Плохой кот, или немного про самооценку.
Детская психологияЕще на втором курсе в университете мы проходили возрастную психологию, и мне очень запомнилось, когда преподаватели акцентировали наше внимание на том, что нельзя говорить плохо о ребенке в целом, всегда необходимо говорить о конкретном поступке, который он совершил (это касается и взрослых людей).
Если ребенок что-то «совершил» (обидел маму, дрался на улице, не делился игрушками) - нельзя говорить - ты плохой мальчик (или девочка), необходимо всегда говорить о его поступке.
Т.е. не ты плохой, а сейчас ты плохо поступил.
Всегда нужно разграничивать эти вещи. Всегда!!!
Только так ребенок приобретает необходимый опыт без урона своему существованию, если говорить ему - ты плохой - дело «труба»…
Автоматически падает самооценка, автоматически рушится уверенность ребенка в своих силах, в том, что он такой как он есть - любим, нужен и хорош.
Мало того, что он поступил так, как маме не нравится (и он по этому поводу переживает - это я могу говорить с абсолютной уверенностью! - дети всегда переживают, если у них какие-то сложности в отношениях с мамой, с близкими людьми), так еще и мама говорит о том, что он плохой - ребенок получает двойной удар по самооценке, ему плохо, а тут еще мама говорит о том, что он плохой.
И ребенок делает вывод - я плохой - и дальше эта мысль постепенно «подтачивает» его, сначала это незаметно, но если так говорить автоматически, не придавая этому большого значения, хотя бы время от времени - будьте уверены, многое из того, что могло бы произойти с Вашим ребенком хорошего в жизни не произойдет - ведь он плох, нехорош для этого.
Так вот, я это очень хорошо запомнила, и своему сыну всегда говорю о том, что мне не нравится в том или ином поступке, а не в нем самом (он хороший априори).
И недавно наш кот сходил в туалет не на свое место и я начала его ругать, с выражением, с интонацией я начала говорить ему, что он плохой кот. (И кажется мне, что он тоже все прекрасно понял).
А сын мне и говорит - "...мама, кот не плохой, кот хороший, он плохо поступил, что сходил не туда куда надо. Не говори ему, что он плохой..."
Я прямо таки «обомлела» - представляете, работает!
Ведь, что такое воспитание - сначала мы говорим что-то ребенку, потом он это говорит себе (у него формируется внутренний голос, который на протяжении жизни будет его внутренней опорой, помощником, или наоборот этот голос будет "вставлять ему палки в колеса", всячески останавливать, и человек сам себе будет запрещать жить так, как хочется - все это, к сожалению, последствия родительских слов, замечаний, претензий, о которых мы даже и не задумываемся, говоря мимоходом, не обращая на них внимания).
Точно так же работает забота о себе - сначала мы заботимся о ребенке, потом он учится заботиться о себе, потом он учится заботиться о других.
Если мы не умеем заботиться о себе, как мы можем научить этому ребенка?
Если мы не любим себя, как мы можем научить ребенка любить себя?
Если у нас проблемы с самооценкой, как мы можем сформировать адекватную самооценку ребенка?
Елена Первухина.