Библиотечное
отзывы"Приключения Мурзилки и лесных человечков"
Давно хотела почитать эту книгу, раньше о ней не слышала, Мурзилка для меня всегда был жёлтеньким человечком из одноимённого журнала). В итоге не очень понравилось. Читала Ильдару, текст очень простой и вполне художественный, он сначала слушал, но потом стал откровенно отвлекаться, совсем потеряв интерес к истории.
Группа маленьких лесных человечков, типа эльфов, путешествуют по миру, по разным странам. Передвигаются они то на лисе, то на ките, то с помощью сапожков-мокроходов, то ещё как-то)). Приключения их какие-то никакие, пресные что-ли, да порой и несуразные какие-то. Мурзилка, в отличии от знакомого нам образа, глупый, бестолковый зазнайка. В книге есть и другие человечки со знакомыми нам по другой истории именами.
Возможно герои Палмера Кокса, а в дальнейшем и в пересказе Хвольсона, и были прототипами наших Мурзилки и Незнайки, но по-моему мнению они остались далеко позади от них и вообще ушли в небытие, не выдержав конкуренцию)).
"Маленький Цахес,по прозванию Циннобер" Гофман
Помню я эту сказку ещё с детства, давно хотела перечитать, так как в воспоминаниях остался только страшный и мерзкий образ горбуна-карлика.
На самом деле сказка очень глубокая, философская и политически окрашенная. Гофман в сказочной форме отразил мир, где жизненные блага и почёт воздаются не по труду, не по уму и не по заслугам(. В сказке также поднимается тема массового психоза, как сейчас принято говорить- "зомбирование".
История про Циннобера-Ерундобера -острая социальная и политическая сатира, направленная против малых и больших деспотов, возвышавшихся с помощью лжи, несправедливости, насилия, подлости, обмана. Общественное устройство, при котором злобное ничтожество может паразитировать на труде множества других людей, помыкать ими, вершить их судьбы, представляется писателю безумным.И жалкая гибель чванливого уродца, который тонет в ночном горшке, спасаясь от народного возмущения, воспринимается как справедливый финал. Автор предупреждает реальных цинноберев о том, что их карьера кончится трагически.
Гофман был интересной личностью, прочитав его биографию можно узнать, что писатель очень многое переносил из своей личной жизни в своё творчество. Например история трудной любви студента Валтазара к прекрасной Кандиде, из сказки про Циннобера, тоже в каких-то подробностях удивительно напоминает горестную влюбленность Гофмана в девушку по имени Юлия Марк. В 1808 - 1812 годах писатель, известный тогда больше как музыкант, жил в городе Бамберге и давал уроки музыки в богатых семьях. Юлия Марк была его ученицей, он полюбил ее, но мать поспешила выдать девушку за богатого коммерсанта. "Ох, деньги имеют изрядную силу, Коль можно девицу купить за кобылу..."(Роберт Бернс). Брак по расчёту был несчастливым и вскоре распался.
Сам же писатель перебивался с копейки на копейку, жил впроголодь, перепробовав разные виды заработка на жизнь. Он занимался музыкой, писал фрески, был режиссером... В его дневнике можно встретить запись: «Продал старый сюртук, чтобы поесть». Только должность судейского чиновника принесла ему прочный заработок.
Эрнст Теодор Амадей Гофман умер в 1822 году, сорока шести лет от роду. Перед самой смертью уже тяжело больной писатель подвергся судебному преследованию за сказку «Повелитель блох». Власти усмотрели в ней сатиру на несправедливость и крючкотворство судейской бюрократии. Более того, министр полиции фон Кампц тоже по-своему занялся поиском прототипов: в образе доносчика, подлеца и шантажиста Кнаррпанти он увидел собственный портрет и велел конфисковать предосудительное сочинение. Смерть, возможно, избавила автора от более крупных неприятностей.
Кредиторы распродали с торгов вещи писателя: мебель, платье, шитый мундир советника, гитару, скрипки, золотые часы, книги, гравюры Калло, вдохновлявшие когда-то Гофмана в работе над первыми произведениями. После всех своих трудов писатель не оставил жене ничего, кроме долгов.
