Классические чтения.Пост-обсуждение. 3 апреля- Михаил Юрьевич Лермонтов "Маскарад"
Доброе утро! Мои дорогие книжные единомышленники и оппоненты) Среда, а значит подошло время очередных книжных обсуждений незабвенной нашей классики! На календаре 3 апреля!
"Маскарад" прочитан! Закрыта последняя страница! Какие чувства остались?
Но давайте, сначала немного поговорим об истории создания произведения и интересных фактах!
И так!
"Маскарад" был написан Михаилом Юрьевичем в 1834 году! Однако Лермонтов окончил юнкерскую школу и вышел в полк в декабре 1834 года и только с этого времени получил возможность наблюдать жизнь петербургской аристократии, в частности, бывать на балах в доме богача Энгельгардта, изображенных во второй сцене «Маскарада». С другой стороны, известно, что 8 ноября 1835 года цензор уже возвратил Лермонтову рукопись драмы «для нужных перемен». Следовательно, окончена она была никак не позднее сентября 1835 года. Поэтому надо считать, что писалась драма в 1835 году. Но возможно, что замысел ее относится к более раннему времени.
Фамилию Арбенина Лермонтов перенес в «Маскарад» из юношеской драмы «Странный человек». Эта же фамилия повторяется в прозаическом наброске «Я хочу рассказать вам...». Фамилии двух других действующих лиц Лермонтов заимствовал из повести А. Марлинского «Испытание» (1830), в которой фигурируют графиня Звездич и ротмистр фон Штраль. Однако у Марлинского Лермонтов заимствовал только фамилии. В основу же драмы, возможно, положил действительное происшествие. Указание на это находится в отзыве цензора. Очевидно, Лермонтов изобразил действительный случай или случай настолько жизненный, что цензор «узнал» его.
Находясь в Тарханах, Лермонтов продолжал беспокоиться о судьбе «Маскарада». «Я опасаюсь, - писал он Раевскому 16 января 1836 года, - что моего «Арбенина» снова не пропустили, и этой мысли подало повод твое молчание». Действительно, в январе 1836 года драма Лермонтова была снова отклонена. Во вторичном своем докладе Ольдекоп указывал, что «автор не подумал вовремя воспользоваться» указаниями, сделанными ему цензурой. «В новом издании, - писал он, - мы находим те же неприличные нападки на костюмированные балы в доме Энгельгардтов (ст. 16 - 46), те же дерзости против знатных дам высшего общества (18). Автор захотел прибавить другой конец, не тот, который был ему назначен [т. е. не воспользовался советом примирить Арбенина с Ниной]. ...Драматические ужасы прекратились во Франции, - с негодованием заключал цензор, - нужно ли вводить их у нас, нужно ли вводить их отраву в семьях? Дамские моды, употребляемые в Париже, переняты у нас; это невинно, но перенимать драматические уродства, от которых отвернулся даже Париж, это более чем ужасно, это не имеет имени».
Возвратившись в Петербург, Лермонтов приступил к работе над третьей редакцией «Маскарада». Настойчивое стремление видеть свою драму на сцене побудило его на этот раз учесть требования цензуры. Поэт коренным образом переработал сюжет, действительное отравление Нины превратил в мнимое, сумасшествие Арбенина заменил отъездом его в деревню, ввел в пьесу новое лицо - олицетворение добродетели, - Оленьку. Перерабатывая драму, Лермонтов старался сохранить хотя бы характер Арбенина. Устранив из пьесы почти все, что разоблачало маскарад великосветской жизни, Лермонтов вынужден был переменить и название. Новую пятиактную драму он озаглавил «Арбенин». Все эти перемены, разрушившие первоначальный замысел, были закончены Лермонтовым 28 октября 1836 года. Однако поставить драму III Отделение не разрешило даже и в этой редакции.
Следует отметить, что Лермонтов и в тексте и в заглавии писал не «Маскарад», а «Маскерад».
(информация с сайта rushist.сом По материалам работ Ираклия Андроникова.)
А вы, мои дорогие читатели, смогли простить Лермонтову смерть Нины? Могло ли быть иначе? Какие чувства преследовали вас после прочтения? Ненависть к Арбенину? Пренебрежение? Или же вы расценили это как фарс, который привел к смертельной трагедии? Глупая ситуация положений? Ревнивец, глупец? Сумашедший? Одержимый своими мыслями? Роль второстепенных персонажей между судьбами Арбенина и Нины!
Неужели, русский трагизм того времени неизлечим? Обязательно драма? Обязательно смерть?
Жду Вас в комментариях!
Пришло время рассказать и открыть свое отношение!
P.S. Мы взаимно уважаем друг друга. Мнение каждого ценно. Мы не навязываем свою точку зрения окружающим, не устраиваем словесные, бранные перепалки в комментариях. Мы обсуждаем книгу и высказываем свое мнение о ней! Спасибо Всем за понимание.