Ноябрьское подростковое - 1
подросткамВ этом месяце начиталось много подросткового. Хочется поделиться. Начну с двух книг, которые произвели наибольшее впечатление, где возникало желание с героями согласиться или поспорить, пожалеть или настучать по макушке)
Кристина Стрельникова. Письма к единорогу.
Арина - корявый, неудобный, довольно вредный подросток. Она умна и талантлива, много читает (причем довольно серьезную литературу), учится в художественной школе. У нее розово-фиолетовая чёлка, выбритые виски и затылок, яркий вызывающий макияж. Она считает себя умнее одноклассников, продвинутее учителей. И есть ощущение, что ей доставляет особое удовольствие "строить" маму, оговариваться и откровенно хамить. Причем в ее восприятии это называется "просто говорить правду". Не очень только понятно до поры до времени, почему мама на всё это ведётся. Например, идет в магазин поздно вечером, потому что дочке приспичило именно сейчас съесть что-то, чего нет дома. Пишет (напару с бабушкой) за нее доклады, потому что у дочки случилась депрессия. Чистит на постоянной основе клетку дочкиной крысы, которую та с возмущением у нее отбирает, не давая даже гладить, потому что это ее питомец - и нечего тут! Проглатывает постоянное "ты старая". И т.п. Причем на редкие протесты возражает в духе "а не надо было рожать".
Все свои глубокие мысли и описания событий Арина излагает в письмах воображаемому другу - единорогу, так что повествование ведется от первого лица. Вот, например, ее взгляд на то, какими должны и не должны быть учителя:
Понятно, что все претензии и требования у Арины адресованы всегда другим. Задумываться о том, что и самой надо учиться как-то по-другому выстраивать отношения, понимать и принимать точку зрения другого - об этом нет и речи. Махровый подростковый негативизм и максимализм.
Постепенно помимо желания выдрать мерзавку (а желание это у меня не прошло, простите, до конца книги) возникает худо-бедно понимание, почему она такая, и жалость к глубоко, оказывается, ранимому существу. Её растили и воспитывали в классе, где поощрялось любое творчество и инициатива - а потом она оказалась совершенно в других условиях, среди серой массы туповатых середнячков и (с ее точки зрения) некорректных, старых и вечно орущих учителей, которые не прогибаются под нее, как мама. Плюс развод родителей, о котором, вроде, и вскользь, но в то же время понятно, что именно вскользь - из-за глубокой психологической травмы. Она не может отстоять свою позицию, психует от несправедливости, царящей вокруг, хочет сделать что-то большое и хорошее - но наталкивается на стену. Опять же со своей точки зрения))
А вот дальше начинается полная фантастика. Видя состояние Арины, мама соглашается на ее просьбы бросить всё (квартиру, работу), сесть в поезд и уехать просто в другой город. И там - вау! - оказываются отличные учителя, вменяемые одноклассники. Там деточка расцветает, а в конце вообще находит себя, свою будущую профессию, применение своим талантам. И даже - о чудо! - начинает понемногу принимать других.
Винко Мёдерндорфер.
Главная героиня этой повести - тоже подросток, умный и талантливый. Нике 13. Она отлично учится, а кроме того, посещает кучу дополнительных занятий: фортепиано, йогу, фехтование, испанский... И всё успевает, и всё ей даётся! Только вот создается ощущение, что ей не очень хочется бывать в собственном большом и красивом доме, что вся эта суета, все эти кружки - способ проводить там как можно меньше времени. Почему она никогда не приглашает одноклассников в гости? Да и близки ли ей эти одноклассники, в подавляющем большинстве бестолковые и не желающие учиться (тогда как Ника обожает получать новые знания).
И сначала кажется, что это сама Ника - тот самый кит, из тех, кто выбрасывается на сушу, чтобы умереть на пляже, поскольку им не место в море, море - для рыб, а киты - совершенно другие. Но постепенно оказывается, что таких китов, не вписывающихся в традиционные схемы, гораздо больше вокруг: Алекс, который, вроде, согласен с отцом и готов продолжать его дело (автомойка), но в то же время понимает, что тогда не сможет стремиться к чему-то большему, потеряет какие-то возможности. Барбка, из-за конфликта в семье практически переставшая разговаривать, вместо этого посылая всем сообщения в соцсетях
И - главный кит этой истории. Младший брат Ники, Игорь. 10-летний мальчик с синдромом Дауна. Причина, по которой Ника никого не приглашает, бежит из дома, хватается всё за новые дополнительные занятия. Чтобы компенсировать родителям то, чего они недополучили из-за неполноценности сына, чтобы стать для них супер-ребенком, за себя и за того парня. Только рано или поздно тайное всегда становится явным. И нельзя такой груз наваливать на подростка.
И вот здесь мне хотелось встряхнуть этих родителей. Меня просто выбешивало порой их поведение. Ника как-то сказала глубоко их оскорбившие слова о том, что это они "сделали" Игоря - значит, они несут за него ответственность и не надо перекладывать ее на дочь. Она неправа? Синдром Дауна - серьезная патология, ее обнаруживают на ранних сроках беременности практически всегда, то есть у родителей практически всегда есть выбор, оставлять ли такого ребенка. Если они принимают решение оставить, значит, должны быть готовы к большим трудностям, причем на протяжении всей дальнейшей жизни. Что мы видим тут? Печальная мама бросила работу и сидит дома, однако еще и помощницу по хозяйству имеет. Игорь в раннем детстве находился в каком-то пансионе (то есть, говоря напрямую, они его сбагрили в место, где мальчику сформировали навыки самообслуживания (есть, одеваться, ходить на горшок), в то время, как вся в трагедии мама дома сидела и печалилась), потом его забрали, и теперь Ника должна (!) его любить, понимать и показывать всем, что всё нормально. И ее еще стыдят: как это она не сказала одноклассникам, что у нее такой брат? она что, его стесняется? Прикиньте, да! Просто вывернуло от описанного ею случая: Нике исполнялось 10 лет, пришли друзья, они веселились, а в разгар праздника папа приволок Игоря, который стал (естественно) выдавать неадекват, мама его забрала и заперла в комнате, откуда он орал и просился назад, после чего гости быстро рассосались, а после слов папы о том, как же вышло всё весело, у Ники случилась истерика. Понятно, что ребенок ни в чем не виноват, но родители что, идиоты совсем?
Автор ведет к тому, что надо всех понимать и принимать, что у каждого свои погремушки. Что им, не таким, как все, особенным, ещё тяжелее в мире обычных людей, чем обычным людям - с ними. И это действительно так, особенные дети не виноваты в своей особенности и непохожести...
Ника в конце концов перестает стесняться Игоря, даже приводит его в школу, и ее одноклассники принимают его тоже, ведь он милый и добрый ребенок. Пока ребенок. Это я уже от себя. Потому что неизвестно, куда он вырулит в подростковом возрасте, в период полового созревания, если сейчас уже бросается на всех представительниц противоположного пола с криками: "Ты моя любимая!"
Немножко сумбурный пост получился. Но так обычно и бывает, когда книги цепляют, не имеет значения, соглашаешься с автором или совсем наоборот.
А в конце хочется вставить стихотворение из книги Кристины Стрельниковой. У нее это эпиграф. А у нас будет эпилог))
Это так важно для любого подростка, чтобы его видели, понимали и верили в него.