В книге иллюстрации Алимова, отлично дополняют и передают суть сюжета, но их крайне мало, тот случай когда устаёшь читать до картинки))).
"Дамы часто потакают причудливейшим желаниям, безудержно и бездумно следуя какой-нибудь минутной прихоти, даже если она больно задевает других"
******
"Начало его славе положило удачно выведенное им после многочисленных физических опытов заключение, что темнота происходит преимущественно от недостатка света."
******
"Кому богатство не суждено, у того золото уплывает из кармана он и сам не знает, как. Оно причиняет ему только новые горести, и, чем больше перепадает ему, тем беднее он становится."
"Лёгкое дыхание" Бунин
Сборник рассказов, но из-за очень тонкого и мелкого шрифта я прочитала только один, одноимённый сборнику.
Советую всем. Советую прямо сейчас. Чтения на 5-7 минут, но насколько это глубокий рассказ...По мне так его нужно включать в школьную программу и обсуждать, разбирать на уроках, писать по нему сочинения.., чтобы предупреждать это легкое...дыхание, лёгкое отношение к своей и чужой жизни...
Произведение оставляет шлейф мыслей...
Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз…
*********
у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто.
*********
я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!.."
*********
Этот венок, этот бугор, дубовый крест! Возможно ли, что под ним та, чьи глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона на кресте, и как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской?
********
- Я в одной папиной книге, - у него много старинных смешных книг, - прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, - ей-богу, так и написано: кипящие смолой! - черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, - понимаешь, длиннее обыкновенного! - маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, - я многое почти наизусть выучила, так все это верно! - но главное, знаешь ли что? - Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда, есть?
Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.
"Убежище. Дневник в письмах"" Анна Франк
Узнала об этой книге из рекомендательных списков. Очень-очень скучная для меня оказалась. Главная героиня, автор дневника откровенно раздражала меня своим цинизмом, заносчивостью, бахвальством. Жалею о потраченном времени, было не интересно, не вызвало ни сострадания, ни сочувствия, ни других трепетных чувств.
"Серёжа" Вера Панова
"ничто любимое не может быть обузой"
Сколько бы вы не читали рецензий и отзывов на эту книгу, не верьте, она намного-намного лучше! Не возможно словами передать какая она, её нужно читать, её нужно прочувствовать самому.
История без надуманности, преувеличений и фальши, настолько она простая, естественная, реальная.
Кого-то может покоробить эпизод, где мальчику Серёже в гостях за столом дают рюмку вина. Ничего криминального автор нам не показывает, он просто описывает наивных, местами недалёких по тем временам людей, оттого история эта представляется очень правдивой.
Рисунки Гальдяева прекрасны, очень хорошо передают дух и атмосферу того времени.
Не могла не записать понравившиеся цитаты, а скорее целые эпизоды):
Сережа бы не заметил, но Фима сама спросила его:
- Ты обратил внимание, сколько много у меня лент?
Это она правильно сделала, что спросила. А то разве на всё обратишь внимание? Сережа и рад обратить, да внимания не хватит. Столько вещей кругом. Мир набит вещами. Изволь всё заметить.
*********
Посмотрите, какие гениально-трогательные сравнительные обороты у Веры Пановой. Я готова снова и снова перечитывать эти строки, настолько они чувственные.
От всего, что приходится увидеть и испытать за день, Серёжа очень устаёт. к вечеру он совсем изнемогает:еле ворочается у него язык;глаза закатываются, как у птицы. Ему моют руки и ноги, сменяют рубашку,-он в этом не участвует,его завод кончился, как у часов.
Он спит, свободно откинув светловолосую голову, разбросав худенькие руки, вытянув одну ногу, а другую согнув в колене, словно он всходит по крутой лестнице. Волосы, тонкие и лёгкие, распределившись на две волны, открывают лоб с двумя упрямыми выпуклостями над бровями, как у молодого бычка. Большие веки, опущенные тенистой полоской ресниц, сомкнуты строго. Рот приоткрылся посередине,в уголках склеенный сном. И дышит он неслышно, как цветок.
