Запретный остров. Обзор и домашние правила
семейные игры«Запретный остров» стала первой кооперативной игрой в домашней коллекции. Еще на заре увлечения. Купилась я, как все сороки-вороны, на блестящую красоту компонентов . И хорошо, что купилась, - игра все ожидания оправдала, а где-то и превзошла.
Начну с красоты, думаю, вы меня поймете
Металлическая коробка
Хороший органайзер
Тайлы
Карты
И вот они - сокровища, за которыми ведется охота. Хотя по правилам, конечно, не охота, а операция по спасению ценностей с тонущего острова.
Спасение ведет команда из 2-4 игроков, объединенных общей целью. Их задача - собрать на острове все 4 артефакта и полным составом этот остров покинуть. Сложность заключается в том, что остров, на котором разворачивается действие игры, постепенно уходит под воду, причем с течением игры процесс затопления становится все стремительнее, угрожает потопить сокровища, вертолетную площадку, с которой команда должна покинуть остров, да и самим членам команды грозит серьезная опасность.
Технически процесс выглядит следующим образом.
Подготовка к игре:
- перед началом из 24 участков суши формируется сам остров
- каждый игрок получает свою карту роли. Ролей всего шесть и каждая из них наделяет игрока своими, уникальными свойствами
- фишки игроков располагаются на поле и каждый игрок получает по 2 карты сокровищ и действий
- наконец, устанавливается водомер, именно по нему вы будете определять скорость, с которой остров будет погружаться в пучину. Игра начинается с 6 затопленными участками суши
Так выглядит поле перед игрой:
Процесс игры:
- игроки ходят по кругу. Каждый в свой ход выполняет до трех действий. 1 - Игрок может переместиться на соседний тайл. 2 - Осушить затопленный участок острова: тот, на котором находится или соседний. 3 - Передать карту сокровища другому игроку, если те находятся на одном и том же участке суши. 4 - Забрать с острова необходимое сокровище. Это возможно, если на руках у игрока есть 4 карты с изображением нужного сокровища и сам он находится на одном из участков суши, с которого сокровища можно забрать.
- после завершения хода игрок берет 2 новые карты из колоды сокровищ и несколько карт из колоды затопления. Количество этих карт соответствует текущему уровню воды на водометре. Карты из колоды затопления указывают на участки суши, которые подтопит водой (если они были сухими) или которые уйдут в пучину (если до того они уже были затоплены). Тайлы ушедших в пучину участков суши убираются с поля до конца игры.
- в колоде сокровищ есть также карты полезных действий, которые позволяют вне очереди осушать нужные участки острова, перемещать игроков на нужные тайлы и увезти команду с острова после выполнения задачи. И карты «вода пребывает» - эти карты ускоряются процесс затопления острова.
Команда выигрывает, если она собрала все четыре сокровища и всем составом улетела с острова.
Команда проигрывает, если
- кто-то из игроков оказался на изолированном участке суши, погружающемся в пучину, если нет возможности собрать все сокровища,
- утонул участок суши с вертолетной площадкой или
- уровень воды на водометре достиг критической отметки.
Это практически все правила. Все подробности и детали вы, конечно, найдете в буклете правил.
Плюсы и минусы игры
О достоинствах:
+ игровой процесс, который будет интересен и детям, и взрослым. В этой игре огромный потенциал для добавления всевозможных домашних правил, которые помогут усложнить или упростить игру
+ качество и красота компонентов
+ простые, логичные правила - эту игру можно смело предлагать новичкам. Скорее всего, они останутся довольны
+ в игру, как и почти во все кооперативные игры, можно играть одному
+ несмотря на то, что официально игра предполагает до 4 игроков, в нее вполне реально играть впятером или вшестером. Только это сложнее J
О недостатках:
- как и у всех кооперативных игр есть проблема лидерства. Это когда среди играющих появляется человек, точно знающий, что и как надо делать. В итоге играет он один, а все остальные просто передвигают фишки.
- по правилам игры, если отметка на водомере достигла критического уровня, игра считается проигранной. Это очень обидное правило, потому что здесь бал правил случай. Вы почти у цели - и вдруг из колоды появляется карта, которая прекращает игру в самом интересном месте.
Оба эти недостатка лечатся с помощью домашних правил, о которых мы сейчас и поговорим.
