А - Первое знакомство с книгой - я
для самых маленькихКак познакомить ребёнка с детскими книгами?
Как сделать так, чтобы он с вами разглядывал книжки, слушал ваше чтение вслух?
Просто
- в три месяца показывать картинки в книжке (1 страница - 1 картинка),
Например, "Курочка-рябушечка", в 3 мес. показывать и трогать, с 6 мес до полутора лет - обводить по контуру и не просто читать, но и несколько раз повторить звукоподражание животным - так у ребёнка пополняется пассивный словарь. Когда малышу год - полтора, читаете такие книги по-другому: прочитать строчку, например, "Уточка-сизокрылочка, вдоль берега плыви" и подождать, а, может, и спросить, как уточка говорит и потом подождать, как ребёнок ответит. Есть книги попроще, если опасаетесь,что ребёнок не поймёт богатого языка потешек, например, "Гав-гав, мяу!"
Лучше них "Хрю" ISBN: 978-5-389-06435-5, она вообще лучшая из серии книг Мэтью ван Флинта, но придётся рассказывать своими словами. А с какой книжкой можно избежать пересказа в таком возрасте? Эта книжечка тоже показывает сельскохозяйственных животных, тоже направлена на развитие звукоподражания, но ещё и с различными по фактуре вставками. Из-за этого минус у книжки - она менее устойчива к детскому натиску именно из-за вставок.) Выбирайте!
- в шесть месяцев читать книжку с крохотным сюжетом,
(Очень подходит любимое многими издателями стихотворение "Где обедал, воробей?" ISBN: 978-5-9287-2568-6 .
Можно придумывать короткие сказки по книгам серии "Научимся: играем и читаем", издана она так, что можно давать детям в руки)
- в 8 месяцев, когда ребёнок уже устойчиво сидит, можно дать ему картонную книжку-раскладушку,
разворачивать и складывать раскладушку ему легче, чем перелистывать страницы.
(Например, из серии "Книжки-раскладушки" издательства "Нигма". Моя любимая, конечно, "У Лукоморья" ISBN: 978-5-433-50152-2. Отдавать такие бешеные деньги, какие просят на Алибе, не стоит. Не может быть, чтобы "Нигма" не переиздала её при таком успехе в продажах.)
- с 9 месяцев до года-полутора лет самая интересная книга для малыша - фотоальбом с его фотографиями и подписями
(Оформлять фотоальбом будете сами, так что просто будет просто подавать материал самым удобным для такого малыша способом - одно фото/ 1 картинка на 1 страницу),
- в 10 месяцев ребёнок уже использует знакомые предметы привычным ему образом, в частности,
уже может перелистывать страницы в книге.
Книгу лучше давать картонную, с закруглёнными уголками - и глаз не выткнет и не порежется краем тонкой страницы.
- в год существенно возрастает способность ребёнка сконцентрироваться,
можно по 10 минут прочитать ему простую сказку, пара строк на страницу с картинкой.
(Многим не нравится поздний Бордюг, слишком пёстрый, но эта книжка ISBN: 978-5-17-055035-7 мне нравится, детям удобно её рассматривать и перелистывать.
Ещё удобнее серия "Сказки-закладки" издательства "Лабиринт". Для годовалого и до 3-3,5 лет подойдут именно такие издания, в которых каждая сказка живёт в своём домике-книжке, они не засунуты толпой в сборник - книжную общагу. Например, "Репка", "Курочка Ряба", "Колобок", "Заюшкина избушка". Знакомство с другими книгами серии можно и отложить, выбрав для ребёнка постарше более экономный вариант. "Теремок" так точно можно прочитать чуть позже, ведь "Заюшкина избушка" уже даст понять, что бывает, когда в дом пускаешь кого не следует))) И научит, что противостоять вторжению захватчика можно только всем вместе - множество смыслов легко усваивается из таких вроде бы простых сказок!
Может, я чересчур драматизирую, но предпочитаю, чтобы ГГ отстоял родной дом, найдя себе помощников, как в "Заюшкиной избушке", чем бросить свой терёмок, столкнувшись с силой, которую невозможно победить. В общем, я бы не торопилась знакомить ребёнка с поговоркой "Плетью обуха не перешибёшь" и прививать ему выученную беспомощность.. Молитва: "Дай мне силы исправить то, что я могу исправить. Дай мне смирение принять то, что я не могу исправить. Дай мне мудрость отличить одно от другого" - это для более-менее взрослых людей, дети не обладают врождённой мудростью, всякая сказка на свой возраст.
В этом же возрасте ребёнок учится, как собирать простейшие пазлы, можно использовать книжки, где на 1 картонную страницу приходится 1 вынимаемый нарисованный персонаж.
Всё это время давать ребёнку книги в руки, разрешать их грызть, обводить его пальчиком контуры рисунка, его рельефные части и фактурные вставки, обводить край страницы, если это картонная книга с фигурной вырубкой.
(Например, "Наша Маша маленька" лучше начинать читать с года - содержание можно проговаривать с рождения, но в детские руки книжку не отдашь: странички тонкие, ребёнок может порезаться их краем.
К НГ можно подарить "У новогодней ёлки. Дед Мороз" ISBN: 978-5-9287-2713-0, "У новогодней ёлки. Снегурочка" ISBN: 978-5-9287-2714-7 - крепкий картон, на обложке рельефные части. (До 2-3 лет придётся выбирать по паре строк с каждой страницы, полностью стихотворение вряд ли будет интересно ребёнку.)
Все эти способы знакомства с книгой хорошо бы дополнить чтением стихов наизусть - это разные пути узнавания хорошей литературы.
С рождения человек очень чувствителен к ритму, не зря у всех народов существуют колыбельные, пестушки и др. чисто детские стихи.
Они помогают ребёнку привыкнуть к ритмичному слову, так развивается любовь к поэзии.
(Например, симпатичные мне издания -
"Баюшки-баю" ISBN: 978-5-9287-2687-4
"Баю-баюшки-баю" ISBN: 978-5-485-00539-9
серия "Потешки в стерео-картинках" - можно вслух рассказывать потешки по ней, можно смотреть картинки, хотя многие не советуют показывать малышам иллюстрации, где звери "очеловечены", так что выбирайте сами. Если нужны реалистичные изображения, посмотрите серию "Первые книги малыша", но у этих книг есть общий для всех книг с реалистичными рисунками/фотографиями минус - на одной странице довольно много изображений и они не на белом фоне. Всё-таки издатели стараются понравиться не малышам, а платежеспособным покупателям, т.е. родителям.)
Все перечисленные этапы знакомства с книгой - это ступеньки к тому, чтобы узнать и полюбить книгу, сделать процесс чтения уютным, привычным, приятным.
Можно ничего этого не делать и надеяться, что ребёнок полюбит чтение сам, как Ломоносов.
Но давайте спросим себя, сколько таких Ломоносовых вышло с русского Севера и даже всей России?
PS Я написала эти заметки в своём дневнике давно и мне казалось, что я выкладывала их и здесь. Вопрос про первое чтение задают часто, я пыталась найти, где в сообществе эта моя запись, и не нашла. Похоже, только хотела выложить, но так и не выложила. Выполняю то своё давнее желание.