Арсен Люпен - джентльмен-грабитель
отзывыМой предыдущий пост был связан с погружением в тему, вызванным чтением именно этой книги.
Хорошо иллюстрированные приключенческие книги с динамичным сюжетом - это самый беспроигрышный для привлечения к чтению вариант, да еще если он окутан ореолом давней известности, когда имя героя даже становится нарицательным, а также имевшей место былой "запрещенности".
Это имя было известно с детства из-за упоминания его в воспоминаниях о своем детском чтении писателей старшего советского поколения, еще до революции закончившем гимназии и училища. Как и известна была характеристика героя - джентльмен-грабитель. Она настолько была на слуху, что даже оксюмороном не воспринималась, как и "благородный разбойник".
Рокамболей мы, конечно, не читали и про них не слыхивали, даже Робин Гуда надо было еще ухитриться найти, достать, чтоб прочитать, но по крайней мере, знали что такие герои имеются. Самым доступным "по теме" был хрестоматийный "Дубровский". Которого не просто читали, но обязаны были разобрать на уроках "по косточкам", что практически напрочь убивало романтический разбойничий флёр. А уж за ним, уводя читателей с разбойничьей тропы на детективно-сыщицкие дороги, заполнял эту нишу, занимая ее всю практически единолично Шерлок Холмс. Где-то в уголке лепились немногочисленные доступные нам другие детективные истории про сотрудников уголовного розыска и деревенских участковых. Следующему поколению повезло больше - они получили детскую серию "Черный котенок", тогда как у родителей появилась возможность скупать Агату Кристи, Жоржа Сименона, Дика Френсиса и Себастьяна Жапризо. И имя Арсена Люпена стало забываться, хотя все еще всплывало иногда, и для взрослых рассказы даже переиздавались.
А теперь передо мной отличное издание для детей - большая красивая иллюстрированная книга.
И в ней девять самых первых рассказов Мориса Леблана об Арсене Люпене, написанных в 1905 году. В это время уже второй десяток лет среди массы детективных сюжетов царствовал Конан-Дойл со своим Шерлоком Холмсом, которого, кстати, издатели сначала не хотели печатать - таким мощным был поток подобной литературы, а всего через пять лет уже не позволили автору своего героя похоронить - ну кто же режет курицу, несущую золотые яйца?
Арсену Люпену удалось составить конкуренцию знаменитому, всеми любимому сыщику, возможно еще и потому, что он находился по другую сторону закона. Согласитесь, интрига неплоха ) Да плюс джентльменский романтический ореол успешного блестящего ловкача.
Я прочитала быстро и неожиданно совершенно без ожидаемого внутреннего сопротивления. Как по мне, для детей очень и очень неплохой вариант. Для взрослых, конечно, простовато и наивно, все всегда очень удачно складывается и вовремя случается. Рассказы небольшие, интрига раскрывается достаточно быстро, хотя в паре строк, как, например, в "Ожерелье королевы" может быть обозначено, что "прошло несколько лет". Но для нас-то вся история длиною в полжизни умещается всего лишь в несколько страниц.
Все новеллы читаются легко и быстро. Начальные хронологически связаны и читать их нужно по порядку. Хотя к концу выборочно вполне можно читать отдельными рассказиками.
Я считаю, что для начинающего читателя - это очень хороший вариант. Особенно по сравнению со "слабаками", драконами и другими современными сериями. Гладкий литературный язык без вычурности и сложности хорошо дополняет грубоватую простоту современного тинейджерского чтива, составляя ему достойный противовес. И по сравнению с классикой куда интересней и заманчивей. А по сравнению с пресловутой "пинкертоновщиной" уж куда более достойно! Хоть и видит искушенный читатель и определенную клишированность, и некоторую "картонность" персонажей, но по сравнению с топорно штампованным Пинкертоном он выигрывает на несколько порядков.
В целом - вполне достойное "разгонное" чтение для расширения литературного горизонта на самых ранних этапах читательского пути. Лучше всего читать после первых наивных котиков и собачек, расследующих кражи зарытых косточек. До Шерлока Холмса. Тут переход на взрослых героев, что придает читателю взрослости и самоуважения в собственных глазах, исторический фон начала 20 века, когда родовые замки еще сохраняли кое-какой средневековый антураж, что вспомнится при чтении Дюма и Вальтера Скотта, если читатель до них дорастет, не кинувшись на полдороге в полымя ракетно-ядерного фантастического постапокалиптического чтива.
И познакомиться в этом возрасте с джентльменским набором этических норм вкупе с галантной обходительностью тоже очень полезно, даже если они принадлежат вору. И как раз после этого чтения, если вас смущает "противозаконный" герой, эстафету можно передать сэру Артуру Конан-Дойлю, который вместе со своими героями быстренько вправит мозги любому, указав верную дорогу и нравственные ориентиры. Доктор Ватсон, несмотря на некоторое занудство, с этим очень хорошо справляется. Как раз в последней новелле этого издания Леблан сводит своего героя со знаменитым сыщиком. Правда, имя ему пришлось заменить, но кого может запутать Эрлок Сломс?
Книга большая, подарочная. Я люблю такие иллюстрированные издания. Иллюстрации довольно "взрослые", реалистичные, но слегка шаржированные, очень подходят стилю повествования, в котором за строчками тоже чувствуется ироническая усмешка. Единственное, чего я не поняла совершенно - зачем в книгу вставлено несколько разворотов с черным фоном и белым шрифтом. Книгу я сначала читала в электронном варианте и, привыкнув к белой воздушности страниц и приятной пастельной гамме рисунков, встреча в бумажном варианте с таким дизайнерским приемом меня озадачила. Что сия фишка должна символизировать, кроме затруднений для читателя, я так и не поняла.
Резюмируя прочитанное и передуманное по этому поводу, тревог педагогов столетней давности я не разделяю. Галантный грабитель мне не менее симпатичен, чем современные герои детских книг. Я бы книгу дарила, перевязав атласной ленточкой, не забывая обмолвиться невзначай, что многие годы учителя запрещали ее читать )