Опять о букварях
Обучение чтениюВсем премудростям науки детей учили в школе.
Программа была составлена так, что любой среднестатистический, не умеющий читать и считать, семилетний ребенок самостоятельно, без помощи взрослых, мог ее освоить.
В те времена все в стране делалось по принципу - дешево, быстро и надежно. От штыковой лопаты до танка Т-34. Комфортом и дизайном пренебрегали в угоду вышеперечисленным критериям. Система обучения не была исключением и отвечала тем же требованиям, обеспечивая приемлемое качество. Достаточно быстро и надежно детей обучали главным навыкам - чтения, счета и письма. Странным образом оказывалось, что без всяких специальных занятий логикой и ментальной арифметикой, дети очень неплохо соображали и считали в уме - особенно сдачу в магазине, если с нее разрешалось купить мороженое. С чтением вывесок, заголовков газет, журналов и названий фильмов на афишах кинотеатра тоже проблем не возникало. И каллиграфическим почерком писало гораздо большее количество учеников.
Учебники были составлены по тому же самому принципу, благодаря чему нечитающий ребенок, открывая букварь на заданной странице в классе и дома, к концу второй четверти умел читать. Сейчас мне рассказывают о повальном неумении - читают только те, кого научили дома. Сплошь и рядом за год обучения в нулевом классе дети так и не начинают читать, если их не долбят родители. За год!!!
Подчеркну, я говорю сейчас не о воспитании культуры чтения, не о любви к чтению художественной литературы, прививаемой в семье, а именно о навыке чтения, о технике чтения, о системе обучения чтению. То есть о навыке считывания и озвучивания графических символов звуков и понимания прочитанного и озвученного.
Итак, этапы:
Звуки, их различение, выделение звука в начале, конце, середине слова
(на мягкость и твердость пристального внимания не обращали)
Деление слова на слоги.
На это хватало нескольких уроков первой недели обучения. В букварях это 1-2 разворота после первых страниц с картинками а ля "это ты, а это я, а это Родина моя"
По опыту - разворот проходили за урок.
Старый синий букварь:
Азбука, по которой учились шестилетки:
Букварь 80-х, со школьниками на обложке. Тут уже несколько разворотов, и начинают морочить голову детям схемами слова, твердыми-мягкими согласными.
Далее - буквы, которые делились на гласные и согласные. Всё. До начала 80-х не было
никаких твердых, мягких, звонких, глухих, прочих йотированных и еще каких-нибудь. Все это училось в каких-то там следующих классах.
Буквы, обозначающие звуки, сливались в слоги. Слоги в слова. Ничего нового.
Листаем букварь. Обращаем внимание на номера страниц.
Слияние звуков. Первые слоги. Сначала обратные - АМ, УМ, их ведь никто не будет читать как АМэ, УМэ. Запомнить задолбить звучание, когда весь класс хором и по очереди читает АМ, УМ. И с ними МА, МУ.
Заметили? Слова в предложениях коротеньких текстов уже не разбиваются на слоги и выглядят обычно. Ниже классическая страница, иллюстрирующая последовательность и постепенность. Слоги, слова, предложения.
Теперь азбука для шестилеток.
Пропущен математический разворот.
Вот она - та самая база! Слоги, столбики слов, разбитых на слоги - для тренировки, для разогрева. И предложения - пусть примитивно короткие, но со словами напечатанными слитно. И это уже чтение. На 14 странице! Потренировались - прочли. И так дальше построен весь учебник.
Вот они - всем запомнившиеся пресловутые мама с рамой.
Дети знают всего несколько букв, но они читают! И читают нормальный текст!!!И это самое главное, на что хотелось бы обратить внимание родителей при обучении.
Более поздний букварь:
Слева в красно-синей табличке видно сколько букв дети уже выучили, чтобы справиться с текстом на 27 странице.
Из этих трех книг больше всего мне нравится Азбука - подбором слов и бытовых тем, знакомых ребенку, и очень постепенным усложнением, особенно по сравнению с последним букварем.
Дорогие родители, озабоченные обучением детей чтению!
Просмотрите внимательно фото страниц этих букварей. Неоднократно просмотрите. Из них нужно вынести главное - сначала дети читают слоги, затем слова, разбитые на слоги. Отдельные слова! Небольшими столбиками. Буквально несколько слов. Затем - эти же слова, но уже нормально написанные. Понемногу. Чтоб ребенка не убивали морально страницы, заполненные столбцами букв и черточек между ними, от которых рябит в глазах. Обратите внимание на верстку страницы! На длину строки, которую ребенок при чтении держит взглядом. Это тоже важно! Очень важно. Для того, чтоб читать без костылей, с дугами и чем там еще понапридумывали.