Он спит, и можете, пожалуйста, бить в барабан, палить из пушки-Серёжа не проснётся, он копит силы, чтобы жить дальше."
*********
Коростелёв прерывает её и говорит:
- Я тебя люблю.
Мама не верит:
- Правда?
- Люблю, - подтверждает Коростелёв. А мама всё равно не верит:
- Правда - любишь?
"Сказал бы ей "честное пионерское" или "провалиться мне на этом месте", - думает Серёжа, - она бы и поверила".
*********
Сколько ненужных слов у взрослых! Вот, например: пил Сережа чай и пролил; тетя Паша говорит:
- Экий неаккуратный! Не настачишься на тебя скатертей! Не маленький уж, кажется!
Тут все слова ненужные, по Сережиному мнению. Во первых, он их слышал уже сто раз. А во вторых, и без них понимает, что виноват: как пролил, так сразу понял и огорчился. Ему стыдно и хочется одного - чтобы она поскорей убрала скатерть, пока другие не видели. Но она говорит еще и еще…
*********
Или как, например, мама заботится, чтобы он говорил «пожалуйста», а это слово даже и не значит ничего.
- Оно обозначает просьбу, - сказала мама. - Ты у меня просишь карандаш и в знак того, что это просьба, ты добавляешь: пожалуйста.
- А ты не поняла, - спросил Сережа, - что я у тебя попросил карандаш?
- Поняла, но без «пожалуйста» - это невежливо, невоспитанно. На что это похоже - «дай карандаш»! А если ты скажешь: «Дай карандаш, пожалуйста», - это вежливо, и я с удовольствием дам.
- А если не скажу - без удовольствия дашь?
- Совсем не дам! - сказала мама.
- Хорошо, пожалуйста, - Сережа говорит им «пожалуйста», - при всех своих странностях они сильны и властвуют над детьми, они могут дать или не дать Сереже карандаш, как им вздумается.
Вот Коростелев не беспокоится о пустяках, даже внимания не обращает - сказал Сережа «пожалуйста» или не сказал.
И если Сережа занят в своем уголке и ему нельзя, чтобы его отрывали, - Коростелев никогда не разрушит его игру, не скажет что-нибудь глупое, вроде: «А ну, иди, я тебя поцелую!» - как Лукьяныч говорит, придя с работы. Поцеловав Сережу своей жесткой бородкой, Лукьяныч дает ему шоколадку или яблоко. Спасибо, но зачем же, скажите пожалуйста, непременно целоваться и отрывать человека от игры, - игра важнее яблока, яблоко Сережа и потом бы съел.
*********
Они сели есть. Сережа не мог. Ему противна была еда. Тихий, всматривался он в лица взрослых. Он старался не вспоминать, но оно вспоминалось да вспоминалось - длинное, ужасное в холоде и запахе земли.
- Почему, - спросил он, - она сказала - все там будем?
Взрослые замолчали и повернулись к нему.
- Кто тебе сказал? - спросил Коростелев.
- Тетя Тося.
- Не слушай ты тетю Тосю, - сказал Коростелев. - Охота тебе всех слушать.
- Мы, что ли, все умрем?
Они смутились так, будто он спросил что-то неприличное. А он смотрел и ждал ответа.
Коростелев ответил:
- Нет. Мы не умрем. Тетя Тося как себе хочет, а мы не умрем, и в частности ты, я тебе гарантирую.
- Никогда не умру? - спросил Сережа.
- Никогда! - твердо и торжественно пообещал Коростелев.
И Сереже сразу стало легко и прекрасно. От счастья он покраснел - покраснел пунцово - и стал смеяться. Он вдруг ощутил нестерпимую жажду: ведь ему еще когда хотелось пить, а он забыл. И он выпил много воды, пил и стонал, наслаждаясь. Ни малейшего сомнения не было у него в том, что Коростелев сказал правду: как бы он жил, зная, что умрет? И мог ли не поверить тому, кто сказал: ты не умрешь!
*********
Вот какой Коростелев: захоти он - парню и Тане было бы плохо.
