19 октября. Над вымыслом слезами обольюсь
История детям.И снова на календаре девятнадцатое.
Снова шуршат золотые и багряные листья.
И снова мы празднуем День Лицея!
Говорить сегодня надо о Пушкине, а я вот не о нем. Я о его одноклассниках, вернее - об одном из них. И об отношении к истории и литературе в широких "культурных" просвещенческих кругах.
Я сегодня хочу поговорить об ответственности, о недобросовестности.
Говорить о ложной информации, которой забит весь интернет, это уже просто общее место, данность. И все же определенная часть ее меня возмущает до глубины души. Эта та часть, которая содержится в профессионально создаваемом контенте. Да и некоторым любителям, позиционирующим свои блоги, как просвещенческие проекты, порой хочется основательно и жестоко постучать по голове.
Во время болезни ничего толком не могла делать и решила просвещаться - мой список непросмотренных фильмов и сериалов - это непаханая целина. Но оказалось, что смотреть я почти ничего не могу - то слишком заумно, жестко, сурово, непонятно, чуждо, критично, язвительно, непримиримо и далее по списку. Мне же хотелось чего-то длинного, но легкого, благодушного, не тупого, но и не зауми, с приятными и понятными героями, хорошими диалогами, юмором и про привычные обыденные вещи. Вырулила на сериал "Между нами, девочками" - оказалось, что легкая мелодрамка отвечает практически всем моим критериям. Все его, наверное, уже давно посмотрели, а я только недавно погрузилась в житейские проблемы жительниц маленького городка Тетюшева.
Ну так вот романтическая линия обольщения героини Меньшовой ее шефом включала в себя и "интеллектуальную" составляющую. Я такое очень люблю, когда развлекательный контент содержит в себе то, что тебе забыли или не удосужились дать в школе. А в таких условиях, между делом и удовольствием, ты получаешь крупинки знаний, приобщаешься к тому самому культурному коду и усваиваешь его.
В ресторане за "деловым" ужином герой цитирует стихи - отлично, очень уместно, романтично и очень положительно характеризует его не как прожженого циника-делягу-бизнесмена, а как интеллигентного человека, интеллектуала, любителя квизов, "Своей игры" и "Что? Где? Когда?"
Героиня опознает Цветаеву, хотя это ни разу не Цветаева, а современная поэтесса. Тут можно поговорить о проблеме авторского права... А то мало ли, может лет через 10-20 эти стихи в Цветаевский сборник включат, как недавно найденные и опознанные. Доказывай потом, что это твои...
Но зачем? Зачем сценаристы вводят людей в заблуждение?
Хотите привлечь внимание к Цветаевой? Найдите ее стихи. К современной поэзии? Назовите автора, встроив это упоминание имени в диалог героев. По-моему, все гораздо проще. Нашли в сети первое попавшееся подходящее по содержанию стихотворение и назвали известную фамилию. О какой-то ответственности речь не идет. Типа так сойдет, "схавают", умников нема. На месте автора стихов я бы подала в суд, чтоб другим неповадно было. Чтоб проверяли информацию.
Но я же обещала про лицей, про одноклассников Пушкина...
Герой сериала укрепляет свои позиции и приглашает даму на прогулку по этому маленькому провинциальному городу где-то посреди России с целью знакомства с его достопримечательностями. И в краеведческом музее снова поражает не только героиню, но и местного экскурсовода, блистая своей эрудицией.
Бог с ним, с придуманным декабристом, в конце концов, к следствию была тогда привлечена огромная масса людей, в шесть раз превышающая количество осужденных по его итогу. А в биографическом справочнике даже имеется декабрист с похожей фамилией - Горский, и тоже оказавшийся на площади случайно. Он тоже был осужден и отправлен в ссылку, правда, лет ему тогда было 59.
Но опять же, не это - объект моих придирок, я понимаю и не осуждаю введение в сюжет вымышленного персонажа, жителя вымышленного города.
И у Паустовского есть "Северная повесть", и у Крапивина в "Бронзовом мальчике" есть вымышленный местный декабрист. Но авторы относятся к истории очень аккуратно.
Здесь же Левандовский вдохновенно рассказывает об Аполлоне Гарском, глядя на портрет известной в отечественной истории личности - Владимира Вольховского. И, хоть убейте меня на этом месте, я никогда не поверю, чтобы человек, знающий "второстепенных" декабристов "второго эшелона", не узнал изображенного на портрете однокашника Пушкина, первого ученика Лицея, выпущенного с большой золотой медалью (малую медаль получил Горчаков), который упоминается в стихах поэта, написанных к очередной встрече лицеистов 19 октября:
«Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.»
Он, единственный из всех принятых и зачисленных в 1811 году в Лицей, поступил не по протекции, а благодаря своим отличным знаниям и способностям. Он был переведен из Московского университетского пансиона как лучший его ученик.
Вольховский и изображен на портрете в лицейском мундире!
В Лицее получил прозвище «Sapientia» (мудрость) за то, что, как вспоминал
И. В. Малиновский, будущий его родственник, «нередко двумя, тремя словами он останавливал тех из запальчивых своих одноклассников, на которых иногда ни страх, ни убеждения не действовали». Второе прозвище - «Суворочка» он получил потому, что при внешней хрупкости и небольшом росте обладал сильным характером и несгибаемой волей, вёл спартанский образ жизни, напоминая этим Суворова. Жил в комнате № 11, окно которой выходило на Большой (Екатерининский) дворец.
Он, кстати, тоже известен еще и причастностью к декабристским кругам - членом ранних преддекабристских организаций, Вольховский стал еще будучи лицеистом (Оля, привет "удалым гусарам"!). Участвовал в совещаниях у Пущина. Во время следствия, по отзыву начальника Главного штаба И.И.Дибича, а Вольховский тогда был офицером Главного штаба, это "оставлено без внимания". Он женился на дочери первого директора Лицея и сестре своего одноклассника Ивана Малиновского Марии. С 1830 года Вольховские воспитывали племянника Евгения - сына декабриста Андрея Розена, которого его матери (родной сестре Марии Анне Розен), последовавшей за мужем в Сибирь, было запрещено взять с собой.
Участник турецкой и персидской кампаний. С 1831 года он уже в звании генерал-майора.
У меня вопрос к создателям фильма: зачем? Зачем так делать? Ради приятного одухотворенного лица на портрете? Слушайте, да полно портретов той эпохи, под которыми набрано мелким шрифтом: "Портрет неизвестного офицера" или "Портрет молодого человека"! При этом полно неизвестных художников, кисти которых портреты принадлежат! Берите любой, вешайте на стену и придумывайте любую биографию! Но зачем врать про известных людей, вводя в заблуждение зрителей???
Я думаю, что Владимир Дмитриевич Вольховский заслужил пусть мимолетного, но правдивого упоминания о себе, о фактах своей биографии в кино и в литературе.
А для вымышленного "фона", по-моему, никогда не стоит выбирать реальных людей.
Кстати, прозвучавшие стихотворные строки придуманного "Гарского" тоже кому-то принадлежат. Очень интересно - кому? На неЦветаеву я вышла именно благодаря им, захотелось поближе познакомиться.
Ну скажите мне, что я опять "загоняюсь". Но не потому ли стали возможны "удалые гусары" в учебниках литературы, что вот такое отношение царит повсеместно...
Здесь только один "удалой гусар" справа (Чаадаев) иллюстрирует дурацкую фразу из учебника, но второй - курносый с седой прядью и эполетами с бахромой (Давыдов) чудо как хорош! Сфотографировала и его тоже.
Жду вашей реакции в комментариях.