Денис Сорокотягин - и Бэнкси!
мероприятияВсё это случилось неожиданно. Встреча с неизвестным писателем, знакомство с книгой, о которой слыхом не слыхивала. И ведь, выражаясь словами героев, норм зашло ))))
Предисловие. Пишет мне позавчера Оля Пирогова: "Иди на встречу с писателем и слушай про книжку! Задание тебе!" И афишку посылает:
Писателя не знаю, книжку не знаю. Но так уже соскучилась по литературным встречам! Да и чего для хорошего человека не сделаешь) Пошла...
И после встречи почувствовала уже порядком подзабытое ощущение зудения в руках и наполненности в организме, когда хочется срочно написать и поделиться своими впечатлениями и эмоциями, иначе просто лопнешь, прямо как воздушный шарик с обложки...
Итак, Денис Сорокотягин - совсем молодой писатель, и "
Сам он родом из Екатеринбурга. Сейчас живет в Москве, но продолжает ощущать себя екатеринбуржцем.
"Как люди докатываются до такой жизни, что становятся писателями?"- задает он риторический вопрос. И тут же начинает рассказывать)) Всё своё детство и даже, пожалуй, юность, аж до 18 лет, Денис занимался музыкой. Серьезно, много, истово. По его выражению, "сидел за фортепиано до потной попы". И ничего, как оказалось, больше не умел, как только сидеть за инструментом. Мира не видел, жизни не знал. А потом раз - и уехал в Москву, да не просто уехал, он стал артистом, выучился на режиссера, работал с детьми (надо ж было понять, о чём они там думают!)) И тут случилась пандемия, мир сузился до маршрута "дом - "Пятерочка" - дом". И Денис стал изучать этот сузившийся мир. В глаза ему постоянно бросалась надпись "Туся" на какой-то стене. Потом - другая надпись: "Луи - идиот". Так он нашел героев своей будущей повести, Наташу-Тусю и ЛУжникова Ивана (ЛУ-И).
Повесть получилась совсем небольшая, но она реально заходит. В мысли, в душу. Это повесть о взрослении, о поиске себя, о возможности и смелости выразить себя. А начинается-то всё очень банально: папа отправляет Ваню закрасить граффити, которое кто-то оставил на их старом гараже. Граффити гласит: "Туся". Ваня закрашивает, но на следующий день оно появляется снова, причем буквы гораздо больше. Ваня делает фото и выкладывает в инстагарм. И вступает таким образом в виртуальный контакт с Тусей и ее другом Никитой, Кульком, не подозревая еще, как глубоко в мир этих ребят он нырнет, что всего за несколько дней научится любить и до одури, до истерики ненавидеть, принимать сложные и порой срочные решения, брать на себя ответственность. А кроме того, с головой окунется в неформальную атмосферу граффити. Повествование ведется от первого лица, от лица почти 14-летнего Ивана. Его короткие отрывистые фразы, простые, живые очень напоминают по стилю тексты Нины Дашевской. Кстати, оказалось, что Нина - любимый подростковый писатель Дениса, ей он отправлял свою повесть, и она давала ему советы по сюжету. И аннотацию к книге написала тоже она:
А ряд глав дается от лица Туси. Тут всё гораздо сложнее и вообще ни на что не похоже. Потому что это письма, фразы в которых расположены как строки белого стиха. Письма тому самому Бэнкси, который, согласно названию книги, во всём виноват. Перед ним она буквально выворачивает свою душу, рассказывая о прошлом и настоящем, копаясь в себе, прося совета и помощи, психуя и обвиняя, транслируя свои мечты. Кто такой этот Бэнкси? Это некий художник английского стрит-арта. Его работы известны, а вот сам он - увы. Это непонятно кто, неизвестно, как он выглядит, однако его, по сути, анонимные художественные высказывания, адресованные всем людям, удивительно мощные, не теряют своей актуальности.
Туся осуществила свою мечту (не скажу, какую). Она вышла из этой истории повзрослевшей, отпустившей детство и желание кого-то обвинить в своих неудачах. Реальной Наташе уже не требуется прятаться за ширмой Туси. Вообще, эта героиня мне представлялась гораздо старше своего реального возраста, не до конца я поверила данному образу.
Автор обращает внимание на то, что в книге много подросткового сленга. Даже один подросток ему попенял на слово "норм", которое, по его мнению, его ровесники совсем даже не употребляют, во всяком случае, в таком количестве. Ну не знаю, что там за подросток, моя дочь и ее друзья пользуются этим словом очень активно. И мне при чтении было вполне себе норм)
Денис говорит, что в детстве он ненавидел лето, потому что ему всегда было интересно в школе. И очень любил начало учебного года, когда встречал своих одноклассников, которые подросли, изменились. "Мы всегда входим в лето одними, а выходим другими", - считает он. Вот и герои этой повести вышли совсем другими из своего лета. Некоторые подростки, прочитавшие повесть, писали Денису, что купили, как главные герои, баллончик, маркер и "пошли совершать акт вандализма". Конечно, ни к чему подобному автор их не призывал. Но вот этому позыву что-то совершить самостоятельно, не побояться сказать то, что думаешь, но особым языком уличного искусства, очень рад. "Книги умнее и смелее нас, - считает Денис. - Мы пишем, чтобы и самим стать немного смелее..."
Вы спросите, откуда я знаю содержание книги, о которой до 16.00. сегодняшнего дня ни сном ни духом. А это уже продолжение истории. После завершения встречи все пошли разбредаться, а я пошла прямиком к Денису Сорокотягину и стала, как бы это поприличнее выразиться, выносить ему мозг. И когда его мозг взбунтовался, он решил подарить мне книгу со своим автографом)))
Вот что удалось выяснить уже в приватной беседе. Денис активно продолжает писать. Еще одна его повесть отправлена на Книгуру, и если она пройдет в короткий список, скоро ее можно будет прочитать на сайте. Но в любом случае, уже есть издатель, который заинтересовался текстом и книгу напечатает. Если на предыдущую работу Дениса вдохновила Нина Дашевская, то на эту - Мария Ботева. И ... голова Родины-матери. Кстати, автор утверждает, что написал ее всего за 5 дней!
Я всегда и всем авторам задаю вопрос о том, творчество кого из коллег им особенно нравится. На первом месте у Дениса, как я уже говорила, Нина Дашевская. Вот тут мы с ним совпали)) Также очень ему близки Мария Ботева, Анастасия Строкина, Евгения Некрасова, Дмитрий Сиротин (хотя и согласился, что он слишком депрессивен, но, видимо, и это кому-нибудь нужно)). Очень хвалит серию "Рассказы Волчка" (и снова совпадение! я не раз признавалась в любви к этой серии) и новую серию Нигмы в мягких обложках, в которой вышла книга "Азот и Селедочкина" (не за мягкие обложки, конечно, а за содержание).
Молодой, красивый, энергичный, перспективный, совершенно новенький автор. Хороший рассказчик, просто увлеченный своим делом человек. И пусть его первая книга не лишена шероховатостей и в ней, конечно, есть, к чему придраться, но придираться не хочется, а шероховатости можно и не заметить). Он пишет сам - и призывает в ряды писателей других: "Нельзя, конечно, плодить графоманов. Но если хочется писать..." И я себе уже поставила зарубочку: книги