Но он этого не захотел, потому что он не только всемогущий, но и добрый. Он сделал так, что они рады и смеются.
Как Сереже не гордиться, что у него такой Коростелев?
********
Он заранее знает, какое слово сейчас будет произнесено; но от этого сказка не становится хуже. Наоборот. Какой смысл он вкладывает в понятия: женихи, свататься, - он не мог бы толково объяснить; но ему все понятно - по-своему. Например: «конь стал как вкопанный», а потом поскакал, - ну, значит, его откопали.
***********
Пришел Лукьяныч с покупкой: серая коробка, обвязанная веревочкой. Сережа было загорелся и ждет нетерпеливо, чтобы Лукьяныч развязал веревочку. Чикнуть бы ее, и готово. Но Лукьяныч долго пыхтит и распутывает тугие узелки, - веревочка пригодится, он ее хочет сохранить в целости.
Сережа смотрит во все глаза, поднявшись на цыпочки… Но из серой коробки, где могло бы поместиться что-нибудь замечательное, появляется пара огромных черных суконных бот с резиновым ободком.
У Сережи у самого есть боты, с такими же застежками, только без сукна, просто из резины. Он их ненавидит, смотреть еще на эти боты ему нет ни малейшего интереса.
- Это что? - упав духом, уныло-пренебрежительно спрашивает он.
- Боты, - отвечает Лукьяныч и садится примерить. - Называются - «прощай, молодость».
- А почему?
- Потому что молодые таких не носят.
- А ты старый?
- Поскольку надел такие боты, значит, старый.
Лукьяныч топает ногой и говорит:
- Благодать!
И идет показывать боты тете Паше.
***********
Сережа влезает на стул в столовой и зажигает электричество. Рыбы плавают в аквариуме, тараща глупые глаза. Сережина тень падет на них - они всплывают и разевают рты, ожидая корма.
«А вот интересно, - думает Сережа, - будут они пить свой собственный жир или не будут?»
Он вынимает пробку из пузырька и наливает немножко рыбьего жира в аквариум. Рыбы висят хвостами вниз с разинутыми ртами и не глотают. Сережа подливает еще. Рыбы разбегаются…
«Не пьют», - равнодушно думает Сережа.
Скука, скука! Она толкает его на дикие и бессмысленные поступки. Он берет нож и соскабливает краску с дверей в тех местах, где она вздулась пузырями. Не то чтобы это доставляло ему удовольствие, - но все таки занятие. Берет клубок шерсти, из которой тетя Паша вяжет себе кофту, и разматывает его до самого конца - для того, чтобы потом смотать снова (что ему не удается). При этом он каждый раз сознает, что совершает преступление, что тетя Паша будет ругаться, а он будет плакать, - и она ругается, и он плачет, но в глубине души у него удовлетворение: поругались, поплакали - глядишь, и провели время не без событий.
***********
Зачем заставлять тебя переносить с нами трудности? Пуще расхвораешься…
Не надо заставлять. Он согласен, он готов, он жаждет переносить с ними трудности. Что им, то пусть и ему. При всей убедительности этого голоса Сережа не мог избавиться от мысли, что они оставляют его не потому, что он там расхворается, а потому, что он, нездоровый, будет им обузой. А сердце его понимало уже, что ничто любимое не может быть обузой. И сомнение в их любви все острее проникало в это сердце, созревшее для понимания.
***********
Сережа хотел бы ответить так: думай - не думай, плачь - не плачь, - это не имеет никакого смысла: вы, взрослые, все можете, вы запрещаете, вы разрешаете, дарите подарки и наказываете, и если вы сказали, что я должен остаться, вы меня все равно оставите, что бы я ни делал.
Так он ответил бы, если бы умел. Чувство беспомощности перед огромной, безграничной властью взрослых навалилось на него…
**********
Он держался за эту твердую мужскую шею, колючую под подбородком, как за последний свой оплот. В этом человеке была его главная надежда, и защита, и любовь.
**********
а снаружи, над нами, едет Коростелев, он нас любит, он за нас отвечает