Включите здравый смысл! Зачем ребенку читать предложение, если он не в состоянии прочесть слитно напечатанное слово? Зачем ему читать текст, если ему трудно понять и прочесть одно предложение?
И уж тем более - зачем ему книга, если ему трудно прочесть небольшой текст? Вот, например, "Аленький цветочек"...
Аленький цветочек! Который, при чтении его дочке, меня доводил до исступления необходимостью без конца перечитывать мудреные речевые обороты!!! Зачем читающему ПО СЛОГАМ ребенку - этот роман??? Исключительно для истязания...
Если ребенок не может читать без костылей, ему не нужна книга! Это для него рано! Пусть читает небольшие текстики. А когда он с ними уже легко справляется, ему не нужны никакие дуги и подчеркивания, только мешают.
Зачем продают такие книги? Чтоб вы их покупали! Это новый сегмент детской литературы, довольно охотно покупаемой в надежде "развить" свое чадо. Примерно то же самое, что и детская косметика, пластмассовые снежколепы, чехлы для собачьих когтей, то есть то, без чего люди долгое время спокойно обходились. Родителям нужны книги для чтения? Они считают, что эти книги должны быть похожи на букварь? Да нате вам! Долго что ли любой текст на слоги разбить? Вам нужен крупный шрифт? Да пожалуйста! Я уже несколько раз держала в руках книги такого формата и с шрифтом такого размера, что для удержания взглядом строки глаза норовили разбежаться к вискам. А по-другому никак... можно еще головой вертеть, но шея устанет, и даже мне надо вести пальцем по строчке, чтоб не потерять начало следующей, пока головой вертишь. И это издание тоже позиционировалось как книга для первого чтения...
Почему при составлении новых учебников не пользуются старыми методиками тоже понятно - надо же защищаться, надо же сказать новое слово в науке педагогике, надо же, чтоб учебник в корне отличался от старого, чтоб объявить его передовым и соответствующим для обучения будущих творцов нанотехнологий...
Вообще такое впечатление, что сейчас все делается для того, чтоб не объяснить что-то ребенку, а еще больше его запутать ((
Поэтому у меня совсем другие лозунги.
Дорогие родители! Не мучайте детей! Не отбивайте у них охоту к чтению!
Купите им набор книжечек Татьяны Русситы! От него пользы будет в разы больше, даже если через два дня ребенок запомнит их наизусть.
Дорого? Напишите и нарисуйте подобные книжки сами! Можно вместе с ним. Очень полезно.
Вас смущает, что он не читает, а шпарит их наизусть? Прекрасно! Он запомнил эти слова и ему легче будет читать другие, такие в которых эти слова "спрятаны" внутри - клубок, боксер, сбоку, бокал, потоп, роса, коса и папироса, Можете вместе придумать как можно больше новых слов, отталкиваясь от этих, записать их, прилепить на видное место и дополнять список.
Как-то под новый год, перед визитом Деда Мороза со Снегурочкой, для маскировки стопок книг, распиханных по всем поверхностям и создания дополнительного праздничного антуража, я расставила везде зимне-новогодние книги, которые остались стоять на следующий день. Дети перечитали почти все заголовки, что в совокупности давало текста больше, чем на букварной странице. И стала каждые день-два менять книги, расставляя их на полках. А дети читали - разный шрифт, разной сложности слова и фамилии авторов. Сами, без моего принуждения.
В общем-то ничего нового.
Периодически в комментариях возникают дебаты по этому поводу. Периодически повторяется одно и то же, но пусть лучше еще раз займет место в ленте пост с совсем неоригинальными высказываниями, чем кто-то из родителей сам своими руками навтыкает палки в колеса обучающемуся ребенку... Тем более, что в этот раз меня больше всего поразила установка учителя.
Кругом кричат о клиповом мышлении, и тут же специально делается все, чтоб именно такое мышление и сформировать. Для осмысленного чтения ребенок должен, читая, выделять взглядом смысловую единицу текста - слово, выделять, понимать, запоминать. В строке состоящей из слогов и дефисов это сделать невозможно. Для понимания тратится слишком много лишних усилий, тут уже не до удовольствия от чтения, тут сплошная безысходность накатывает.
А к чему лишние жертвы, когда можно прекрасно обойтись без них?
Другие посты об обучении чтению, в которых все вышесказанное уже мелькало:
Еще о чтении - Читаем после азбукиВ.Волина - Праздник букваря
Страна Нечиталия
Как мы читали после Нечиталии
Очень хочется надеяться, что пост окажется кому-то полезным.