Домашние правила для тех, кто уже наигрался и жаждет разнообразия.
«Запретный остров» - очень гибкая игра в смысле использования домашних правил. Причем очень большое количество из них даже не требует изготовления дополнительных компонентов. Я сама компоненты делать не люблю и не умею, поэтому в списке ниже вы найдете варианты правил, не требующих дополнительных производственных процессов J
Большая часть правил подсмотрена на любимом мной boardgamegeek.com
Итак,
Варианты формы острова (должны быть в новом буклете правил - в старом отсутствуют):
фото взято с bgg.com
Варианты затопления (лечит проблему критического уровня воды):
- Вода не поднимается выше 5 уровня. Если приходит очередная карта затопления, вытащивший ее берет карту себе и держит до конца игры (мешая иметь на руках 5 карт сокровищ или действий)
- Вытащив очередную карту затопления игроки могут откупиться от нее, если вся команда одномоментно скинет по 1 карте каждого сокровища и 1 карту мешка с песком (не важно, кто и сколько карт при этом скидывает).
- Вообще убрать карты затопления из стопки сокровищ и играть сразу с высоким уровнем скорости затопления
Варианты общения (лечит проблему лидера хотя бы частично)
- Общаться могут только люди на одном тайле
- Общаться могут только игроки на одном тайле или на соседних
Сокровища
- Для усложнения игры сокровища можно ставить на конкретные участки суши, и забирать их можно будет лишь с одного (не с любого из двух, как предполагают официальные правила) тайлов
- «Тяжесть сокровищ». Игрок, забравший себе один из сокровищ, лишается одного действия (если забрал два - лишает двух, три - остается вообще без действий)
- Если под игроком, у которого есть два или больше сокровищ, тонет (уходит в пучину) участок суши, игрок должен избавиться от одного из них (плыть-то с грузом тяжело). Такой артефакт нужно забирать снова по основным правилам
- Упростить игру: если у игрока есть хотя бы одно сокровище, но может перемещаться не только по соседним участкам, но и между воротами. Такое перемещение стоит одно действие и используется один раз за свой ход
Новые роли. Здесь все-таки понадобится принтер - распечатать подсказки для игроков. Но, по-крайней мере, можно обойтись без верстки. Обратите внимание: везде, где не указано обратное, особенные возможности игрока стоят 1 действие.
- Авантюрист. Один раз во время своего хода может сбросить одну из карт сокровищ в обмен на одно дополнительное действие.
- Археолог. Может получить сокровище, находясь на участке суши с изображением любого сокровища. Но это возможно лишь при условии, что хотя бы один участок суши с пиктограммой сокровища, которое вы забираете, все еще остается в игре (т.е. хотя бы один участок не ушел в пучину)
- Картограф. Лимит карт в руке - 6 вместо 5.
- Криптолог. Перед тем, как взять карты из стопки сокровищ, может просмотреть три верхних карты и выбрать две из них. Третья карта кладется наверх стопки.
- Землепроходец. Один раз во время своего хода может переместиться между двумя участками суши, на которых нарисованы ворота.
- Осушитель. Один раз во время своего хода может осушить любой участок суши, сбросив одну из карт сокровищ.
- Экспериментатор. Может двигаться и сушить участки по диагонали
- Стратег. При передаче карты сокровища другому игроку, может забрать у получателя любую другую карту сокровища, т.е. произвести обмен картами сокровищ.
- Везунчик. Может брать карты сокровищ не только из стопки карт сокровищ, но и из сброса карт сокровищ на выбор.
- Океанолог. Вытягивает на 2 карты затопления меньше, чем число на водомере. Не стоит действия
- Герой. Возможность используется один раз за игру. Когда один из игроков вытягивает карту «вода прибывает», может разрешить не возвращать сброшенные карты затопление на верх стопки затопления
- Скаут. При перемещении может брать с собой еще одного игрока, если тот стоит со Скаутом на одной участке.
- Навигатор. Один раз во время своего хода может переместить другого игрока на соседний участок суши.
- Лодочник. Один раз во время своего хода может переместиться со своего участка через отсутствующие (погрузившиеся в пучину) участки острова либо по внешней стороне острова на другой участок острова, примыкающий к пустому пространству. В отличие от Аквалангиста не может перемещаться по затопленным участкам.
На этом, пожалуй, все. Приятной игры!