еда как раз лежит у кошки, то вы можете прямо в этом же ходу нажать на
-руку: дать животному то, что он просит. За это животное даст вам подсказку, например: "Я видел, что вор был маленького роста". Голос "за кадром" поясняет "характер нордический, выдержанный", что двух подозреваемых можно исключить (на всякий случай, чтобы дети не ошиблись).
-звезда: можно использовать волшебный предмет. Если вы попали в помещение с одним из этих предметов, можно попробовать его использовать. Это чаще всего приносит пользу, но иногда может навредить.
-сундук: открыть сундук подозреваемого. Если у вас есть конкретный подозреваемый (или нет других возможностей хода, кроме как пойти ва-банк), вы можете открыть сундук того человека, в чьём помещении находитесь. Для этого у кота должен храниться хотя бы один жетон "ключ". За возможность открыть сундук, вы его отдаёте. Угадали - выиграли, не угадали - извините, играйте дальше, но каждый неправильный ответ ворует у вас время. Да! Мы играем на время! Таймер заложен в программе сундука, точнее не таймер, а счётчик ходов, потому что время "тикает", только когда вы обращаетесь к сундуку. По легенде пропажу кольца обнаружили в 12 часов, а в 6 злой Колдун должен достигнуть дворца и захватить его. Поэтому в процессе игры периодически раздаётся бой часов и сундук напоминает о том, что время идёт, нужно торопиться. Нагнетает, короче. Для разрядки ситуации в сундуке живёт добрая Фея, которая иногда дарит нам лишний ход. Но впротивовес ей работает Привидение: оно вполне осязаемое, стоит на поле, передвигается, когда выпадет на кубике и попадая в помещение с детьми, прогоняет их в детскую. Кроме того, в помещение, где находится привидение, детям заходить нельзя.
У привидения по правилам один постоянный маршрут, он отмечен на карте лёгким дымовым следом. Дети могут ходить в любом направлении, главное, чтоб проходы были открыты. Некоторые открываются только на втором и третьем уровне, на первом получается на два помещения меньше.
Это было краткое изложение правил. Надеюсь, вы в общих чертах поняли. Конечно, если вы решите играть, вам нужно будет снова во всём самим разбираться. Это не то что бы непросто, но довольно муторно. Первая игра у нас с Катей длилась почти час, мы тыкались как слепые котята, без стратегии и плана, постоянно попадая в одни и те же комнаты, забывая, какое животное, чем кормить, спрашивая об одном и том же и слыша в ответ: "Ме, я уже всё сказала, спросите у ослика". В конце концов мы проиграли. Проиграли и во второй раз, когда по ошибке выбрали средний уровень сложности. Больше мы в игру пока не играли.
Надо сказать, что говорящие сундуки встречаются в играх настолько редко, что производят фурор среди моего ребёнка, и даже в некоторой степени пугают. Озвучка там очень хорошая, выразительные интонации, шумовые эффекты: скачут лошади, бьют часы на башне, раздаётся злой хохот Колдуна и обеспокоенный шёпот Феи. Животные пытаются помочь, даже если они выдали все подсказки: "Посмотрите в кузнице, посмотрите во дворе". Звук негромкий, у нас даже слегка охрипший (возможно от возраста, игра не новая), но вполне понятный, и есть возможность повтора последней фразы любое количество раз. Внури, какая-то программа, которая создаёт некий алгоритм игры, запоминает, с кем из животных вы уже говорили, что оно просило, что получило, что сказало. В каждой игре этот алгоритм другой - другой вор, другие подсказки, другие предпочтения у животных.
Несмотря на некоторый конечный набор фраз, я всё-таки считаю, что без знания немецкого (или английского - игра переведена), играть в эту игру трудно и скучно. Буду рада, если кто-нибудь своим примером меня опровергнет. Но если вы шпрехаете или спикаете, то могу вам от всей души игру рекомендовать - интересно, небанально, театрально. К тому же игра кооперативная, что как мы выясняем, не так уж часто для этого возраста (5-6 лет) встречается и многими детьми предпочитается. В правилах неоднократно подчёркивается, что дети должны договариваться, советоваться, какой ход и какое действие будут наиболее оптимальными. За счёт разных алгоритмов и того, что можно выбрать три уровня сложности (с бОльшим и меньшим количеством разрешённых ходов и подсказок) игра, мне кажется, будет долое время интересна. И в заключение - моё мнение не всегда совпадает с мнением жюри Игра года (нынешний год очень показателен в этом смысле), но по решению об этой игре я полностью поддерживаю и присединяюсь - в 2008м году игра была названа детской Игрой года в Германии и получила Немецкий приз за лучшую детскую игру того же года. Придумал игру Reiner Knizia, тот же кто придумал Черепашьи бега, например.
И, конечно, я от всей души желаю, чтобы эту игру перевели на русский.